Космос, Логос, Единое, Идея, Энергия, Истина, Бытие, Природа, софистика, апории, акусматика 2 страница
В осмыслении специфики буддистских понятий большую помощь может оказать чтение работ выдающегося отечественного буддолога Ф.И. Щербатского («Центральная концепция буддизма и значение термина “дхарма”», «Концепция буддийской нирваны»).
По четвертому вопросу целесообразно начать изложение со своеобразной философской школы даосизма, основателем которой считается китайский мудрец Лао-цзы. Центральным понятием данной школы выступает понятие Дао, смысл которого трудноуловим для европейцев, ибо он базируется не на логическом фундаменте, а на интуиции. Дао иррационально, его можно только почувствовать внутренним восприятием. В переводе на русский этот термин передается двумя значениями: «путь» и «закон», подспудная смысловая связь между которыми заключается в том, что всеобщий путь (вектор) происходящих в Космосе изменений есть высший закон его существования. Человек, будучи «микрокосмом», неотъемлемой составной частью Большого Космоса, должен следовать этому пути. В этом смысл его жизни.
Необходимо разобраться в следующих основных принципах даосизма: принципе «не-деяния», «не-знания» и спокойствия. Под «не-деянием» не имеется в виду бездействие, как это может показаться на первый взгляд, речь идет лишь об отказе от действий, расходящихся с Дао. А под «не-знанием» не имеется в виду отказ от познания, речь идет о предпочтении логическому познанию вещей получения знаний (интуитивных) и умений непосредственно от Дао. Из этих двух принципов закономерно вытекает принцип спокойствия, заключающийся в отказе от излишней практической и познавательной деятельности.
Важно обратить внимание на то, что, поскольку неуловимое Дао пребывает буквально во всех вещах и в той или иной степени в людях, постольку надо с любовью относиться ко всему окружающему.
Следует также иметь в виду, что учение даосов исходит из интуитивного представления о том, что Дао есть всё пронизывающее собою божественное начало всего и вся. Это учение содержит в себе представление о Дао как о «Великой Пустоте», преддверии мира, обладающей огромной потенциальной силой. Ее-то, по представлениям даосов, и используют мастера китайских боевых искусств.
Далее следует рассмотреть учение Конфуция, проблематика которого, в основном, сводится к этико-политическим вопросам. Необходимо уяснить смысл основных категорий этого учения: Ци, Ли, Сяо, И, Жэнь, Дао-Дэ.
Ци означает «энергия», «материя».
Ли значит «порядок» (как в природе, так и в обществе), а также «правила поведения», «ритуал».
Сяо означает субординацию во взаимоотношениях между людьми.
И значит «справедливость».
Жэнь – «человечность».
Дао-Дэ выражает единство Дао и его проявлений. «Совершенномудрый», содержащий в своей душе Дао, так или иначе, выражает Его внешне – в речах и деяниях.
Знание значений этих категорий поможет более адекватному прочтению соответствующих текстов.
Следует принять к сведению то обстоятельство, что конфуцианство родилось в результате попытки Конфуция собрать и сохранить традиционные духовные ценности, наработанные на протяжении тысячелетий китайским обществом, – ценности, которые стали подвергаться деформации в процессе происходивших в Китае в VI-V вв. до н.э., как и в других цивилизациях, серьезных интеллектуальных сдвигов. Результатом собирательской деятельности Конфуция явилось формирование целостной философско-этической системы, которая, не в пример огромному большинству философских учений мира, получила статус официальной философии, продержавшейся в Китае на протяжении двух с половиной тысяч лет и пользующейся авторитетом и в наши дни.
Студенту необходимо вычленить основное содержание конфуцианского этического учения о субординационных отношениях между людьми как в сфере семьи, так и в сфере государственной системы.
После чего целесообразно перейти к рассмотрению остальных школ древнекитайской философии, в частности, моизма и легизма, просуществовавших на протяжении нескольких веков и поглощенных конфуцианством как более фундаментальной философской системой. При этом следует подчеркнуть, что моизм, основателем которого явился китайский философ Мо-цзы, уделял серьезное внимание вопросу труда как мерила человеческого достоинства, в то время как легизм представлял собой систему, утверждающую элитарные принципы управления обществом и жестокие законы – как основной инструмент власти.
