Оккультные способы лечения 3 страница
Когда человек узнает, и узнает не внешним, объективным образом, а как бы внутри самого себя, что ничто не может принести ему никакого вреда, страх покажется ему безумием. А пробуждаясь к сознанию своей истинной природы и своего истинного назначения, он непременно узнает, что ничто не может вредить ему, и в силу этого — непременно отбросит страх.
Очень хорошо было сказано, что ничего нет страшнее страха. В этом парадоксе скрывается истина, которую знают все оккультисты. Уничтожение страха дает в руки человеку такую силу сопротивления и такую власть, которые делают его почти непобедимым. Трудно даже понять, почему люди не хотят принять силу, которая сама предлагает себя им. Пускай вашим лозунгом будут слова: "Я — есть", "Я — ничего не боюсь", "Я — свободен".
Чтение десятое
АСТРАЛЬНЫЙ МИР
В самом начале этой главы мы сталкиваемся с трудностями, которые понятны нашим читателям, знакомым до некоторой степени с идеями оккультизма. Именно: мы видим большую трудность в описании различных "плоскостей" существования, Мы хотим дать читателям элементарные сведения, которые бы дали возможность начинающему разобраться в основных идеях и в основных принципах оккультизма, но мы совсем не стремимся углубляться в детали вопроса. До сих пор нам удавалось избегать технических терминов и спорных проблем. Насколько возможно, мы будем следовать этому и дальше.
В настоящем чтении, относящемся к астральному миру, а также в трех следующих, мы будем принуждены ограничиться только общими описаниями, не входя в детали затрагиваемых вопросов. Мы ограничимся точным и подробным изложением проблем, относящихся к разным мантрам или разным плоскостям нашего мира, не пытаясь излагать различные спорные теории. Поэтому вместо того, чтобы начать объяснять, что такое "плоскость". и затем объяснять отношения и соотношения одной плоскости, к другой и разных плоскостей между собой, мы соединим вместе все, что можно сказать о высших плоскостях, под одним общим названием астрального мира. Обращаем внимание читателей, знакомых с литературой по данному вопросу, что мы называем здесь астральными плоскостями, или астральным миром, не только низшие плоскости субъективного мира, но также и более высокие плоскости. Такая терминология может не понравиться людям, изучавшим оккультную литературу. Они могут спросить, почему разные плоскости называются одним именем. Но мы ссылаемся на пример многих древних оккультистов и других, живших и писавших в более близкие к нам времена, которые следовали тому же самому плану, которому следуем мы, и называли астральным миром все высшие плоскости, вплоть до самых высоких, духовных, которые они только отделяли. Разумеется, между низшими слоями астральных плоскостей и высшими слоями ментальных плоскостей разница не меньше, чем между гориллой и Эмерсоном, но для того, чтобы начинающий не потерялся в бесконечном лесу терминов, мы назвали астральными все плоскости, находящиеся выше физических, по крайней мере, те, которых мы будем касаться в данном изложении.
Очень трудно передать в ясных и простых словах значение слова "плоскость" [план — ред.] и мы будем пользоваться им, насколько возможно реже, предпочитая этому слову слово "состояние", потому что "плоскость" в действительности гораздо более "состояние", чем то, что подразумевается обыкновенно под словом "плоскость", т. е., иначе говоря, этот термин относится к внутреннему положению, а совсем не к положению в пространстве. Одно и то же пространство может быть наполнено явлениями разных плоскостей, как комната может быть наполнена лучами солнца, светом лампы, рентгеновскими лучами, магнетическими вибрациями и пр., и пр., причем каждое из-этих явлений будет подчинено своим собственным законам и совершенно не будет влиять на другие, которые, в свою очередь, не будут влиять на него. Таким образом, в данном месте одновременно могут действовать явления различных плоскостей, не мешая друг другу и не касаясь одно другого. Мы не можем входить здесь в детали данного предмета и стремимся дать читателям только общее понятие, общую идею для того, чтобы они могли понять явления различных плоскостей, составляющих "астральный мир".
