Гештальт-терапия, деонтология и этика 4 страница
В таком смысле работа над осознаванием происходящего на границе контакта подразумевает преодоление этого метонимического эффекта. В отличие от психоаналитика, гештальт-терапевт не прячет того, что в нем есть особенного, личного: например, ему случается давать определения переживаемому опыту. То есть возникает реальность, создаваемая общим (или как минимум совместным) опытом пациента и терапевта. Работа над этим отношением, выявление фаз контакта, прерываний цикла переживаемого опыта - все это способы перейти от части к целому: для пациента это означает переход от переживания «мне плохо» к осознанию функции этого переживания и того, что в нем есть особенного. Пациент переходит от индивидуального переживания к переживанию как феномену поля. Если вспомнить только что приведен-
ный образ, парус не нечто существующее само по себе; он всегда есть в отношении с ветром или штилем.
С другой стороны, можно говорить о метонимической позиции также в том смысле, что опыт, который пациент переживает в ходе терапии, есть часть совокупности его опыта. В таком случае, остается узнать, как эта часть связана с другими элементами опыта, а также какова природа данных связей. Если снова воспользоваться все тем же образом, на этот раз речь идет о том, чтобы по парусу идентифицировать судно. Парус один или их много? Как парус крепится к мачте? Кто и как управляет парусами? И так далее. А дальше встают другие вопросы. Куда идет судно под парусом? Нагружено ли оно военными припасами, перевозит продовольствие или же плавает просто так? В терапевтическом плане это означает работу по раскрытию разных артикуляций опыта пациента, установлению связи элементов, которые кажутся разрозненными, и расширению поля осознавания.
Наша исследовательская группа, которую вели Мари Пети и Жан-Мари Робин, на протяжении многих дней разбирала видеозаписи сессий одной пациентки. Данная пациентка начала глубинную терапию с терапевтом-мужчиной, которая окончилась эмоциональным взрывом и физическим контактом пациентки и терапевта.
Когда мы разбирали эту терапевтическую ситуацию, то пришли к выводу, что ее можно интерпрентировать многими способами. По мнению одних, данный курс терапии нужно рассматривать в связи с травматическим опытом прошлого. В разбираемой ситуации можно увидеть попытку преодоления недопережитого эпизода детства пациентки, чей брат использовал ее для удовлетворения сексуальных потребностей двух своих товарищей и своих собственных. Согласно другой интерпретации, то, что пациентка выбрала своим терапевтом мужчину, было попыткой выйти из отношений слияния с матерью. Третье мнение отдавало предпочтение исследованию отношений с отцом. Наконец, все то же самое с равным успехом можно было расценить как попытку установить до того не испробованный и опасный контакт с фигурой мужского пола.
Каждое из этих прочтений опиралось на материал, зафиксированный в ходе предыдущих сессий. Нам тогда казалось, что результатом исследования должна была стать «хорошая интерпретация», поскольку все это имело смысл: на самом деле, в данной терапии оказались мобилизованы одновременно все эти моменты, а также, вероятно, другие, менее очевидные. Это все равно, что сказать, что дело заключается в
.44-
Перестать знать. Философия гештальт-терапии
метонимическом отношении, которое устанавливается между отношением пациентка/терапевт и различными элементами совокупного поля опыта данной пациентки. В таком-то аспекте она скорее всего связана проблемой своих взаимоотношений с братом, в другом случае важность приобретают ее отношения с матерью и так далее. Можно, впрочем, подумать, что сам эмоциональный накал терапии обязан происхождением тому факту, что многие зоны опыта пациентки, сами по себе уже нагруженные эмоционально, вошли в резонанс. Метонимическая гипотеза как раз и предполагает признание всего сказанного. Она подразумевает отказ от отыскания единственного и окончательного значения, которое скорее отвечало бы позиции метафорического типа (уточним, что принятие терапевтом такой метафорической позиции не подразумевает того, что опыт пациента имеет только метафорическую природу). Терапевтической здесь является метонимическая артикуляция отношения терапевт/пациентка и некоторых ключевых элементов опыта пациентки. Исходя из этого, может произойти интеграция переживаемого опыта и реорганизация прошлого опыта.
