Основные составляющие учения Френсиса Бэкона
Какие проблемы есть в научном познании, какие средства.
● Учение об идолах. Идол – то, что нам мешает правильно познавать в процессе изучения мира. 4 рода идолов:
○ Ложные представления о мире, результат ограниченности
○ Идолы пещеры - искаженные представления о действительности связанные с субъективностью восприятия мира
○ Идолы рынка – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов
○ Идолы театра – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем (драмы и комедии)
● Анализ путей познания. 3 пути познания:
○ "Путь паука"— получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".
○ "Путь муравья"— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
○ "Путь пчелы"— по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
● Роль опыта/эксперимента в процессе познания, его виды. Часто называют “Учение об эксперименте”. 2 вида познания:
○ Светоносный – на современном языке называется “фундаментальные исследования”. Раскрывает что к чему без конкретной пользы
○ Плодоносный– на современном языке называется “прикладные исследования”
● Проблема обобщения данных экспериментов (индуктивной логики) - индуктивный метод
● Бекон считает, что индуктивный метод не является единственными методом научного познания, есть ещё интуитивный метод (интуиция). Эмпирическое исследование = организованная чувственность.
Действительным научным знанием является знание эмпирическое.
Этапы индуктивного метода Бэкона, выраженные в таблицах:
1. Таблица присутствия – перечисление всех случаев встречающегося явления
2. Таблица отклонения или отсутствия – случаи отсутствия того или иного признака, показателя в родственных предметах.
3. Таблица сравнения или степеней – сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете
4. Таблица отбрасывания – исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него
5. Таблица “сбора плодов” – формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах
Декарт
Исходит их того, что истинное знание можно получить только при помощи мышления (разума). А в исключительных случаях результатом разума является теория – теоретизм, определенная теория позволяет получить истинное знание. Декарт разрабатывает теорию. Истинная теория – теория не требующая доказательств. Это направление – аксиоматизм. Единственная правильная теория, дающая возможность познать мир – математика, математика которая фактически является философией. “всеобщая математика” – корневая теория всех наук. Вместо арифметики Декарт создает математику связанную с отношениями – переменными величинами, уравнениями.
3. Учение о методе – Декарт исходит из того, что все методы имеют определенное значение, особенно выделяет интуицию и дедукцию. Дедукция – все то, что с необходимостью вытекает из других достоверно познанных вещей (без доказательств, путем рассуждения, на основе правильной логики – математической логики). В основе каждого правила, он считает, лежит интуиция. Метод дедукции имеет определенные правила, и Декарт выделяет такие правила или принципы:
1. Очевидность – то, что не подвержено никакому сомнению. “Мыслю, следовательно, существую”
2. Анализ - расчленение
3. Синтез
4. Систематизация – то, что осталось, нужно привести в систему
4. Учение о сомнениях – борьба против скептицизма. Скептицизм – сомнения, мир непознаваем. При помощи чувств мы не можем познать, чувства обманывают. Входит в это учение учение о идолах. Аксиома: “я мыслю, следовательно, существую”. Учение о сомнении – исходная
5. Учение о субъективном методе. Все исследованные процессы относятся, в конечном счете, к самосознанию, обладающему интуитивной очевидностью.
Вот эти все части принято называть гносеологическим рационализмом.
Рене Декарт – дуалист, признает познаваемость мира. По второй позиции – познаваемости – он материалист.
Кроме того, есть онтологический рационализм - составные части 3 учения:
1. Учение о боге
2. Учение о начале бытия (качества, которые убеждают разум в существовании)
3. Учение о вещах (движение и протяженность)
Человеческая познавательная деятельность имеет свою структуру, любая деятельность складывается из 3-х моментов:
1. Идея извне
2. Идея в уме
3. Идея врожденная
Метод дедукции
Первое правило – (очевидность)принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясной и отчетливой форме, т.е. самоочевидно (разумная интуиция). Вытекает тезис о сомнении, т.е. о существовании мысленного “Я мыслю, следовательно, существую”.
Второй правило – (анализ - непосредственная интуиция) делить каждую сложную вещь
Третье правило - Синтез
В познании мыслью (рационалистическая дедукция). Отправным пунктом при этом являются не эмпирические факты – интуитивные.
Четвертое правило – Декарт называет “Энумерацией”, потому, что оно требует осуществлять полные перечни, обзоры, не упуская ничего из внимания. Оно ориентирует
На протяжении 1-ой половины XVIII века –даже если не брать другие образы науки, дифференцировалась по 2-м направлениям:
1. Научное знание можно получить только эмпирическим путем – путем чувственного опыта. Данные >> Факты >> , эксперимент
2. Рационализм в различных его проявлениях: личность разумная, совокупность личностей разумная, сверхъестественное, и вообще ничего не понятно..
Немецкая классическая философия попыталась критически проанализировать эти точки зрения и показать и одна точка зрения и другая являются крайними, что научное знание включает и эмпирию и рационализм.
Представители: Кант, Фихте, Шелер, Геллер, Фейербах
2 школы: субъективный идеализм и объективный идеализм.
Как соединить эмпиризм с рационализмом? – основная проблема
Иммануил Кант – идеалист. 1-ая сторона –
Докритический период
Он пытается эмпирическое и теоретическое объединить путем самопознания личности.
Концепция Канта = “критический рационализм”. Критический – ставит задачу проанализировать все что было для него.
3 работы Канта:
● Критика чистого разума
● Критика практического разума
● Критика способности суждения
Основная задача – соединить крайности рационализма и эмпиризма.
Ступени познания: Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое