Философия экзистенциализма
Как воспринимал мир человек 19-ого века.
Мир подчиняется законам, которые даны человеку Богом.
Человек может эти законы познать, действовать в соответствии с ними, чтобы, в конце концов, заслужить Рай.
Предыстория экзистенциализма начинается со знаменитого афоризма Ф. Ницше «Бог умер».
Это значит, что умерло представление о мире, как о закономерном образовании.
Как разумному человеку жить перед лицом абсурда – центральная проблема экзистенциализма.
Что такое абсурд.
Это ситуация, в которой оказывается рационально мыслящий человек, когда видит, что окружающая жизнь законам не подчиняется и откровенное неразумие претендует на роль разума.
Абсурд – это Муслин Магомаев на концерте Димы Билана.
Уровни человеческого существования по экзистенциализму. Уровень эстетический.
Человек здесь живёт удовольствиями. Объект удовольствия всегда внешний и от человека уходит.
В стремлении догнать объект человеку приходиться играть разные роли.
Роль - это требования, которые предъявляют человеку окружающие в момент деятельности.
Человек пытается освободиться от роли за счёт смены ролей, но новая роль – есть новая зависимость.
Краткий итог первого периода.
Это хорошо, что у тебя душа болит: значит, есть чему болеть.
Переход на новый уровень существования осуществляется в пограничной ситуации.
Пограничная ситуация – это момент, когда бытие и небытие сходятся воедино.
Второй уровень существования – этический.
Смысл уровня – человек сам выбирает себя.
На этом уровне разные школы экзистенциализма дают разные ответы (предлагают различные варианты).
Вариант Альбера Камю.
«Я искал бытие, а нашёл ничто. Теперь я буду искать ничто в надежде обрести бытие».
В чём смысл подобного решения.
Дима Билан должен петь в бане, а он поёт в опере.
Значит Муслим Магомаев будет петь в подземном переходе.
Когда люди, увидев М. Магомаева, поющего в подземном переходе, они должны задуматься над тем, что происходит на профессиональной сцене.
Когда я был(а) экзистенциалистом(кой).
Помню, я хотел(а) пирожок, но меня прогнали и поставили в угол.
Я представил(а), что умру, и все пожалеют, что меня погубили.
Тогда я воскресну и всех прощу.
Что сказал редактор.
???
Русская философия 19-20-ого веков.
Митрополит Иларион «Слово о Законе и Благодати» (9 век) – первое русское философское произведение.
Закон – это «Ветхий Завет» (священная книга иудаизма), благодать – это «Новый Завет» (священная книга христиан).
Основные идеи работы:
Киевская Русь – это нормальное европейское государство с единой для всей Европы судьбой.
Россия – это форпост борьбы с мировым еврейством.
Чтобы мы могли и дальше защищать Европу от мирового еврейства, Европа должна дать нам денег.
Специфика русской философии 19-20-ого веков.
Западную философию создают профессионалы какого-либо вида деятельности.
Русскую философию создают интеллигенты, и вся она есть рассказ интеллигентов о себе самой.
//(Дополнительный материал) Предыстория слова «интеллигент».
Это слово латинское, означает «знающий, понимающий».
Первым его использовал русский писатель Пётр Боборыкин. Во всём мире это слово считается русским.
Интеллигенция возникла примерно в 40-ых годах 19-ого века, и первыми её появление обнаружили жандармы.//
Кого в России 19-ого века называли интеллигентом (нигилист, нигильё, сицилист, для женщин: синие чулки).
Это люди, которые находятся в духовной оппозиции режиму и утверждают себя посредством этой духовной оппозиции.
Чем интеллигент отличается от интеллектуала.
Интеллектуал – человек, обладающий информацией, т.е. знанием с рыночной стоимостью, которое можно продать.
Интеллигент – человек, желающий самоутверждения.
На западе – интеллектуалы, в России – интеллигенты.
Чем интеллигент отличается от духовной элиты.
Всякая массовая вещь приспосабливается к условиям своей эксплуатации.
Элитарная вещь сохраняет мыслительные схемы действия с нею, поэтому требует, чтобы условия эксплуатации приспосабливались к ней.
Основные проблемы русской философии 19-20-ого веков.
Противоречие материализма и идеализма.
Интеллигент находится в духовной оппозиции режиму, поэтому он – идеалист.
Свою оппозицию он стремится воплотить, поэтому он – материалист.
Воплощая её, он перестаёт быть интеллигентом, поэтому двигается назад.
Тема народа.
Под «народом» они понимают не тех, кто живёт на этой земле, а тех, кто позволит им собой руководить.
Тема Софии или мудрости.
Христианский Бог троичен, и, если ты с этим согласен, то ты – сын Церкви.
Интеллигент хочет встать над Церковью, поэтому придумывает четвёртый лик Бога – Софию или мудрость. Теперь ему надо согласовать четвёртый лик Бога с тремя другими, а у него это не получается.