Дабы это оказалось возможным, наверное, необходимо, чтобы терапевт в разные моменты терапии занимал разные позиции. В первые дни его вмешательство должно быть минимальным; он узнает от пациента различные элементы его опыта, но глубоко их не исследует. Можно сказать, что эти различные элементы просто приходят в движение и вступают в отношения между собой.
Второй период упомянут выше; в такой момент терапевт существенно вовлечен и мобилизован. На этот раз происходит то, что эта сильная мобилизация терапевта (которая может принимать форму как эксперимента, так и прямого контакта) фокусирует все то, что оказалось мобилизовано в первое время.
Последний этап будет моментом интеграции, главным условием которой является то, что терапевт отступает на задний план, мало-помалу позиционируя себя в качестве одного из элементов поля, переставая быть его центральным элементом; без этого метонимическая артикуляция будет невозможна: в самом деле, если терапевт остается на переднем плане, может произойти только то, что некоторые элементы поля опыта пациента соединяться с только что пережитым, но не произойдет глобальной реорганизации поля опыта. Такая реорганизация подразумевает, что новые артикуляции возникнут вокруг осей, которые, возможно, нельзя увидеть в связи с тем, что было пережито, но ко-
-45-
торые приходят в движение просто потому, что равновесие поля оказалось нарушенным.
Из этой гипотезы также вытекает необходимость поставить под вопрос «парадигму голограммы» (которую так часто представляют как центральную в гештальт-терапии). то есть идею, согласно которой все содержится в каждой части. С такой точки зрения, то, что происходит во время терапии, расценивается в качестве квинтэссенции всего опыта индивида.
Нам кажется, что данная модель, при всей ее внешней соблазнительности, не отвечает тому, что мы реально могли наблюдать. Совершающееся в терапии, безусловно, связано с какими-то элементами опыта пациента, но наверняка не со всеми. И если терапевтическое отношение может иметь резонанс в совокупности индивидуального опыта, то это скорее окольным путем описанной выше метонимической артикуляции и вследствие нарушенного равновесия поля, нежели как эффект того типа, который подразумевается голографической моделью.
Наконец, приоритет метонимического измерения подразумевает, что, в отличие от психоанализа в духе 3. Фрейда и особенно Ж. Лакана, главным направлением гештальт-терапии не является работа над означающими; во всяком случае, это не наша «входная дверь».
Как мы видели, в том, что касается метафоры, игра означающих ставит почти вне игры аспект реальности, так как что угодно может быть поставлено на место чего угодно. Напротив, в случае метонимии нельзя, например, связать часть и целое, если это часть от чего-то другого. Здесь мы скорее имеем дело с тем, что Ф. де Соссюр называет обозначаемым (то есть обозначающим плюс акустический образ) в его отношении к реальности: «парусом» можно заменить «корабль», но трудно проделать то же самое с «лошадью»!
С терапевтической точки зрения это значит, что в центр внимания ставится способ, которым индивид переживает свой опыт и который определяется в связи с остальным его опытом. Так, если пациент нам говорит: «В данный момент мне страшно», мы должны постараться ему помочь в том, чтобы он смог установить признаки (телесные, например), которые позволяют ему обобщить переживаемый им опыт посредством понятия (то есть обозначаемого) «страх»: речь идет о том, чтобы проверить, в каком отношении переживаемый опыт метонимически соотносится с другим опытом страха. Ответы могут быть разными. Пациент может открыть для себя, что дело действительно заключается в его страхе. Но, возможно, ему предстоит заметить, что, на самом деле,
-46-
Перестать знать. Философия гештальт-терапии
речь идет о совсем иной эмоции. Наконец, может случиться и так, что под вопрос будет поставлено то, что он называет словом «страх»; ему придется отдать себе отчет в том, что то, что для него выглядит единым блоком ситуаций, в которых главенствует страх, может быть то проективным желанием, то ретрофлексивным гневом, а то и чем-нибудь еще.