Но прежде чем начать рассмотрение различных плоскостей астрального мира, нам будет очень полезно познакомиться с некоторыми из феноменов, соединенных вместе под общим названием "астральных". В чтении шестом мы говорили, что человек в дополнение к физическим чувствам слуха, зрения, вкуса, осязания и обоняния имеет еще пять астральных чувств, которые являются копиями или, правильнее, — оригиналами физических. Эти чувства действуют на астральной плоскости, и при помощи их человек может получать чувственные впечатления без помощи физических органов чувств. Точно так же мы говорили, что человек обладает "шестым чувством", физическим органом, дающим ему возможность телепатического общения с другими умами, причем этот физический орган имеет своего соответствующего астрального двойника.
Эти астральные чувства действуют на низшей астральной плоскости, т. е; на плоскости, следующей за физической. В чтении шестом мы описывали, каким образом явления ясновидения получаются при пользовании этими астральными чувствами. Существуют, конечно, высшие формы ясновидения, которые действуют на плоскостях более высоких, чем те. которыми люди пользуются в обыкновенном ясновидении, но эти силы встречаются очень редко, ими обладают люди очень высоких духовных достижений, и в данный момент мы не имеем намерения говорить о них. Обыкновенно ясновидящий видит при помощи низшей астральной плоскости, эта же плоскость дает возможность слышать яснослышащему. На этой плоскости передвигается астральное тело, здесь же находятся духи и астральные тени. Развоплощенные души, живущие на высших плоскостях астрального мира, стремящиеся вступить в общение с душами людей, живущих на физической плоскости, для того, чтобы достигнуть своей цели, должны спуститься на низшую астральную плоскость и как бы одеться в астральное вещество. На этой плоскости движутся "астральные тела" людей, живущих на земле, но изучивших искусство действовать в астральном теле. Мы указывали, что человек может являться в астральном теле или передвигаться в нем к любому пункту земной поверхности, и мы говорили, что оккультисты могут делать это по своему желанию при условии благоприятных обстоятельств. Другие люди более или менее бессознательно могут созерцать такие же вещи, иногда вспоминая как сон то, что на самом деле с ними происходило совершенно реальным образом. Очень многие из нас делают такие вещи и иногда странствуют очень далеко, когда физическое тело погружено в сон. Иногда мы узнаем таким образом то, что мы хотим знать, или вещи, совершенно чуждые нам и неинтересные, причем эти сведения получаются или путем непосредственного наблюдения, или от других более или менее сознательных, подобно нам, блуждающих душ. Сознательное и произвольное приобретение знаний таким способом возможно только для тех, кто уже сделал значительные шаги по пути достижения духовного развития. Оккультисты приводят себя в соответствующее духовное состояние и затем желают быть в том или другом месте. Для них этого уже достаточно. С быстротой мысли их астральное тело оказывается там, куда его послали. Начинающий или малотренированный оккультист, конечно, не обладает такой степенью контроля над своим астральным телом и управляет им с меньшим знанием и с меньшей ловкостью. Мы говорили, что астральное тело всегда остается соединенным с физическим. Если каким-нибудь образом соединение астрального тела с физическим прерывается, то это будет означать смерть физического тела, в которое тогда уже не может вернуться астральное.
На этой же астральной плоскости можно наблюдать аурические цвета людей, описанные в чтении четвертом. Ясновидящий может здесь же наблюдать мысленные эманации, которые непрерывно выбрасывает ум думающих и чувствующих людей и которые на некотором расстоянии всегда окружают человека и затем, отделяясь от него, притягиваются другими, сходными с ними мыслями или притягивают к себе другие такие же мысли. Эти мысленные эманации похожи на облака; из которых некоторые имеют тонкую и изящную окраску, а другие темного и грязного цвета. Для психического, или астрального, зрения все пространство наполнено этим мысленным веществом, меняющимся в цвете и во внешнем виде в зависимости от качества и характера мыслей, которые их образовали. Некоторые места — дома, здания, целые улицы, даже города — наполнены блестящим, влекущим к себе мысленным веществом, показывающим, что общий характер мыслей людей, населяющих это место, возвышенный или светлый; другие места, наоборот, наполнены темными массами "мысленной материи", показывающей, что люди, живущие здесь или посещавшие эти места, чувствовали себя здесь очень тяжело и думали печальные, грустные или преступные мысли.