Что касается космологических представлений древнекитайских мыслителей, то следует иметь в виду, что они базировались на общем натурфилософском понятии гармонического единства противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал), а также на представлении о лежащих в основе всего сущего пяти вещественных первоэлементов, расположенных в субординационном порядке: земля – дерево – металл – огонь – вода. Необходимо осмыслить суть данной субординации и постараться запомнить ее для будущего сравнения с древнегреческими представлениями о первоначальных стихиях природного бытия.
В заключение семинарского занятия целесообразно, подводя итоги, попытаться провести параллели между древнейшей мудростью Востока и современными достижениями науки. В этих параллелях нередко раскрывается, подчас в весьма удивительной форме, совпадение содержания древних интуитивных представлений о бытии мира и человека с представлениями, формируемыми на современном экспериментально-теоретическом фундаменте.
Литература
Основная
Учебная( для всех тем семинарских занятий)
1.Алексеев П. В.Философия : [учебник для студ. вузов] / Алексеев П. В., Панин А. В. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008 ; Изд-во Моск. ун-та. - 588 с. - (Классический университетский учебник). -
2.Кохановский В. П.Философия : конспект лекций / Кохановский В. П., Жаров Л. В., Яковлев В. П. ; отв. ред. В. П. Кохановский. - Изд. 11-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. –
3.Алексеев П. В.Философия : учебник по курсу "Философия" для студ. вузов / Алексеев П. В., Панин А. В. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 608 с.
4.Философия : [учебник для студ. нефилос. спец. вузов] / Аполлонов А. В., Васильев В. В., Миронов В. В., Разин А. В. ; под ред А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова . - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010 ; Изд-во Моск. ун-та. - 669,
5.Мачкарина О. Д.Философия. Курс лекций : учеб. пособие по дисц. "Философия" для студ. (курсантов) всех форм обучения и аспирантов / Мачкарина О. Д. ; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2010. - 192 с.
6.Русская философия : [учеб.-метод. пособие для студ. обуч. по спец. 040201 "Социология"] / [авт.-сост. Т. П. Штец, А. А. Сауткин ] ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010
7.Спиркин А. Г.Философия : [учебник для студ. вузов] / Спиркин А. Г. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 828 с
(Любой год издания)
8.Антология мировой философии. М., 1962. Т.1.
9.Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
10.Древнекитайская философия. Собрание текстов. Т.1, 2. М., 1972.
11.Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963, 1972.
12.Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.
13.Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
14.Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1987 (вступительная статья С. А. Токарева, главы «Пространство и время», «Модель мира»).
Дополнительная
1. Топоров В.Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. М., 1995.
2. История философии (Россия-Запад-Восток). М., 1995, 1996. Кн.1,2.
3. История китайской философии (под ред. М.Л.Титаренко). М., 1989.
4. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
5. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, религия, наука. М., 1989.
6. Переломов Л.С. Конфуций: его жизнь, учение, судьба. М., 1993.
7. Фэм Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.
8. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.
ПЛАН СЕМИНАРА ПО ФИЛОСОФИИ № 2-3
«АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Занятие 1.
1. Происхождение и своеобразие античной философии. Основные этапы её развития.
2. Основные понятия античной мысли (Космос, Логос, Единое, Идея, Энергия, Истина).
3. Раннегреческая философия.
4. Сократ и софисты.
Основные понятия
Космос, Логос, Единое, Идея, Энергия, Истина, Бытие, Природа, софистика, апории, акусматика
При ответе на первый вопрос следует обратить внимание на то, что целый ряд исследователей рассматривают философствование как феномен именно древнегреческого мира, как особую интеллектуальную традицию, свойственную лишь античности и утраченную с гибелью античной культуры. Первые философские школы появляются на рубеже VII-VI веков до нашей эры (Милетская школа). Можно выделить следующие этапы в развитии античной философии:
1. Раннегреческая философия (конец VII – начало V веков до нашей эры). В этот период идёт формирование первых философских школ: Милетская, Пифагорейская, Элейская. Одним из основных вопросов является вопрос о первопричине и первоначале бытия: «из чего всё?». Следует иметь в виду, что представители этих школ дают разнообразные ответы на этот вопрос: всё есть вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), число (Пифагор), единое (Парменид) и т.д. Студент должен видеть специфику рассмотрения этого вопроса каждым мыслителем. Кроме того, ставится вопрос о тождестве бытия и мышления (Элейская школа).