Работа гештальт-терапевта должна, таким образом, в своем существе строиться на метонимическом аспекте опыта, и одним из ее результатов должно быть сопоставление переживаемого опыта и того способа, которым пациент относит данный опыт к уже существующему обозначаемому. Это сопоставление осуществимо, по крайней мере, двумя разными способами: можно поставить вопрос о том, что именно пациент понимает под словом «страх», и это будет работа над функцией «пер-соналити»; можно исследовать переживания и эмоции и, значит, работать над функцией «ид», например, до того момента, когда пациент выяснит, что используемое обозначаемое «страх» неадекватно.
Принятие данных гипотез, которые, естественно, остаются дискуссионными, может также привести к мысли, что утрата функции «эго» или скорее замещение этих потерянных функций механизмами проекции, ретрофлексии и так далее, должны рассматриваться как нарушение отношений обозначаемое/опыт. Это означало бы, что одним из важных уровней для начала терапевтической работы может стать уровень обозначаемого, то есть концептуальный уровень (впрочем, всегда находящийся в связи с опытом), что для так называемой «эмоциональной» терапии явилось бы нешуточным парадоксом.
-47-
Перестать знать Философия гештальт-терапии
Жак Блез Абстракция тела*
Что может быть для гештальт-терапевта более красноречивым, чем тело?! Гештальт-терапию представляют как терапию, опосредованную телом, или даже как терапию с телесной доминантой: во всяком случае, - как терапию, восстанавливающую тело, в отличие, к примеру, от психоанализа.
Между тем, знакомство с гештальтистской литературой (может быть, мое шапочное знакомство) дает в этом смысле мало: например, указатель к американскому изданию «Гештальт-терапии» Ф. Перлза. Р. Хефферлайна и П. Гудмена вообще не включает термина «body» (тело); в нем есть лишь термин «body-awareness» (телесное осознавание), причем, эта рубрика отсылает читателя к трем упоминаниям, из которых читатель не сможет почерпнуть для себя ничего существенного. Словно не существует тела, которое, по крайней мере, на уровне опыта, не являлось бы, в то же время, телесным осознаванием, что опять приводит нас к феноменологии!
В той же книге телу посвящена отдельная глава. Тем не менее, авторы стремились, прежде всего, показать неуместность обычного разделения тела, души и внешнего мира.
С другой стороны, не похоже, чтобы на конференциях, коллоквиумах и других мероприятиях по гештальт-терапии большинство рабочих групп, занятых темой тела, явным образом строили свою работу на основе главных и специфических понятий гештальт-терапии. Даже если в работе этих групп часто возникают фундаментальные вопросы (как-то вопрос отношения между телом и семьей, или отношений между телом и воображаемым, или же вопрос телесного контакта в ходе терапии и так далее), в основном дело ограничивается лишь практической стороной. Разумеется, практический опыт - наше богатство. Но кажется также, что в этом есть признак того, что вопрос тела в гештальт-терапии позиционируется скорее в области действия, проживаемого опыта, тогда как его проблематизацию еще только предстоит разработать.
Blaize J. I/ abstraction du corps // Blaize J. Ne plus savoir. Phenomenologie et etique de la psychotherapie. Bordeaux, 2001, p. 91-97. Текст был впервые представлен на ежегодной конференции Французкого Общества Гештальта и впервые опубликован сначала в бюллетене Обше-ства, № 24—25, —Прим. автора
С одной стороны, у нас есть образ, представление о гештальт-терапии как о том, что построено вокруг оси телесного. Но, с другой стороны, обнаруживается явный недостаток рефлексии на эту тему. Вместе с тем, этот недостаток только кажущийся. Дело в том, что философия холизма, которая оперирует понятием организма, подразумевает преодоление понятия «тела» (точно так же, как она подразумевает преодоление понятия «духа»).
В этом смысле можно сказать, что понятие тела возникает из абстракции.
