Философия русского консерватизма. К. Леонтьев и др.

Концепция Леонтьева носит системный характер. Он сформулировал теорию развития, для которой характерно:

- аналогия между любой органической системой

- представления об этапах развития системы

Органическое развитие сложное и полный цикл состоит из этапов: первичная простата (то есть состояние системы, где не выявились заложенные в ней возможности), переход от первичной простоты к цветущей сложности – период становления системы. Цветущая сложность – высшая точка развития, «объединённая деспотичным единством». Деспотизм означает принудительные начала организации элементов в одну систему. Усложнение системы переходит те границы, в которых система устойчива. Начинается переход о цветущей сложности к вторичного системному упрощению. Итогом является распад системы. На основе этой схемы Леонтьев создал идею цикличности развития гос-в, народов, культур. Цикличность в развитии общества подобно фазам развития организма. Леонтьев относит Российскую культуру к византийскому типу. В русском консерватизме дана критика либерализма и демократии. Победоносцев характеризует демократию как «великую ложь нашего времени». Демократия безнравственна. Идеи демократии не могут воплотиться, так как управлять будет не народ, а политическая элита. В Парламенте должно господствовать большинство, а на практике пять – шесть руководителей полит-х партий. Представители партий руководствуются не народным благом, а личным благом.

Философия свободы Н. Бердяева.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой ярк личн-ю в рус фил 20 в. Для Запада, где он прожил знач-ную часть своей жизни, он стал гл выразит духа рус религиозн Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Б. выходит уже за пределы Ренессанса и представл собой сам-ную ценность. Б. обладал исключит даром синтеза различных фил-ких идей. Его твор-во — рез-тат самых разнообраз влиян: Достоев., Вл. Солов., Канта, Шопенгауэра, Маркса и т.д. Дух биография Б. нач с его раннего увлечения марксизмом. Затем прех к идеализму и далее к православию. Его нескол раз арестовывали, а затем. выслали за границу. Изложение идей Бердяева — задача не легкая. В его построен очень много противоречий, мысли часто отрывочны, фрагментарны. Но он силен в чеканке отдельн формул, афоризмов, запомин навсегда. Сильн сторона его фил стиля — публицистичность. Основн вед темы: моральная тема, заняв централ место в его твор-ве; проблема сущности и сущес-ния чел-ка; историческая, социальная тема. Гл. из этих 3-х тем, была проблема нравственной природы человека. Б. прежде всего фил-моралистом. Постижен людьми бож-ного закона длител процес, в кот разные виды морали смен др друга, развив от низших ее ступеней к высшим. Он выделяет 3 ее основн формы. Этика закона — древн ее вид, она осн-на на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии. Более выс ступень раз-тия морали — этика искупления. В ней с особой силой проявл благодатная сила Бога, она -наполнена терпимостью, любовью. Высшая ступень развития морали — этика творчества. именно в твор-ве чел-к станов соавтором, соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим». Нравствен спасен может быть только соборным. Идея соборности, столь харак-ная для рус-ого религиозн сознания, постоянно звуч в этической концепции Бердяева. Важной проблем его твор-ва - тема человека. Его фил явл гимном чел-ку, ярким выражен абсолютного поклонен ему. По мнению фил, чел-к явл абсолютным центром не только данной замкнутой планетной сист-мы, но и центром всего бытия. Б. счит свою фил-ию антропоцентристской,. Его также относят к числу вед представ-лей 1-го из основн направл в соврем западной фил — экзистенциализма, или фил чел-ого сущ-ния. Именно эти черты и сделали его выдающ личн-ю в истор рус фил 20 в.

Наши рекомендации