2. Софисты и Сократ (V век до нашей эры). Период, характеризующийся «антропологическим поворотом» в античной философии. Следует обратить внимание на суть полемики Сократа с софистами, видеть специфику сократовского метода (майевтика).
3. Древнегреческая классическая философия (IV век до нашей эры). Этот период связан с именами Платона и Аристотеля. Происходит становление метафизической традиции в философии, формируется понимание вечности человеческой души, античная философия получает своё классическое завершение.
4. Античная философия в эпоху эллинизма (III до н.э. – I век до н.э.). Следует иметь в виду, что эллинистическая мысль ориентирована на воспитание человека, способного выдержать, благодаря мудрости, все тяготы жизни. Философия обретает «школьный» характер. Главное внимание уделяется интерпретации идей классической философии (Платон, Аристотель). Основные течения: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектизм.
5. Философия Древнего Рима (I в. н. э. – V в. н. э.). Этот этап связан с развитием тех идей, которые были рождены греческой мыслью, зачастую в достаточно эклектической форме. Вершиной философии этого периода можно считать неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).
Традиционно основным принципом античной философии считают космоцентризм. Понятие Космоса является основополагающим и центральным понятием древнегреческого мышления. Космос мыслится как конечный, ограниченный, гармоничный. На заре древнегреческой философии космос понимался как украшение, скрывающее тайну бытия. В этом смысле, космос – это гармонический порядок всего сущего, который в современной культуре можно уподобить нашему пониманию художественного произведения. Причём космос не есть нечто внешнее по отношению к человеку. Сам человек есть космическое существо, микрокосм. Мир тождественен космосу, в нём царит гармония всего сущего. Мир один и един («единое есть всё, и всё есть единое»). Философский акт представляет собой способность человека мыслить мир во всей его целостности и единстве, и не просто мыслить, но и сказывать о мире. Благодаря человеку мир обретает голос; человек есть сказывающее существо, собирающее в слове всё сущее воедино (таков логос Гераклита).
Следует отметить, что для древнегреческой философии свойственно понимание бытия как природы (φύσις, «фюзис»). Природа понимается, прежде всего, как то, что само себя осуществляет в бытии, в самом себе находит силу пребывать в мировой гармонии. Не сотворённое, а самовосходящее. Природа как единство оказывается неуловимой, отсюда необходима конкретизация бытия как природы, что, в свою очередь, задаёт понятийный ряд древнегреческой философии.
Второй вопрос посвящён рассмотрению основных понятий античной философии, благодаря которым конкретизируется понимание бытия. Следует иметь в виду, что эти понятия внутренне взаимосвязаны друг с другом и представляют собой единую, целостную систему. К основным понятиям относятся: единое (), логос (λόγος), идея (ἰδέα), энергейя (), истина (άλήθεια).
Единое – всё объединяющее. Основное понятие Парменида. В этом смысле бытие – то же самое, что и мысль, в их совместной принадлежности к Единому.
Логос как собирание всего сущего воедино. Центральное понятие Гераклита. Логос ведёт к пониманию того, что единое есть всё, и всё есть Единое. Логос Гераклита интерпретируется по-разному: как разум, как слово и речь, как космический закон. Благодаря Аристотелю, логос стал мыслиться как логическое. Сам Гераклит выразил логос следующим образом: «выслушав не мою, но эту-вот Речь (λόγος), должно признать: мудрость в том, чтобы знать всё как одно» (50-й фрагмент). Следует обратить внимание на этот фрагмент Гераклита и попытаться дать свою интерпретацию понятия «логос».
