Билет 25 субьективный идеализ Дж. Беркли.
Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский философ.
Философ стремился быть понятным даже малообразованным людям, предлагая им рассуждать просто, верить только в то, что видишь, слышишь, ощущаешь и не верить в то, что ощутить невозможно, например в материю. Кроме того Беркли хотел сокрушить «гидру атеизма и материализма», доказать их ложность. Для решения этой задачи мыслитель использовал:
- идеи номинализма, одного из философских учений средних веков. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии реальным существованием не обладают.
- принципы сенсуализма, разработанного Локком: источником знаний человека о мире является чувственный опыт.
Созданная Беркли философия получила название «субъективный идеализм», который утверждает, что вещи существуют не сами по себе, независимо от сознания, а лишь потому, что люди их воспринимают чувствами, ощущениями.
Стараясь выполнить свою главную задачу - сокрушить материализм и атеизм - Беркли предлагает следующее учение о вещах.
Вещь - это совокупность ощущений человека, который эту вещь воспринимает. То есть любой предмет – книга, яблоко - существует только потому, что он воспринимается субъектом познания (человеком) чувственно. существовать – значит быть воспринимаемым – вот одна из главных истин, предлагаемых Беркли.
Отсюда вывод: если существует только то, что мы ощущаем, то вне субъекта нет объекта. Получается, что ощущения человека первичны, а вещи вторичны.
3. Если вещи существуют лишь тогда, когда они воспринимаются субъектом познания, человеком, то с исчезновением людей должен исчезнуть и мир вещей. Кроме того: окружающие нас люди, также как и вещи, есть ни что иное, как совокупность наших ощущений. Следовательно, они существуют лишь тогда, когда их воспринимает другой субъект. Но считать, что существует только человек и его сознание, а весь мир и другие люди – лишь комплекс его ощущений, и если исчезнут люди, то исчезнет и весь мир - это абсурд. Однако именно к этому пришел Беркли. Такая точка зрения называется солипсизм. Естественно, что философа это не устраивало. Для выхода из подобного тупика Беркли предлагает следующие два рассуждения:
1) В мире существует не один воспринимающий субъект, людей много. Поэтому вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими.
2) Если представить, что исчезли бы все субъекты, то вещи при этом все равно не исчезли бы. Они продолжали бы существовать, поскольку есть такой субъект, который никогда исчезнуть не может. Это Бог. Следовательно, не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.
Философия Беркли стала яркой иллюстрацией того, что даже самые лучшие замыслы могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в дальнейшем развитии философии. На их основе возникли взгляды позитивистов и неопозитивистов.
Билет 26 Агностицизм Д. Юма
Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.
Юм считал, что мир в принципе непознаваем, т.к. чувства – ненадежный источник знаний (вообще отгородился от объективного мира).
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности.
Основывался на предпосылке, согласно которой человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатления является теоретически незаконным.
Получается, что впечатления, восприятия отгораживают человека от внешнего мира.
И Юм отгораживается, т.е., как от самого внешнего мира, замыкаясь себе, в своем знании, так и от теорий, согласно которым сами впечатления субъекта отражают внешний мир.
Он не признает утверждение материалистов о том, что причиной восприятия является материя, но равным образом отвергает утверждения тех, кто считает, что образы мира даются Богом.
Конечный, внешний мир существует, полагает Юм, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания. Поэтому все науки сводятся к одной, к науке о душе, к психологии.
Нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя.
Познание ограничено пределами опыта, и только в них оно обладает подлинной действительностью и ценностью.
Юм считал, что наши чувства не дают нам познавать истину. Чувства – ненадежный источник знаний. У нас нет того критерия, по которому мы смогли бы твердо познать мир.
Философия Юма оказалась своего рода конечным пунктом развития эмпиризма.
Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте», «знание – сила».
Он утверждал, что человеческому уму недоступно ничего кроме образов и восприятий. Юм не отрицает существование материального мира, но считает, что причина восприятий нам неизвестна. Отказавшись от познания объекта, Юм сводит задачу философии к исследованию субъективного мира человека, его образов, восприятий, определению тех отношений, которые складываются между ними в человеческом сознании.
35. Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире. Принято делить Экзистенциализм на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направления Экзистенциализма — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго, расцветшего во время второй мировой войны — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Основная проблема Экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса.
Персонализм как философское направление, для которого человек является в первую очередь действующей личностью, а не просто абстрактным мыслящим субъектом, возникает, формируется в XX веке. Персонализм пытается ответить на эти вопросы преимущественно в рамках теистической традиции, главным образом на основе христианского вероучения, во всевозможных его модификациях. Персонализм — это специфическая форма социальной утопии, предполагающая, что распространение принципов персонализма в конечном итоге изменит все общество, разрешит все социальные проблемы и конфликты современности, потому что духовно преобразованный человек, ставший личностью, сумеет преодолеть все трудности бытия современного человечества.