Такие комнаты должны быть широко открыты для доступа солнца и воздуха, и люди, входящие в них, должны стараться наполнять их светлыми, веселыми и счастливыми мыслями, которые прогонят из них остатки мысленного вещества низшего качества. Мысленное приказание, даваемое человеку, например, такого рода: "Я приказываю всем темным и злым мыслям оставить это место", — имеют то действие, что человек, говоря такие слова, выбрасывает очень сильные мысленные вибрации, которые, так сказать, развевают темные облака мысленного вещества, прогоняют их, как сильный ветер, не позволяют им оставаться поблизости к лицу, произносящему такие слова.
Если бы люди могли видеть, хотя бы на несколько минут, мысленную атмосферу питейных домов, игорных залов и других мест подобного рода, они стали бы бояться н избегать таких мест. Атмосфера там не только насыщена низкими мыслями, охватывающими входящих туда людей, но, кроме того, к этим местам льнут целые толпы развоплощенных душ, стремящихся к тем вибрациям, которые они сами создавали в жизни, и бессильно старающихся разорвать тонкую преграду, которая отделяет их от физической плоскости.
Может быть, самый лучший способ сделать для читателя ясным общий вид и идею астрального мира — это описать ему воображаемое путешествие, которое он сам мог бы сделать в этот мир в сопровождении проводника-оккультиста. Мы мысленно отправляем читателя в такое путешествие под руководством опытного проводника. Но нужно помнить заранее, что для этого вы должны уже достигнуть достаточной степени духовного развития, так как иначе никакой проводник не может увести вас достаточно далеко, разве только сделав совершенно героические усилия, чего он, вероятно, не станет делать без особой надобности. Итак, готовы ли вы для этого путешествия? Ваш проводник находится возле вас.
Вы погружаетесь в особое состояние, называемое "состоянием молчания", и внезапно чувствуете, что вы вышли из вашего тела и находитесь в астральном теле. Вы стоите около своего физического тела и видите, как оно спит на ложе, но вы чувствуете, что остаетесь соединенным с ним и что эта связь не может порваться. Точно так же вы сознаете присутствие вашего проводника, который должен сопровождать вас в вашем путешествии. Он также оставил физическое тело и находится в своей астральной форме, которую вы представляете себе в виде облака, имеющего форму человеческого тела, но такого тела, через которое вы можете видеть насквозь и которое может двигаться и проникать через твердые предметы и стены. Ваш проводник берет вас за руку и говорит: "Идем", — и в то же мгновение вы чувствуете, что оставили комнату и летите высоко над городом, как летнее облако. У вас появляется страх упасть, и в тот же момент вы чувствуете, что начинаете падать, но ваш проводник хватает вас за руку, поддерживает и говорит: "Старайтесь думать, что вы не можете упасть, старайтесь думать, что вы легче воздуха, и вы действительно будете таким". Вы делаете то, что он вам говорит, и с восторгом чувствуете, что можете плавать в воздухе по своему желанию, двигаясь туда, куда захотите.
Вы видите огромные мысленные облака, поднимающиеся от города, подобно облакам дыма, и плавающие туда и сюда; вы видите также более тонкие облака в некоторых местах, которые, несмотря на то, что они гораздо меньше, имеют, по-видимому, свойство, приходя в соприкосновение с темными, рассеивать и уничтожать их. Здесь и там вы видите яркие и тонкие линии света и вспышки, подобные электрическим искрам, быстро пролетающим через пространство. Ваш проводник говорит вам, что это телепатические сообщения, посылаемые от одного ума к другому, а вспышки света причиняются праной, насыщающей эти мысли. Спускаясь к земле, вы видите, что всякий человек окутан как бы цветным переливающимся облаком яйцевидной формы. Это — его аура, в которой отражаются его мысли н преобладающее духовное состояние, причем от характера мысли зависит цвет ауры. Некоторые люди окружены прекрасными аурами, в то время как другие кажутся окутанными черным дымным облаком, в котором сверкает молния красного огня. На некоторые ауры вам больно смотреть: до такой степени они производят отталкивающее, грубое впечатление. Не находясь более в физическом теле, вы видите, чего обыкновенно не видите, и чувствуете то, чего обыкновенно не чувствуете. Но не теряйте много времени на эти наблюдения: время вашего путешествия очень кратко, и ваш проводник советует вам двигаться дальше.