Идея. Основополагающее понятие Платона. Благодаря идее всё сущее обретает свой вид, свою сущность. Представляется целесообразным попытаться разобраться в соотношении понятий «идея» и «эйдос». Ряд авторов их отождествляют, другие же понимают эйдос (то, что наделяет зрением, образ) как зримое воплощение идеи, представленность идеи в чувственно-телесном мире. Иными словами, идея воплощается в мире как эйдос, но не исчерпывается эйдосностью. Эйдос – это форма бытия идеи в телесном (материальном) мире, «внешнее явление того или иного сущего».
Энергейя – центральное понятие Аристотеля, означающее стремление всех вещей к осуществлению себя в мире таковыми, какие они есть по своей сущности, иначе говоря: стремление быть тем, чем есть, осуществить себя во всей полноте собственного бытия. Бытие здесь понимается как про-изведённость. На латинский язык аристотелевская «энергейя» будет переведена как actualitas (действительность). Понимание бытия как действительности (в отличие от античного понимания бытия как природы) будет чертой средневековой философии.
Все эти понятия, по сути, сводятся к одному понятию, лежащему в «истоке» (М. Хайдеггер) всей греческой философии – истине. Для греков свойственно понимание истины как непотаенности, открытости. Само бытие заинтересовано в человеке как сказывающем существе, способном вслушаться в голос бытия и, ничего не скрывая, поведать об услышанном. Слово бытия и слово человека нераздельны. Каждый пребывает в такой точке мира (топос), из которой открывается истина (точка зрения). Мышление – это путь к истине. Чтобы мышление могло выполнить свою миссию восхождения к истине, оно должно быть открытым. Мысль может существовать лишь в открытом исполнении (См. об этом подробнее: Сергеев К.А., Толстенко А.М., Торубарова Т.В. История античной философии. СПб., 1998).
Третий вопроспредполагает свободную ориентацию студента в основных школах раннегреческой философии. Необходимо обратить внимание на Милетскую, Пифагорейскую и Элейскую школы философии.
Основателем Милетской школы философии является Фалес из Милета (ок. 625 – ок. 547 г.г. до н. э.), которого считают первым греческим философом. Фалес, согласно Аристотелю, выдвинул следующие положения: 1) «всё произошло из воды»; 2) «земля плавает на воде»; 3) «всё полно богов»; 4) «магнит имеет душу». Особый интерес представляют первое и третье положения. Отталкиваясь от идеи «всё произошло из воды», ряд авторов рассматривают Фалеса как родоначальника современной науки, имеющего в виду «непрерывное становление элементов или элементно становящийся континуум» (Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. С. 344). Также Фалеса называют стихийным материалистом. Однако следует иметь в виду, что материальное здесь имеет философское значение. Вода представляет собой «всеобщую сущность», которая «определяется здесь как реальное и значит абсолютно определяется как единство мысли и бытия» (Гегель). Вода Фалеса представляет собой простое начало, равно как и первоначало другого представителя милетской школы – Анаксимена (588-525 г.г. до н.э.). По Анаксимену, первоначалом всего является воздух, и все вещи представляют собой различные степени сгущения воздуха (вода, земля, камни) или его разрежения (огонь). Несколько по-другому вопрос о первоначале и первопричине сущего решает Анаксимандр (610-546 г.г. до н. э.). Он впервые ввёл понятия апейрон (ἄπειρον) и архэ (ἀρχή). Следует видеть связь этих двух понятий. Апейрон (бесконечное, беспредельное) является первоначалом всего существующего; это вечная, бесконечная, неопределённая материя, которая находится в вечном движении и порождает из себя многообразие всего существующего. Архэ (принцип) – то, что лежит в основе бытия вещей как вещей (т.е. оформленных, конечных, определённых). Имеет смысл рассматривать архэ как первопричину, имманентную (внутренне присущую) апейрону, благодаря которой созидается многообразие сущего. Это может объяснить содержательное отождествление этих понятий самим Анаксимандром и интерпретаторами его учения.
