Продукция: часы, часовые механизмы
Rolex
Тип: частная компания
Год основания: 1905
Основатели: Ганс Вильсдорф
Расположение: Швейцария: Женева
Продукция: часы, часовые механизмы
Rolex SA (произносится Ролекс ) — швейцарская часовая компания, выпускающая наручные часы и аксессуары под торговой маркой Ролекс. В год Rolex выпускает от полумиллиона часов.
Вся история Rolex неразрывно связана с первопроходческим духом и дальновидностью ее основателя Ганса Вильсдорфа. Молодым человеком он шагнул в мир швейцарского часового производства в начале 20 века, когда на рынке безраздельно властвовали карманные часы. Он же был уверен, что будущее за наручными часами. И хотя наручные часы того времени не отличались высокой точностью, Ганс предвидел, что их можно сделать не только элегантными, но и надежными. Чтобы убедить клиентов в надежности своих новаторских часов, он стал оснащать их компактными и очень точными швейцарскими механизмами, которые выпускались в Бьенне.
Слагаемое успеха №1: брендинг (создание и разработка бренда)
Ганс Вилсдорф, немец по происхождению, не был ни потомственным часовщиком, ни даже швейцарцем. Он родился в Баварии 22 марта 1881 года. Несмотря на то, что в возрасте 12 лет он остался сиротой, он продолжил учебу в одной из лучших швейцарских школ-интернатов, самостоятельно зарабатывая на жизнь. После окончания школы некоторое время работал стажером в крупной компании, импортирующей жемчуг. Вскоре его школьный друг предложил ему работать в фирме, занимающейся экспортом швейцарских часов по всему миру. Он стал служащим в швейцарской часовой компании и заинтересовался часовым мастерством.
Получив некоторый опыт, в 1903 году Вилсдорф переехал в Лондон, где решил основать собственную фирму по продаже швейцарских часов. Женился на англичанке, получил подданство Англии, и с помощью своего сводного брата, Альфреда Дейвиса создал свою компанию, на первых порах носившую имя Wilsdorf&Devis. Вначале эта компания поставляла в Англию часовые механизмы производства Hermann Aeglers Swiss, заключенные в корпуса производства компании Dennison. Потом эти часы направлялись ювелирам, а внутри корпуса ставился логотип W&D.
Но Вилсдорф не оставлял мысли наладить собственное производство. Он был уверен, что будущее за наручными часами, и в 1905 году решил всерьез заняться этим. Парадокс заключался в том, что в те времена наручные часы презирались. Истинные джентльмены носили только золотые карманные часы, а часы-браслеты считались приобретением несерьезным и, по мнению большинства, годились только для женщин. К тому же маленький размер часов подразумевал, что их механизм не может быть надежным и точным. Именно в эти «темные» времена Ганс Вилсдорф открывает в Лондоне свою компанию по продаже швейцарских часов.
Для начала господин Вилсдорф решил изменить название компании Wilsdorf and Davis: название должно было быть коротким, чтобы читалось на циферблате часов, и в тоже время звучным и легко произносимым на любом языке, плюс к этому – новое название компании должно было объединять саму компанию и производимый ею продукт.
Известное всем и каждому название Rolex было зарегистрировано 2 июля 1908 года.
Слагаемое успеха №2: грамотно выбранная ниша
Завистники великой марки могут сказать, что словом Rolex, собственно, и исчерпывается вклад Вильсдорфа в развитие часового искусства. Во всяком случае в конструкциях Rolex нет ничего такого, что можно записать на личный счет Rolex. Ответить на подобные обвинения было бы проще простого: талант Вильсдорфа лежал в совсем другой области - он был выдающимся менеджером, умел видеть и предвидеть первостепенные задачи и находить оптимальные пути их решения.
Вилсдорф тратил громадные по тем временам суммы, чтобы как можно больше людей узнали о его часах. Самой главной целью компании стало производство качественных наручных часов. Вилсдорф не прогадал, сделав ставку на наручные часы. В начале XX века в разных частях света активно велись военные действия, в связи с этим особой популярностью стали пользоваться универсальные вещи, в том числе и продукция компании Rolex. Наручные часы превратились из изысканного и «дамского» аксессуара в атрибут военного времени. К тому моменту, когда война заканчивалась, наручные часы красовались на руках большинства мужчин. Но это была лишь половина пути к полному завоеванию мужских сердец.
Создание качественных наручных часов было нелегким делом, но неисправимый энтузиаст и перфекционист Ганс Вильсдорф увлек своей одержимостью и швейцарских партнеров. Несколько лет он непрестанно курсировал между Лондоном и Билем и, наконец, добился своего. В 1910 г. механизму, созданному Aegler для часов Rolex, был присвоен рейтинг хронометра от швейцарской School of Horology (часов с особо точным механизмом). Это были первые наручные часы в мире, чья точность получила столь высокую оценку.
Именно в тот момент родилась философия Rolex – максимальное качество за максимальные деньги.