Но ваше движение заключается не в перемене места: меняется все вокруг вас, как в панораме. Теперь вы больше уже не видите физического мира с его астральными феноменами, но видите как будто совершенно новый мир, наполненный самыми странными формами.. Вы видите летающие и плавающие вокруг вас астральные формы астральных тел, покинутых душами, перешедшими на более высокие плоскости. Это — астральные трупы: вы находитесь как бы на астральном кладбище. Зрелище, которое представляется вам, далеко не из приятных, и вы спешите дальше со своим проводником. Он советует вам думать о том, что вы, ваше реальное "Я" совершенно не зависите от астрального тела, что вы можете обходиться без него точно так же, как сейчас вы обходитесь без физического тела. Вы исполняете то, что он вам советует, и, к своему удивлению, выходите из астрального тела, оставляя его в мире теней, но опять чувствуете себя соединенным с ним, как астральное тело осталось соединенным с физическим. Вы чувствуете себя одетым в новое тело и вам кажется очень странной мысль, от которой вы раньше не могли отделаться, что вы — это физическое тело, или потом, что вы — это астральное тело. Вы чувствуете, что вы — это нечто совсем другое. Плоскость астральных теней уходит от вас, и вы как будто вступаете в огромное помещение, наполненное спящими формами. Здесь все неподвижно, движутся только тени, не имеющие ничего общего с теми, которых вы наблюдали в астральном мире. Это — тени высших существ, сошедших сюда для блага своих братьев. Время от времени то тот, то другой из спящих пробуждается, и тогда сейчас же та или другая из теней обнимает его и вместе с ним исчезает в какую-то другую сферу. Но наиболее удивительная вещь, которую можно наблюдать в этой сфере, — это постепенное и медленное пробуждение сознания некоторых спящих астральных тел. Тогда астральные оболочки как бы отступают от душ и как бы отходят в сторону, точно так же, как раньше отошло от вас ваше физическое и затем астральное тело. И вы видите, как эти оставленные душами тела переходят в область астральных теней, где медленно движутся, сохраняя в себе остатки какого-то смутного полусознания. Такие оставленные душами астральные тела не соединены с физическим телом, так как их физические тела уже умерли и погребены. Точно так же эти тела не соединены с душами, которые ушли вверх и стремятся в высшие сферы, забывая о своих прежних иллюзорных существованиях. Вы еще не находитесь в таком состоянии, вы только временно заглянули в эту область и по своему желанию можете вернуться обратно.