София сегодня – это золотой крестик в разрезе декольте.
Философия Фомы Аквинского.
(два ответа по выбору)
Краткая характеристика эпохи (1225-1274гг.).
В недрах отношений «помещик-крепостной крестьянин» начинают возникать некоторые отношения «буржуа - наёмный рабочий».
Этому явлению способствовали крестовые походы, которые познакомили Западную Европу с достижениями более высокой арабской культурой.
Идейным знаменем людей, живущих на арабский манер, стало учение Аристотеля, переделанное арабами и привезённое крестоносцами в Европу.
Эти людей называли диссидентами или инакомыслящими.
Как отреагировала католическая церковь на появление «новых арабов».
Она создаёт трибунал святейшей инквизиции.
Кадры инквизиции поставляли два нищенствующих ордена: францисканцы и доминиканцы.
Что предложил церкви Фома Аквинский.
Репрессии против диссидентов будут только усиливать интерес к запрещённым книгам Аристотеля.
Надо убрать из книг Аристотеля всё, что противоречит церкви, а затем издать их массовым тиражом, чтобы тем самым отнять у диссидентов их оружие.
Как Фома переделывает Аристотеля.
Церковь начинала с понятия «Бог», Аристотель начинает с понятия «вещь».
Доминиканец Фома тоже начинает с понятия «вещь».
У Аристотеля материя и форма соединены в вещах.
У доминиканца Фомы – в Боге.
Иерархия форм у Фомы (у Аристотеля её нет).
Форма, которая живёт в вещах.
Форма, которая живёт в человеческом уме.
Форма, которая живёт в Боге.
Как работает философия Фомы.
Ты очень умный человек (форма в вещах)
Благодаря своему уму ты можешь захватить власть.
Эта власть будет законной, если её освятит Церковь.
Вечные уроки Фомы.
Ты умён, талантлив, красив и образован.
К сожалению, в этом мире этого слишком мало для успеха.
Свой талант ты должен поставить на службу тем, у кого в руках реальная власть.
Эти люди, конечно, заставят тебя сделать то, что нужно им, но у тебя появится хоть какая-то возможность сделать то, что хочешь ты.
Неразгаданная загадка Фомы.
Некоторые историки считают, что интерес Фомы к Аристотелю – провокация, талантливо сделанная.
Некоторые уверяют, что Фома искренен.
Пять знаменитых доказательств бытия Бога Фомы (на экзамене можно воспроизвести только этот фрагмент).
Говорят, что доказательством Бога Фома объявляет движение к нему, а оно осуществляется по пяти этапам.
Самое интересное и в философском, и в мистическом плане является третье доказательство: здесь происходит отрыв от земли и уход в мир духовной прелести.
Всё, что движется, должно иметь причину, но эта причина должна находиться вне предмета.
Ряд причин и следствий не может уходить в бесконечность, значит, должна быть первичная причина.
Каждая вещь балансирует меду «есть» и «нет». Если она может не быть, то она и не будет. Значит, нужна сущность сама по себе.
Есть вещи более совершенные и менее совершенные. Значит, есть эталон совершенства.
Всё подчиняется разуму, значит, эталон – разумное существо.
Религиозное этическое учение Льва Толстого.
Главный вопрос этического учения Толстого.
Есть ли в моей жизни «такой смысл», который не уничтожался бы предстоящей смертью.
Он ищет не цель жизни, а её смысл, т.е. подходит к жизни с точки зрения разума.
Категория «смысл жизни» в философии (этот вопрос откланяется от темы для лучшего её освоения).
Этот вопрос задаёт человеку его собственный разум, который на самом деле ему не принадлежит.
Что такое разум или мышление.
Это идеальная схема действия с предметом сообразно особенностям самого предмета.
Мышление воина – это история войн и военного искусства.
Откуда взялись эти схемы.
Найдены человечеством в процессе его исторического развития.
Как усваиваются эти схемы.
Человек должен в ускоренном темпе пропустить через себя всю историю своего дела, причём начало его дела должно соответствовать началу его обучения.
Что происходит в результате твоего прохождения по пространству культуры.
Твоё «Я» распадается на две части: «Я» индивидуальное, «Я» историческое.
Почему индивидуальное «Я» согласилось принять в себя историческое «Я».
Твоё историческое «Я» на первых парах увеличивает возможности твоего индивидуального «Я».
И у тебя появляется искушение увеличить объём исторического «Я» в структуре индивидуального.
Почему разум спрашивает тебя о смысле жизни.
Разум работает с определениями, с понятиями.
Определить вещь, значит, подвести её под более широкое понятие.
Разум ищет понятие, которое важнее, чем индивидуальная жизнь.
А почему разум не интересует моя индивидуальная жизнь.