Двойная абстракция
Как известно, первое базовое понятие гештальт-терапии - поле. Речь идет о поле организм/среда и о границе контакта, которая сама есть функция данного поля. По отношению к этому целостному полю как организм, так и среда в качестве понятий являются более чем абстракциями. Отсюда вопрос: с какой стати мы принимаем за реальность то, что есть не более чем абстракция? На один важный момент, который поможет нам найти ответ, обращает внимание П. Гудмен: «Когда организм, - пишет он, - движется в широком поле и, подобно животному, имеет некую сложную внешнюю структуру, кажется уместным говорить о нем как таковом - например, о коже и о том, что находится под кожей; но это не более чем иллюзия, обязанная своим происхождением тому факту, что движение в пространстве, а также какая-нибудь внешняя деталь, по сравнению с относительной стабильностью и простотой заднего плана, притягивают глаз»1. Следовательно, появление организма в качестве сущности возможно лишь посредством дифференциации по линии фигура/фон. Фигура «организм» абстрагирована, выделена из целостного поля. Это первая абстракция.
Вторая абстракция, совершающаяся внутри первой, выделяет тело. Как первая абстракция позволяет выделить организм из целостного поля, точно так же вторая абстракция позволяет выделить тело (или дух; процесс тот же самый) из организма как целостности.
Например, я говорю, что мое тело находится на первом плане моего поля сознания, что может происходить в форме боли, удовольствия, общего ощущения и так далее. Сказать «мое тело находится на первом плане» возможно только путем элиминирования процесса в пользу одного результата. Это возможно лишь при том условии, что я элиминирую тот факт, что именно я сосредотачиваю внимание на телесном
Ж ак Блез
ощущении как преобладающем модусе бытия в мире в данный момент времени. Утверждать, что «мое тело делает то-то и то-то», значит абстрагироваться от того, что «я сосредотачиваю внимание». Результатом этого утверждения является реификация тела, осмысляемого в качестве самостоятельной реальности; тем самым я забываю, что «я делаю то-то и то-то».
В такой же мере абстракцией является «тело другого»: в качестве непосредственной данности я имею дело с другим, а не с его телом и не с его духом и тем более не с суммой души и тела. Другой для меня существует непосредственно, в качестве коррелята моей интендиональ-ной нацеленности; он для меня выступает в роли экзистенциального значения. И если я сфокусирован на «теле другого», это опять мое я фокусирует меня на нем; оно же конституирует это тело как возлюбленное, ненавистное, желанное, такое, которое необходимо вылечить или которое необходимо разрушить. Здесь мы касаемся «проективного» или даже «конгр-лереносного» аспекта интенциональности.
Абстракция тела так широко распространена, что не может быть случайностью: «Такие фундаментальные расслоения, - снова пишет П. Гудмен. - не могут происходить из простых ошибок, которые можно исправить с помощью новых данных; они сами даны в опыте». Иллюзию тела необходимо рассмотреть в связи с фундаментальными механизмами невроз а.
Напомним, что невроз связан с чрезвычайной и вяло текущей ситуацией, вкоторой одновременно слишком много опасности и слишком много фрустрации: я переживаю неудовлетворенность своих потребностей, но, в то же время, удовлетворить их, вступив в контакт со средой, было бы для меня слишком опасно. Какие средства выхода из этой ситуации есть в моем распоряжении? Прежде всего, это уменьшить про-приоцепцию. Так легче всего добиться положительного результата. Таким образом, уменьшается осознание мной моих потребностей, а вместе с ними уменьшается фрустрация. Но, в то же время, уменьшить проприоцепцию — значит уменьшить осознавание тела; значит начать делать из своего тела сущность, которая не является мною, так как я чувствую свое тело мало или не чувствую совсем. Тело становится «отличным от меня», другим лицом, с которым потом нужно будет учиться знакомиться, учиться его слушать, приручать, как если бы, в самом деле, речь шла о чужом человеке или даже иностранце.