Сцена опять меняется, и вы находите себя в области пробужденных душ, среди которых вы со своим проводником двигаетесь и наблюдаете все, что происходит. Вы замечаете, что по мере того, как пробуждающиеся души уходят из поля вашего зрения, они оставляют за собой облачки своих ментальных тел. И вы замечаете в то же время, что по мере того, как вы поднимаетесь в более высокие плоскости, ваша собственная форма становится все тоньше, все меньше материальной, а как только ваша мысль обращается к низшим плоскостям, ваша форма становится как бы грубее, или плотнее, хотя все-таки еще не доходит до плотности оставленного вами астрального тела и, конечно, остается бесконечно более тонкой, чем физическое тело. Вы замечаете также, что каждая пробуждающаяся душа оказывается на какой-нибудь определенной плоскости. Ваш проводник объясняет вам, что эта плоскость определяется степенью духовного развития и достижениями, сделанными душой во время ее земной жизни, или, правильнее сказать, во время ее прошлых земных жизней, потому что она имела не одну жизнь, а много. Вы помните, что для души совершенно невозможно перейти ту плоскость, к которой она принадлежит, хотя души, принадлежащие к более высоким плоскостям, свободно могут посещать более низкие. Этот закон астрального мира не произвольный, но он действует, как закон природы. Чтобы сделать более понятной для читателя эту идею, мы приведем очень простой пример. Представьте себе большую сетку или, вернее, целый ряд сеток вроде тех, какие употребляются для просеивания и сортирования каменного угля. Крупный уголь останавливается первой сеткой, более мелкий задерживается второй и так далее до самого мелкого. Разумеется, крупный уголь не пройдет в мелкие ячейки, но мелкий будет проходить через все. Точно так же в астральном мире, души с большим количеством внутреннего материализма, грубые по природе, останавливаются на известных плоскостях и не могут идти выше, в то время как другие переходят к более высоким плоскостям. Вообще говоря, все души, находящиеся на более нижних плоскостях, имеют своих духовных помощников с самых высоких плоскостей, которые посвящают свое время пребывания в астральном мире заботам о других, не думая о своем собственном развитии. Ваш проводник объясняет вам все эти вещи в то время, как вы передвигаетесь с ним по различным ступеням этих плоскостей, так же, как и другие души. Ваш проводник объясняет вам это и говорит, что в данном случае не бывает исключений.
Покидая земное тело, душа пробуждается именно на той плоскости, которая ей предназначена, на той плоскости, куда ее влекут ее желания и стремления,и дальше которой они ее не пускают. Она видит себя там окруженной родственными умами и находит там все то, что сердце человека могло делать во время его земной жизни. Душа может достигнуть значительного внутреннего роста во время своего пребывания в астральном мире, и поэтому, пробуждаясь вновь на земле, она может увидеть себя, сделавшей большой шаг вперед сравнительно с тем состоянием, в каком она оставила землю. Астральный мир имеет бесконечное количество подразделений, и каждая душа находит там возможность развивать свои силы и способности и привлекать к себе другие души, нужные ей для ее внутреннего развития и познания.
Самая низшая плоскость астрального мира наполнена душами животного типа, неразвитыми и полными низких инстинктов. Эти души стараются всегда быть как можно ближе к земле, их шансы дальнейшего развития заключаются в том, что когда-нибудь их утомят их грубые стремления. И тогда, отчаявшись в возможности удовлетворения своих грубых вкусов, они невольно захотят чего-то другого, чего-то более высокого. Эти неразвитые души не могут, конечно, посещать высшие плоскости, и единственная плоскость которая находится ниже их, — это плоскость астральных теней, как бы льнущих к земле. Эти души низкого развития всегда стремятся к земле, всегда льнут к тем условиям, которые они сами создали в, своей земной жизни. О них можно сказать, что они живут на земле, но они отделены от земных вещей и явлений таким состоянием своих тел, которое не позволяет им принять участия во всем, что совершают родственные им души в земных оболочках. Они могут видеть все, что делают люди, но не могут присоединиться к ним и обычно находятся вокруг мест своей земной жизни, сознательно или бессознательно подчиняя своему влиянию других, находящихся в подобных с ними условиях. Это очень темная сторона астрального мира, и мы не будем долго останавливаться на ней, указав только на ее существование для сведения читателя.
Души более высоких плоскостей, имея менее влечения к земной жизни и обладая всевозможными условиями для своего развития в астральном мире, пребывают там гораздо дольше. Общий закон таков, что, чем выше плоскость, где находится душа, тем дольше она там остается. Но рано или поздно весь материал земной жизни душой изжит и понят. Душа ищет возможности нового движения и видит, что эта возможность может возникнуть только из опыта новой земной жизни. Тогда душа начинает мечтать о новой земной жизни, а из этого желания вытекает ее новое рождение. Душа как бы засыпает и начинает опускаться вниз, постепенно одеваясь все более и более плотными оболочками, и, наконец, рождается на земле в оболочке и условиях, вполне отвечающих ее стадии развития. Но она не пробуждается вполне, но живет в полусонном состоянии первые годы детства, только постепенно начиная сознавать себя, свою истинную сущность, свое происхождение, причину появления на земле.и прочее.