Пифагор (ок. 570 — ок. 497 г.г. до н.э.) и его школа. Серьёзная философская школа и крупная политическая организация, построенная по принципу гетерии (тип политического объединения, который строится на личных отношениях лидера и его приверженцев и не предполагает ни чёткой организационной структуры, ни должностных лиц, ни других атрибутов формально закреплённого объединения). Пифагорейцы уподобляли вещи числам и выдвинули принцип: всё есть число. «Всё познаваемое, конечно же, имеет число. Ведь без него невозможно ничего ни помыслить, ни познать… Если вещи будут безграничны, то вовсе ничего не будет познаваемо» (Пифагор). В качестве основополагающих областей знания Пифагор выделял математику и акусматику. Математика имеет дело с познанием сущего, акусматика же ориентирована на человека. Акусмы делятся на три вида. Первый из них отвечает на вопрос: что это? Второй – на вопрос: что самое (лучшее, мудрое и т.п.)? Третий вид говорит о том, что следует и не следует делать. Представляет интерес и пифагорейская трактовка (мистика) чисел.
Элейская школа представлена четырьмя мыслителями. Старшие: Ксенофан (ок. 576 — ок. 480 г.г. до н. э.), Парменид (расцвет ок. 500 г. до н.э.); младшие: Зенон (расцвет ок. 460 г.г. до н.э.), Мелисс (расцвет ок. 440 г. до н.э.). Особое внимание следует уделить Пармениду и Зенону. Согласно ряду авторов, основной идеей Парменида является идея о неизменности и неподвижности бытия. Однако парменидовское понимание бытия нельзя рассматривать в отрыве от мышления. Именно Парменид одним из первых поставил вопрос об отношении мышления к бытию. В своей поэме в стихах о природе Парменид скажет: «Одно и то же – мышление и то, о чём мысль, // Ибо без сущего, о котором она высказана, // Тебе не найти мышления. Ибо нет и не будет ничего, // Кроме сущего (того «что есть»)». Следует иметь в виду, что здесь не идёт речь о тождестве бытия и мышления, поскольку нет речи об их различии. Истина присуща бытию и мышлению. Именно исходя из приобщённости бытия к истине, можно говорить о его неизменности. Также при ответе на данный вопрос необходимо обратить внимание на понятие «единое».
Зенон – любимый ученик Парменида. Известность Зенону принесли его апории (неразрешимые противоречия), направленные против понятий движения и множественности. Следует обратить внимание на четыре классические апории: «Дихотомия» (чтобы пройти весь путь, надо пройти его половину, но прежде – половину половины и так до бесконечности), «Ахиллес» (Ахиллес никогда не догонит черепаху, стартовавшую чуть ранее, поскольку пока Ахиллес пройдет расстояние, пройденное черепахой, черепаха пройдёт ещё какое-то расстояние и т.д.), «Стрела» (всё или движется, или покоится; когда нечто покоится, оно занимает определенное положение в пространстве; движущаяся стрела в каждый момент времени («теперь») занимает определенное положение в пространстве; следовательно, движение есть сумма состояний покоя), «Стадий» (известен в изложении Аристотеля: «Четвертый же аргумент о двух равных рядах величин, движущихся с концов стадия навстречу друг другу мимо равных им по числу и размеру величин третьего ряда, которые, однако, неподвижны; движутся они с равной скоростью. Тогда оказывается, думает он, что половина времени равна двойному. Паралогизм же заключается в том, что одинаковая величина, движущаяся с равной скоростью проходит за равное время как мимо неподвижного, так и движущегося»). Зенон в своих апориях обосновывает понимание бытия как единого и неподвижного.
Рассматривая данный вопрос, необходимо особо остановиться на философских взглядах Гераклита из Эфеса (ок. 540 — 480 г.г. до н.э.). Гераклита называли «Тёмным», так как его идеи казались туманными и непонятными современникам, а кроме того, выражены они были в форме афоризмов, построенных на игре слов и смыслов, с использованием глубоких и многозначных «смыслообразов» (выражение Ф. Х. Кессиди). Следует рассмотреть понятие «логос», которое является центральным понятием Гераклита. Для Гераклита логос и истина суть одно. «Целомудрие (самоограничение) – величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая» (Гераклит, фрагмент 112). Также Гераклита считают родоначальником диалектики. Именно ему принадлежит изречение: «На входящих в одну и ту же реку в один раз притекают одни воды, в другой раз – другие», которое впоследствии трансформировалось в обыденном языке в известный афоризм «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». (При подготовке данного вопроса имеет смысл обратиться к книге Ф. Х. Кессиди «Гераклит».)
