Вопрос № 15. Проблемы философии права в трудах Гуго Гроция
Отцом новой философии права считается Гуго Гроций (1583-1645гг).
Он принадлежит к числу тех авторов, ранняя слава которых создает вокруг их имени особый ореол. С самого раннего возраста обращал на себя внимание своими способностями (в 8 лет – стихи на латыни, в 11 лет – студентом университета, в 14 лет – тезисы по юриспруденции, математике и философии (типа диплома)). Далее в качестве посла направился к Генриху (королю). В 16 лет получил степень доктора в одной из французских университетов. Вернувшись в Голландию занимал высокое положение в государстве, однако в это время религиозные смуты посетили Голландию, потом они посетили партию армениан, Бежал во Францию на 11 лет. Там и начал писать труд, прославивший его имя «О праве войны и мира»
Личная слава Гроция предупредила славу его сочинения и предопределила его судьбу. Эта книга привлекала внимания уже потому, что написана была Гроцием. В 1625 году была издана, сразу же переведена на все языки Европы (было выпущено 45 изданий, это невероятно для того времени). Все это произошло несмотря на то, что Папа занес ее в индекс запрещенных книг.
Непосредственной задачей автора было доказать, что в международных отношениях должны господствовать не корыстные цели, а правила справедливости и человеколюбия. Для этого надо было установить начала естественного закона, которые одни могут служить нормой для самостоятельных держав. В пределах каждого государства есть власти, которые стоят на страже закона. В международных отношениях не было таких властей и законов. Если бы над людьми не стояло некоторых выше естественных законов, то пришлось бы признать, что международные отношения – область бесправия.
Основания естественного закона надо искать в природе человека, которую он называет матерью естественного права. Она влечет неудержимо к общению с подобными существами, а в этом общении и заключается основание права. Гроций исходит из того, что человеку свойственно стремление к общежитию, но не ко всякому, а к спокойному и разумному.
Из охранения общежития соответствующего человеческому разуму вытекают следующие требования:
1) Воздержание от чужого и возвращения того, что принадлежит другим
2) исполнение обещаний (Договоры должны соблюдаться)
3) Вознаграждение за причиненные виной убытки и наказание преступлений
Эти начала естественного права Гроций считает незыблемыми, непоколебимыми. Будучи основанными на природе вещей, они ясны, вечны и неизменны. Даже бог не может их изменить, так как даже бог не может сделать так, чтобы 2х2 не равно 4, добро стало бы злом.
Гроций выводит требования естественного права исключительно из человеческого разума без ссылок на природу вещей или Бога. По Гроцию естественное право – предписания здравого разума.
От естественного права отличается воля установленного права, проистекающая из свободной воли лица или лиц. Оно разделяется на божественное и человеческое. Божественное – выражение воли Божьей через откровения; человеческое – устанавливается людьми и в отличие от естественного права оно всегда произвольно.
Человеческое право разделяется на 3 вида:
1) Семейное. Включает предписания домашних властей (отеческой);
2) Гражданское (не то, что мы понимаем сегодня). Устанавливается властью гражданской (внутригосударственное право)
3) Международное. Исходит из воли всех или многих народов.
Для решения проблем войны и мира автор должен был дать ответы на общие вопросы о государстве, о верховной власти, о формах правления. Феодальным теориям божественного происхождения государства Гроций противопоставляет теорию договорного происхождения государства – государство есть результат сознательной деятельности людей, а не Божьего промысла и возникает, как следствие договора. Гроций определяет государство, как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.
Практически к определению Цицерона Гроций определяет только одно слово – совершенный. К определению Цицерона добавлено лишь то, что этот союз является совершенным, т.е. вечным и верховным союзом.
Вечный союз – на все времена заключается данный союз; на этом основании Гроций отрицает у государства право отчуждать. Точно также и часть не может быть отторгнута от целого, исключая случай крайней необходимости.
Верховной государственная власть называется потому что ее действия не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Эта власть по своему существу едина и нераздельна.
Кто является субъектом верховной власти? Гроций различает двоякий субъект – общий и собственный (конкретный). Подобно тому, как в зрении – общий субъект, а глаз – конкретный; общий – государство как союз людей, собственный – лицо или лица, облеченные властью.
Рассматривая вопрос о носителе суверенитета, Гроций выступает против мнения тех, кто приписывает верховную власть всегда и везде народу, признавая за последним право смещать и наказывать правителей. Он не согласен с тем, что воля народа выше воли государя. Как отдельный человек вправе выбирать для себя тот или иной образ жизни, так и народ вправе определять для себя тот или иной образ правления и в каждом случая права власти определяются волею, устанавливающей для нее лиц. Может быть немало причин, побуждающих народ переносить власть на одно лицо. Это может быть опасность, от которой нет иного спасения. Народ может быть движим примером соседей, которые счастливо живут под монархической властью. Есть народы от природы более способные состоять под управлением одного лица, нежели управляться демократически, нет ни одного государства, где бы все равно участвовали в правлении. Везде пролетарии, иностранцы и женщины исключаются из политической жизни.
Отвергнув таким образом теорию народовластия, Гроций определяет право народа низлагать государей, злоупотребляющих своей властью, ибо насчет того, что следует считать хорошим, а что дурным правлением, могут быть самые разнородные суждения. Народ имеет право на сопротивление только в том случае, если государь становится явно враждебным всему народу.
Гроций разделяет в своем сочинении все государства на 2 группы:
1. Государства, которые приобретаются справедливой войной.Справедливые войны– войны оборонительные, для сохранения целостности государства и защиты имущества
2. Государства, которые приобретаются несправедливой войной.Несправедливые войны – захватнические войны (Гроций осуждал такие войны), т.е. войны в целях овладения чужим имуществом или целях покорения других народов.
Если войны все-таки не удалось избежать, то вести ее надо в пределах, ограниченных правом. Гроций требовал гуманности во время военных действий, требовал щадить женщин и детей, человечно обращаться с военнопленными. Войны должны вестись ради заключения мира.
Все вышесказанное дает основания именовать автора этой книги отцом Международного права. С появлением этой книги ведут свои годы и школа естественного права и наука международного права. Выведение права из разумной природы человека и рационалистический метод исследования – вот основные моменты, которые Гроций оставил в истории как мыслитель и правовед.
Наиболее известный труд Гроция – «О праве войны и мира» (1625). Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различия дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое. Развивая концепцию естественного права, Гроций создал основы международного права, которым руководствуются в отношениях между собой отдельные государства. Его наработки в этом направлении в дальнейшем оказали влияние на идею международного права, которые были воплощены в наше время (ООН, Лига Наций и т. п.)