Все это рассказывает вам ваш проводник, указывая на души, находящиеся в том или ином положении, близкие к новому рождению или только что покинувшие земное тело.
Находясь в астральном мире, вы встречаетесь и разговариваете с вашими ушедшими друзьями и людьми, которых вы любили, видя их на той или иной плоскости. Вы замечаете с удивлением, что эти души действуют и говорят так, как будто бы их настоящая жизнь была реальной жизнью, а все остальное, и в том числе земная жизнь, каким-то нереальным сном. Вы понимаете власть настоящего над сознанием. Вы замечаете также, что души на всех плоскостях более или менее знакомы с плоскостями, находящимися ниже их, но как будто абсолютно ничего не знают о высших плоскостях, кроме только тех душ, сознание которых уже совершенно пробудилось и которые находятся на той или иной низшей плоскости по своему собственному желанию, всегда имея возможность подняться выше.
Вы замечаете также на одной из низших плоскостей, что ваш старинный друг, который был на земле глубоко убежденным материалистом, по-видимому, до сих пор не понимает, что он умер, и в тот момент, когда сознает себя, думает, что он находится на какой-то другой планете. Он по-прежнему готов спорить и доказывать, что смертью кончается все. Его приводит в ярость, когда посетители с высших плоскостей пытаются объяснить ему, кто он, откуда он пришел, где и в каком положении находится сейчас. Он называет их мошенниками и обманщиками, требует, чтобы они доказали ему существование высших сфер. Он утверждает, что все окружающее его, в том числе и появление высших душ, все это — физические явления какого-то другого мира, где он случайно находится. Оставляя его, вы чувствуете впечатление тех же самых разговоров, которые вы много раз вели или слышали на земле, и вы просите вашего проводника показать вам высшие области. Он улыбается и говорит вам: "Я поведу вас настолько высоко, насколько вы можете подняться", — и затем вы увидите себя окруженным всем, о чем вы только когда-либо мечтали и к чему когда-либо стремились; вы чувствуете, что здесь есть все, что вам нужно, и вы просите вашего проводника оставить вас здесь, не брать обратно, на землю. Он настаивает на вашем возвращении и для того, чтобы убедить вас в этом, говорит что вы находитесь еще очень невысоко и путем борьбы и усилий на земле можете со временем достигнуть права проникнуть гораздо выше. Вы сомневаетесь в его словах и, подобно материалисту, которого только что оставили, спрашиваете его, может ли быть что-нибудь выше окружающего вас. Он отвечает вам: "Вы достигли самого высокого, что возможно для вы в настоящий момент, но это не есть самое высокое вообще. Никакая душа не может перейти своих внутренних духовных границ, старайтесь расширить эти внутренние границы, и тогда вы получите возможность подняться в более высокие сферы. Пока в вас самих нет отзвука этим высшим сферам, ничто не докажет вам их существования и ничто не поможет вам понять их и проникнуть в них. Вы должны найти их прежде всего в себе. Я могу подняться выше вас только потому, что я внутренне сознаю эту возможность.
"Но и бесконечно выше вашей плоскости и бесконечно выше других идут все новые и новые подразделения, полные такого света и силы, каких никогда не может представить себе человек. Заметьте, что все эти миры окружают одну только нашу землю. Подобно этому, есть точно так же бесконечные подразделения астральных миров и астральных плоскостей вокруг каждой планеты нашей цепи и вокруг всех миллионов миров, существующих в бесконечности вселенной".
"Тогда что же представляю из себя Я?" — в невольном ужасе спрашиваете вы, чувствуя свое ничтожество перед бесконечностью, развернувшейся перед вами. "Вы — самая драгоценная вещь на свете, вы — живая душа, — отвечает проводник, — и если бы вы погибли, то погибла бы вся система миров вселенной, потому что вы так же необходимы для ее существования, как она необходима для существования вас. Вы — часть целого, и целое не может существовать без вас, как вы не можете существовать без него". — "Но что лежит дальше того, о чем вы говорили мне, — спрашиваете вы, — и что лежит в центре всего?" — "Абсолют", — отвечает вам ваш проводник, замолкая при этом слове.
