Феномен сознания, основные его фундаментальные свойства, понятие души
В современной науке, в том числе и философии сознание рассматривается как:
§ Высшая форма психического отражения действительности, которая присуща только человеку, понимаемому как социально-культурная личность (поэтому сознание по своей природе социально и исторично, оно не дано человеку изначально, а возникает и развивается в процессе социализации.)
§ Сознание является тем органом или элементом человека, который определяет его соотнесенность с внешним миром, определяя это можно выделить фундаментальные или системно-предметные свойства сознания – это системные свойства нашего сознания:
1) Это свойство предметности нашего сознания; сознание есть предметное осознание бытия. Человек выделяет себя из мира и осознает себя в качестве некого телесного существа как субъекта деятельности, действия которого направлены на конкретные предметы окружающего мира , поэтому сознание отражает мир в конкретных образных формах, отсюда главной функцией сознания является именная функция, мы даем имена, то есть названия предмету, и человек рассматривает мир не абстрактно, как животное на основе значимости, а конкретно, четко;
2) Определяетсяоперативностью нашего сознания. Сознание – оперативное отражение бытия, это исходит из того, что человек сознает свое поведение и цели своей деятельности, поэтому сознание является органом контроля и управления над деятельностью человека, а само сознание находится в состоянии постоянного конфликта с окружающей средой, и поэтому оно вынуждено оперативно реагировать на вызовы окружающей действительности;
3) Наше сознание является оценочным, и человек не только осознанно относится к миру, но он также определяет значимость вещей, явления и процессов по отношению к себе, и на основе этого осуществляет выбор, а выбор всегда предполагает оценку ситуации деятельности;
4) Сознание по своей природе является рефлексивным, а именно оно всегда направленно на самопознание, саморегуляцию, самооценку самого себя, и вне этой направленности сознание принципиально не может существовать;
5) Сознание по своей природе коммуникативно, оно осуществляет передачу информации от одного субъекта к другому.
Таким образом, системными качествами являются предметность, оперативность, оценочность, саморегуляция (рефлексивность) и коммуникативность. И эти характеристики или свойства сознания определяют качество отражения действительности. Однако в литературе принято выделять еще атрибутивные свойства сознания, то есть те, которые определяют социальную природу нашего сознания. И этими свойствами являются:
1)Идеальность наш сознания – наша способность выделять свойства окружающей действительности тем самым формировать знания, и по отношении к животной психике, наше сознание выступает здесь как абстрактное по отношении к конкретному, ибо животные (их психика) отражают окружающий мир через значимость;
2) Целеполагание – это свойство заменяет нам инстинкт, рефлекс в отражении, и главное здесь состоит в том, что человек способен сформировать идею: 1)сформулировать образ, предшествующий его деятельности; 2) способен создать систему методов или приемов, на основе которых данная цель постигается или реализуется;
3) Знаковость – связь нашего сознания с языком, и на основе этой связи мы способны передавать значимую информацию, минуя биологические формы наследования.
4) Духовность – интегральная характеристика нашего сознания, которая определяет направленность и развитие самого сознания, а также механизм его проявления, и определение духовности, отсюда это внутреннее стремление человека постоянно расширять горизонт своего бытия за счет создания систем виртуальных миров, а также стремление человека воплощать идеалы данных миров для нашего физического бытия.
Однако в литературе выделяется Эффект живой духовности, который, по мнению авторов, таких как Эмиль Марсель, Жан-Поль Сартр, Титоренко, Коральков, Ботищев, считают атрибутивным свойством сознания то свойство, которое определяет индивидуальность нашего сознания в целом. И истоками такой живой духовности считается чувство стыда, долга, совесть, потребность в красоте, любовь к БОГУ и к Родине.
В качестве вывода можно сказать, что атрибутивные характеристики сознания: идеальность, целеполагание, знаковость и духовность определяют социально-историческую природу сознания.
Домашнее задание:
(лист форматом А4): Что такое душа?? В чем ее принципиальное отличие с сознанием? 1 страничка.