Параллельно с этим сокращением проприоцепции непроизвольно возрастает внимание к реальной или мнимой внешней угрозе. В этом
-50-
Перестать знать. Философия гештальт-терапии
смысле восприятие делается более чутким, и малейшие признаки угрозы немедленно улавливаются. Но одновременно поле восприятия сокращается, так как больше не воспринимается ничего, что не имеет отношения к данной угрозе. Эта непроизвольная внимательность, это внутреннее напряжение делаются «бодрствующим духом», который настороже перед лицом внешнего мира. Этот бодрствующий дух становится в двусмысленную позицию по отношению к телу: в самом деле, это дух, забывший о теле, но готовый мобилизовать само это тело в качестве орудия ответной реакции, будет ли это борьба или бегство4. Мы можем видеть, что такая «абстракция» тела является, в то же время, процессом творческого приспособления, хотя и невротического свойства; или, если воспользоваться выражением 3. Фрейда, она является особым модусом вхождения в невроз.
От абстракции к клинике
В свете сказанного, психосоматические заболевания можно понимать как один из результатов такого разъединения души и тела и одновременно протест против этого разъединения
Если тело воспринимается как нечто постороннее духу или психике (а это возможно лишь путем очень сильного контроля за проприоцеп-цией), тем легче на него проектировать физическое или экзистенциальное страдание.
Не что иное, как мое тело причиняет мне боль, например, посредством мигрени, астмы и так далее. Выигрышность данного процесса интерпретации состоит, разумеется, в том, что я избегаю фраз типа «я болею» или «я задыхаюсь», то есть, другими словами, я избегаю принятия на себя ответственности за свое состояние. Но это преимущество - не единственное. Я так же получаю возможность не иметь дела с моей средой: если ответственность лежит на моем теле, то ничто другое не может причинять мне удушье. Следовательно, я не могу ни в чем упрекать другого человека, в особенности, если этот другой - близкий мне человек. Так что моим отношениям с ним ничто не может угрожать. Иначе говоря, психосоматические заболевания подразумевает двойное отрицание ответственности: ни субъект, ни другие люди не отвечают низа что. Психосоматика позволяет субъекту избежать столкновения с внешней угрозой, и она же помогает ему избежать тревожности, связанной с принятием на себя личной ответственности.
-51-
Жак Блез
Как бы то ни было, в психосоматическом заболевании нужно увидеть также своего рода протест против разъединения души и тела, против этого процесса, складывающегося одновременно из ретрофлексии («я болею»), проекции («мое тело болеет») и интроекции («я не должен упрекать никого другого»). И только преодоление этого разъединения позволяет преодолеть психосоматическое заболевание (некоторое время психосоматика может сохраняться в ослабленной форме как фактор равновесия, дающий островок такой приятной безответственности, которой можно еще немного попользоваться).
Если так, то в чем заключается смысл «работы с телом» в гештальт-терапии? Понятно то, что она не может быть самоцелью. Целью терапии является восстановление континуума сознания, способности принимать новое и подпитываться от этого, восстановление процесса фигура/фон, воссоединение переживания «я», «я-как-функция-данного-поля-делаю-то-то». Критерием соответствия работы с телом в геш-талът-терапии в целом может быть следующий: способствует ли эта работа (и если да, то как?) такому восстановлению и воссоединению или, наоборот, поддерживает или даже усугубляет разъединение?
Телесный подход всегда должен строиться на артикуляции восприятия и проприоцепции и на диалектике поддержки среды и самоподдержки. Говоря более конкретно, если терапевт вводит в разговор такие фразы, как «я равно тело», или «тело не лжет», он тем самым рискует увековечить отсутствие единства или даже некоторую форму разъединения. По завершении этой работы клиент, вероятно, «никуда не продвинется». Наверное, клиент узнает о себе нечто такое, чего он не знал прежде, однако есть риск, что за это открытие ему придется заплатить дорогую цену; ценой будет установление новых интроектов и, следовательно, новое расстройство функции «персоналити».
Проприоцепцию, безусловно, интересно развить, но только с тем условием, что это развитие будет сопровождаться развитием восприятия. Это позволит создать самоподдержку, достаточную для того, чтобы смотреть в лицо новому, включая то, что может представлять угрозу. если самоподдержка, найденная в присвоении («la proprioception»), достаточна, то тогда можно достигнуть в достаточной мере ясного и содержательного восприятия актуальной среды, и возбуждение, связанное с этим восприятием, не будет угрожающим. Речь, стало быть, идет о том, чтобы восстановить и активировать процесс границы контакта.