И когда после этого вы вновь чувствуете себя в своем физическом теле, вы спрашиваете вашего проводника, прежде чем он исчез: "Где были мы? В скольких тысячах миль от земли лежит та область, которую мы посетили?" И он отвечает вам: "Вы совсем не оставляли земли. Вы совсем не удалялись от вашего тела, и все, что вы видели и испытали, не взяло ни одного момента времени. В астральном мире нет ни времени, ни пространства".*
___________
* Утверждение спорное. Существует также мнение, что там другие пространство и время — ред.
Чтение одиннадцатое
ПО ТУ СТОРОНУ
В наших чтениях мы не делали попытки заставить читателя принять какие-нибудь положения, которые не говорили бы ему внутренне и не находились бы в гармонии с его собственным настроением и пониманием. Мы предоставляем всем полную свободу убеждений и желаем, чтобы читатель принимал из учения йогов только то, что кажется ему правильным и верным, оставляя то, что кажется сомнительным, до того времени, когда его взгляд переменится. Мы просто излагаем учение йогов относительно разных явлений астрального мира настолько просто и ясно, насколько это возможно, и стараемся, чтобы читатель понял излагаемые мысли. Кажутся они ему правильными или нет, — этого мы знать не можем и совсем не стремимся убеждать в абсолютной верности того, что говорим. Что верно, то не может быть неверным, что бы об этом ни думал читатель. Его вера или его сомнение не могут изменить сущности вещей, и йоги совсем не утверждают, что кто-нибудь может быть наказан за неверие или награжден за веру. Они, наоборот, говорят, что вера или неверие зависят от понимания, от высоты внутреннего развития. И по их мнению, было бы в высшей степени непонятно, почему нужно наказывать человека за то, что он еще не дорос до понимания той или иной идеи. Йоги — самые терпимые люди на свете. Они сами видят истину, заключенную во всех фактах верований, и видят заключенное там добро, но они не порицают тех, кто с ними не согласен. У них нет никаких определенных догматов веры, которые они требовали бы от своих последователей. Они не требуют от своих учеников, чтобы те непременно во всем соглашались с ними: наоборот, они говорят своим ученикам: "Берите только то, что внутренне говорит вам, не думайте об остальном. Оставьте это на некоторое время, потом вернетесь назад и пересмотрите все еще раз. Быть может, вы найдете вещи, которые могут быть вам полезны. Так повторяйте несколько раз, но не принуждайте себя принимать идеи, которые вам не нравятся. Когда пройдет время, вы постигнете все, что истинно. Каждая истина имеет свое время, и, когда ее время приходит, она кажется приятной и нужной умственному взгляду. Поэтому берите то, что вам нравится, и оставляйте то, что вам не нравится. Мы совсем не принадлежим к числу тех хозяев, которые приглашают гостей и заставляют их есть вещи, на которые гости смотрят с сомнением, с недоумением, и со страхом. Это было бы не удовольствие, а наказание, и если бы гости принуждены были бы есть все, что им подают, для того, чтобы получить расположение хозяев, то их положение было бы очень печальным. Мы говорим совсем другое. Берите себе только то, что кажется ясным, и не берите того, что ничего не говорит вашему пониманию. Не бойтесь, что от вас может быть скрыто или удержано то, что вы могли бы взять".
Вполне соглашаясь со всем тем, что высказывалось йогами, мы переходим к дальнейшему изложению очень важной части передаваемого учения.
Когда "Я", оставляет физическое тело в тот момент, который мы называем. смертью, оно оставляет за собой все низшие оболочки. Физическое тело, как мы говорили в первом чтении, состоит из миллионов крошечных клеточек — это все маленькие жизни, из которых каждая имеет маленький ум или сознание, и все они находятся под контролем центрального подсознательного ума человека. Кроме того, в теле находится запас праны, или жизненной силы, и этот запас праны в соединении с миллионами жизней клеточек составляет то, что мы называем телом человека.