Потому что с некоторых пор ты с твоей индивидуальной жизнью стал ему мешать, и он хочет от тебя избавиться.
Как воспринимать вопрос о смысле жизни.
Как цифру 37 на градуснике.
Ты становишься опасно умным, как цифра 37 на градуснике.
Ты становишься опасно умным и теряешь контроль над разумом, который на самом деле не твой.
(Дополнение закончено)
Ответ о смысле жизни Толстой находит в религии, но принятие религии – это принятие неразумия, поэтому разум Толстого в этом направлении не пускает.
Толстой гордиться тем, что находит выход из этого противоречия (ему так кажется).
Требования неразумия исходят от самого разума.
Если это так, то любую религиозную заповедь надо проверить разумом.
Если неразумие не переходит в разум – это просто неразумие.
Если переходит, значит, это требование правильно.
Что в итоге остаётся от учения Христа.
Наша жизнь есть стремление к благу.
Это благо не может быть личным, потому что умрёт вместе с тобой.
Благо – это чувство радостного и бескорыстного служения людям.
Если человечество бессмертно, то служение людям гарантирует тебе личное бессмертие посредством слияния с человечеством.
Именно этому по мнению Льва Толстого учил Христос.
А вот теперь начинаются проблемы, с которыми Толстой не справился. И эти проблемы доказывают невозможность религиозной этики.
Воля Божья нам неведома. С чего ты решил, что Бог требует от нас служения общему благу.
Толстой говорит о радости, которую испытывает человек от бескорыстной помощи людям, но сам понимает, что эту радость испытывают не все, а только те, которые получили соответствующее образование и ???
В итоге, два остальных требования Толстого быть добрым и сопротивляться злу, насилию остаются постулатами и не подтверждены ???
Русская философия. Материалисты.
Начать ответ с характеристики русской философии 19-20-ого веков.
Интеллигенция. Кто её представляет. Кто такие интеллигенты.
Кто представляет ??? философию этого периода.
Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев.
Что такое материализм в понимании общественных процессов.
В обществе пониманием общественных явлений материалистом будет тот, кто признает первичность общественных отношений над сознанием.
Основоположником материализма в русской философии считается Карл Маркс, но русские материалисты двигались в том же направлении.
Чернышевский и немецкая классическая философия.
Он последователь философии Ф. Баха.
В этом месте возможен дополнительный вопрос о философии Ф.Баха, но не обязательно.
В отличие от Ф.Баха Чернышевский признаёт умность философии Гегеля.
Принципиальные отличия антропологического материализма Ф.Баха и Чернышевского.
У Ф.Баха природа у человека биологическая: он хочет любить и быть любимым.
У Чернышевского человек от природы эгоист, и надо найти такие общественные отношения, при которых потребность (личное счастье) будет реализована.
Три раздела. Чернышевский против капитализма.
Капитализм – совсем юный строй, поэтому его сторонники считают, что этот строй реализовал принцип справедливости.
Фурье, Оуэн и Чернышевский первыми увидели неразрешимые противоречия этого строя.
Все говорили о царстве справедливости, они первые сказали об эксплуатации.
Все говорили о мире, они говорили о грядущей классовой борьбе.
Принципы критики капитализма у Чернышевского.
Капитализм – эксплуататорский строй.
Человечество движется к социализму.
Идея всеобщей истории или почему торжествуют мерзавцы.
Это происходит, потому что государство не контролируется обществом.
История развивается циклично: расцвет, застой, падение.
Этика разумного эгоизма.
Каждый человек – разумный эгоист, т.е. стремиться к счастью.
Но подлинное счастье заключается в служении людям.
Отказываясь от себя ради людей, человек действует в своих собственных интересах, поэтому он не просто эгоист, а разумный эгоист.
В чём этика разумного эгоизма права (не воспроизводить).
Мораль – то пирамида из многих ярусов.
Каждый нижний ярус растворяется в верхней , как сахар в чае.
Если хотя бы одного яруса нет, мораль становится бессильной.
Какие это ярусы.
Первый ярус (нижний) – это деятельность.
Второй ярус – коллектив, который для тебя эту деятельность олицетворяет.
В футбол играют и в Спартаке, и в Зените, но ты можешь играть только за Спартак.
Третий ярус – человек, который для тебя олицетворяет и деятельность, и коллектив.
Именно с ним ты и вступишь в нравственные отношения.
В нравственном отношении ты возлагаешь всю тяжесть отношения на второго субъекта.
Тебе иногда можно, потому что ему нельзя никогда.
Рано или поздно он устанет и попросит передышки.
Четвёртый ярус – это противоречие между тем, что ты хочешь как индивид, и тем, что ты должен хотеть, как представитель сообщества.
Пятым ярусом становится поступок: когда ты ставишь своё общее выше своего индивидуального.
Вот эту ситуацию Чернышевский называет разумным эгоизмом.