Но неконтролируемые события проприоцепции могут, наоборот, стать источником отсутствия контакта, вследствие непридания значе-
-52-
Перестать знать. Философия гештальт-терапии
ния тому, что приходит извне, или вследствие «прочтения» восприятий через единственный фильтр проприоцепции, пренебрегая (во всех значениях слова «пренебрежение») размышлением, рациональным и так далее. В этом случае будет иметь место двойная утрата функции «эго».
С одной стороны, процесс проекции действительно происходит; процесс, в котором «внешнее» всецело окрашено «внутренним». С другой стороны, речь идет о вхождении в эготизм: «внутреннее» переоценено по сравнению с «внешним», и внутреннее и внешнее воспринимаются как две изолированные сущности. Естественно, симметричная девиация может произойти путем переоценки «психического» или «интеллектуального».
Таким образом, работа с телом в гештальт-терапии, с моей точки зрения, не имеет в виду «релаксацию», «принятие» или «открытие своего тела» (я повторяю фразы, ставшие почти слоганами). Ее целью может быть достижение (таким способом, как я описал; но не обязательно только так) более адекватного осознавания происходящего на границе контакта, лучшего понимания того, что разыгрывается в терминах фрустрации и опасности. Целью также может быть признание субъектом того, что и как мешает такому пониманию и «выбору» в пользу того, чтобы сохранить или изменить способ контакта со средой.
Перестать знать. Философия гештальт-терапии
Жак Блез
Введение в феноменологический подход к телу в гештальт-терапии*
В том, что гештатьт-терапия должна быть укоренена в феноменологии, у меня остается все меньше и меньше сомнений. Это не исключает того, что можно ссылаться на другие подходы. Я имею в виду, в частности, психоанализ с его описанием некоторых физических процессов. Однако мне кажется, что основополагающей философией геш-тальт подхода поистине является философия феноменологического типа.
П. Гудмен пишет, что «объектом формальной психологии должны быть классификация, описание, исчерпывающий анализ возможных структур, присущих «self»; и он прибавляет, что «это и есть объект феноменологии». Среди всех возможных структур, присущих «self», он избирает в качестве предмета своего рассмотрения три: «эго», «ид» и «персоналити». То есть отсылка к феноменологии здесь очевидна.
Если, кроме того, признать, что «self» является системой творческих приспособлений на границе контакта и что вначале есть поле организм/среда (а не встреча организма и среды), то тогда философским понятием, которое, как мне кажется, может наилучшим образом это учесть, является понятие интенциональности, отсылающее к тому, что Э. Гуссерль называет «трансцендентальным эго», и к «ноэтико-ноэматическим корреляциям», к которым я вернусь позднее. «Self» в гештальт теории, в самом деле, является некоторым парадоксом, ибо «self» никогда нельзя отнести к какому-то определенному месту и времени: всякий раз «self» развертывается в том или ином преобладающем качестве («эго», «ид», «персоналити»), но никогда не сводится к одному из своих качеств; «self» не является также суммой своих качеств. Все время «оказываясь чем-то», «self» не является определимым: скорее чем ретроспективной суммой своих последовательных актуализаций, «self» является априорным синтезом этих возможных актуализа-
Blaize J. Introduction а иле approcbe phenomenologique du corps en Gestalt-tbcrapie // Blaizc J. Me plus savoir. Phenomenologie et etique de la psychotherapie. Bordeaux, 2001, p. 73-89. Текст был впервые представлен на ежегодной конференции Французкого Общества Гештальта в марте 1991 года и опубликован сначала в бюллетене Общества, № 26-27, а затем в № 3 журнала Gestalt, осень 1992 года; сокращенный английский перевод: Gestalt Review, Vol. 2, 1998, JS"° 1. -Прим. автора
-54-
ций, условием возможности, то есть примерно тем, что Э. Гуссерль обозначил термином «трансцендентальное эго».