Слагаемое успеха №3: стратегия продвижения
Продвижение новинки было нелегким: потребители не верили, что часы могут совсем не пропускать влагу. Но тут Rolex помог случай. Узнав из газет, что молодая англичанка Мерседес Гляйтце (Mercedes Gleitze) хочет переплыть Ла-Манш, Вильсдорф лично презентовал девушке Rolex Oyster.
Вот, собственно, и вся история, положившая начало легенде о том, как мисс Гляйтце за 15 часов и 15 минут переплыла Ла-Манш с часами Rolex Oyster на запястье. И эта официальная легенда не так уж далека от действительности, что лишний раз подтверждается письмом Мерседес, отправленным в Rolex 25 октября 1927 года: «Вы будете рады услышать, что часы Rolex Oyster, которые я несла на себе, переплывая канал, оказались надежным и точным компаньоном, при том что на протяжении многих часов они подвергались полному погружению в холодную морскую воду, не говоря уж о непрерывных ударах, которые они, должно быть, испытывали.
«Оправдательный заплыв» положил начало одной из самых успешных рекламных кампаний Rolex за всю ее почти столетнюю историю. Первая полоса Daily Mail от 24 ноября 1927 года была отдана под фотографию улыбающейся Мерседес и огромный заголовок «ROLEX OYSTER — удивительные часы, бросающие вызов стихиям. Защищенные от влаги, воды, жары, вибраций, холода и пыли». Далее следовал рассказ о заплыве мисс Гляйтце и результатах экспертизы ее часов, не обнаружившей в механизме даже малейших следов влаги и коррозии. Стоимость рекламы составляла очень немалую по тем временам сумму в 1600 фунтов стерлингов. Но реклама оказалась бесценна, как вспоминал Вильсдорф, «это был первый триумфальный восход славы Rolex Oyster».
Слагаемое успеха №4: грамотный PR
В дальнейшем Rolex решила несколько расширить философию и стала оказывать поддержку экстремальным видам спорта. Чему во многом способствовал интерес общественности к приключениям и экстремальным исследованиям, пик которого пришелся на середину XX века. Имена первопроходцев и покорителей вершин и глубин гремели по всему миру, а на их руках красовались новенькие Rolex. Вилсдорф приложил все усилия, чтобы за Rolex закрепилась прочная репутация часов, идеально подходящих для всех видов экстремального спорта.
Часы Rolex носил в 1953 г. Эдмунд Хилла-ри (Edmund Hillary), поднявшийся на вершину Эвереста. Ими владел Билл Франс (Bill France), основатель американской гоночной серии Nascar.
Вообще, 1953 год снова стал триумфальным для Rolex. В этот год появились сразу два идола двадцатого столетия – секретный агент 007 Джеймс Бонд, созданный Флемингом, и модель часов Rolex Submariner, в которых Джейс Бонд проходил сквозь самые различные опасности. Как и образ Джеимса Бонда значительно изменился со времени первой экранизации, так и модель Rolex Submariner видоизменялась и модернизировалась. Сегодня эти часы – весьма привлекательный символ успеха и роскоши.
Слагаемое успеха №5: имидж и выдержка
Со временем часы Rolex становились все популярнее в различных слоях общества. Благодаря достаточно умеренной как для дорогих часов цене (сотни тогдашних долларов) и широкому распространению через сеть официальных дилеров они были доступны практически всем обеспеченным покупателям, желающим их приобрести. К тому же Ганс Вильсдорф сознательно делал часы Rolex такими, чтобы их можно было узнать издалека по уникальному сочетанию широкого круглого циферблата с фирменным металлическим рубчатым кольцом.
Изобретение кварцевого часового механизма в 1968 г. перевернуло мировой рынок часов. Из престижного товара они превратились в массовый и недорогой продукт, а точность, которая была ранее атрибутом лишь дорогих фирменных марок, стала доступной всем обыденностью. Японские, тайваньские и гонконгские часы заполонили рынок, спрос на традиционные швейцарские модели резко упал. Rolex пришлось пройти через все эти испытания с новым рулевым.
Ганс Вильсдорф ушел из жизни в 1960 г., оставив компанию трастовому фонду, представлявшему интересы его наследников. Система владения акциями была продумана так, чтобы никто со стороны не мог завладеть компанией, даже ее частью, без согласия всех владельцев, которые, со своей стороны, не могли давить на менеджеров, требуя скороспелых решений, направленных на немедленное получение прибыли. Благодаря этому менеджмент компании руководствовался не краткосрочными соображениями, а вопросами долгосрочной стратегии.
Позиции на мировом рынке
Ведущее имя в мире элитных наручных часов – Rolex –более века считается неоспоримым символом совершенства и престижа. Сегодня компания со штаб-квартирой в Женеве, 28 филиалами по всей планете и 4 тысячами мастеров сервисного обслуживания в более чем 100 странах мира продолжает развивать богатую историю собственных достижений и инноваций.