36. Основными направлениями русской философии конца XIX — ХХ вв. были:
1. философия "золотого века" (религиозная философия, космизм) - «Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того периода были C.H. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие. ;
2. естественно-научная философия - была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других. Основными направлениями естественно-научной философии были :материалистическое и социально-политическое.
3. советская философия - имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
4. философия русского зарубежья - Это направление русской философии сохранило религиозный уклон (интуитивизм) и приобрело ярко выраженный антисоветизм. Одни философы русского зарубежья остались в Германии (Иван Ильин), другие перебрались во Францию (Николай Бердяев) и Чехословакию (Николай Лосский).
41. Познание — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире. Познание бывает чувственное и рациональное:
1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:
а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.
б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.
2) Рациональное познание: Необходимый этап познавательной деятельности человека.
а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.
б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.
в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.
Истина – это цель, к которой направлено познания. Истина одна – она объективна, поскольку содержит знание, не зависит ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, так как не дает исчерпывающего знания об объекте. Более того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютного. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных конкретных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.
Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. Это философия, сделавшая чистый опыт не просто изначальным принципом познания, но и придавшая ему онтологический статус. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX векаЧарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др.
28. Критическая филасофия И. Канта
Критическая философия
1. 1781г. «Критика чистого разума»-проблемы гносеологии
2. 1788г. «Критика практического разума»-проблемы морали, этики
3. 1790г. «Критика способности суждения»-проблемы эстетики
1. Задается вопросом, как возможно чистое знание.
Всякое знание начинается с опыта, но не сводится к нему. Этому опыту нечто предшествует: часть наших знаний порождается самой познавательной способностью человека, т.е. носит доопытный (априорный) характер. Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Апостериорное знание – полностью получаемое из опыта. Носит случайный характер, а априорное – всеобщий характер.
Кант считает, что доопытны только формы знания, а содержание знаний целиком поступает из опыта Вывод: Смысл кантовского априоризма состоит в том, что познающий индивид всегда располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Таким образом, любое знание берется из все расширяющегося опыта человечества.
Сам Кант называл свою философию трансцендентальной, поскольку она изучает переход в систему знаний условий и возможностей опыта. В результате рождается знание, которое называется трансцендентальное, которое противоположно трансцендентному - это то, что остается за пределами нашего познания.Кант называет вещь, которая нам является, феноменом, или иначе "вещь для нас". Ноумен(на о ударение)-это (то что в ней скрыто) скрытая, тайная "вещь в себе". За непознаваемую вещь в себе Канта называют агностиком. Кант считал, что истина это всегда движение, которому не может быть конца, это процесс все более глубокого постижения мира, от знания неполного к более полному, но не окончательному.
2. Критика практического разумаКант отстаивает идею автономии нравственности: мораль не выводима из внешних по отношению к ней причин, нравственный призыв всегда исходит из глубин человеческого "я", а именно от нравственного закона, который составляет стержень человеческой личности.
Исходное понятие этики Канта-это автономная добрая воля, именно она является инстанцией в человеке, способной выражать уважение к нравственному закону. Автономная добрая воля рациональна. Именно она является инстанцией, способной выражать уважение к нравственному закону. Критерии добра и зла априорны, правильны, очевидны.1797 год: Кант пишет работу "Основы метафизики нравов". Кант рисует в своей работе картину современных ему нравов, далеких от совершенства. Повседневная жизнь противоречит законам морали, она скорее духовно уродует человека, недели воспитывает, но в том то и дело, что вопреки существующему, люди продолжают совершать добрые поступки. Таким образом получается, что моральный поступок-это результат внутреннего повеления человека-императива. Любой поступок императивен, но следует различать императивы, направленные на достижение определенной цели -гипотетические, и те, которые целью не обусловлены -категорические. Моральный поступок - это всегда поступок, ценный сам по себе, это моральный поступок, исполненный из чувства долга, он не преследует какой-либо цели.
Кант считал, что моральная философия призвана формулировать категорические императивы, помогая человеку жить нравственно в мире людей.1) "Поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, всегда, как к цели, и никогда, как к средству."2) "Поступай так, чтобы максима(макс требование) твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства." Вывод: Кант отстаивал требования, чтобы индивидуальная добрая воля человека была равной рационально всеобщей воле человечества. Рационализм Канта не мешал ему придерживаться религиозно-протестантских убеждений, согласно которым, человеку необходима вера в бессмертие души и существование бога, как гаранта справедливого воздаяния за их нравственную жизнь на земле