Нельзя не упомянуть и философские идеи Демокрита. Безусловно, если руководствоваться строго хронологическими рамками, то Демокрит (ок. 460 — 370 г.г. до н.э.) – современник Сократа и Платона, но с содержательной точки зрения он завершает традицию раннегреческой философии. Демокрит так же ставит вопрос о первопричине, первоначале бытия. Основу бытия, по Демокриту, составляют атомы (ἄτομος – неделимый). Атомы имеют величину, они неделимы и находятся в постоянном движении. Движение не возникает, оно вечно. Атомы внутри себя неподвижны, в самом атоме нет источника движения. Атом – частица истинно-сущая, у него нет чувственно воспринимаемых качеств, кроме тяжести и величины. Атом обладает формой как внешним очертанием. Атомы различаются тремя свойствами: формой, порядком соединения и поворотом. Атомистика Демокрита оказала большое влияние на последующее развитие философии. Целый ряд авторов, вслед за В.И. Лениным, даже говорили о «линии Демокрита», связанной с поиском материальной основы мира; этой «линии» они противопоставляли идеалистическую «линию Платона».
При подготовке к третьему вопросу необходимо обратиться к следующей литературе: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989 и Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
Четвёртый вопрос.Предшествующее развитие философии вызвало к жизни движение софистов. Часто этому слову придаётся отрицательный оттенок. Однако если обратиться к исконному значению этого понятия, то «софия» означает мудрость, а сами софисты, стало быть, – это знатоки мудрости. Софисты за плату учили человека рассуждению, они были ориентированы не на познание, не на постижение истины, а на риторику и аргументацию. Согласно им, бытие как природа непостижимо, если чему-то и можно научить человека, так это обоснованию своей точки зрения. К софистам относят: Протагора (известен своим изречением: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»), Горгия (выдвинул ряд положений, обосновывавших невозможность познания бытия: 1) Ничего нет. 2) Если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо. 3) Даже если бы нечто было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и разъяснить другому), Продика (считал, что богов нет, люди обожествили то, что им полезно, в чём они нуждались), Гиппия (см., например, диалог Платона «Гиппий Больший»). На семинарском занятии имеет смысл прокомментировать наиболее известные изречения софистов. (Характеристику софистического способа аргументации можно найти у Аристотеля в трактате «О софистических опровержениях».)
При подготовке к семинару следует иметь в виду, что феномен Сократа неотделим от софистического движения. Так же, как и софисты, он отказывается от изучения природы ввиду отсутствия соответствующего метода. Главное внимание направлено на человека. Сократ бродил по Афинам и задавал вопросы: что есть красота, что есть истина, что есть добродетель, что есть добро, что есть благо и т.п. Своими вопросами о «чтойности» он преодолевал понимание мудрости как ораторского искусства (софисты) и закладывал основы философии как метафизики. Сократ известен также своими принципами «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю» и пониманием бытия как блага. Имеет смысл обратить внимание и на этический рационализм Сократа, полагавшего, что если человек знает нечто, то он и поступает соответственно. Добродетель есть знание, а знание есть добродетель («Мужество – это знание как избежать опасности», «Благоразумие – знание как обуздать собственные страсти», «Мудрость – это знание как соблюдать законы» и т.п.). Особый интерес представляет метод Сократа. Ему был свойственен вопросно-ответный характер искания истины. А.Ф. Лосев определил сократический метод как индуктивно-дефиниторный. Судьба Сократа оказалась трагична: он был приговорён афинским судом к смерти, которую мужественно принял, выпив чашу с ядом (см. об этом: Платон «Апология Сократа», «Федон»).
Литература:
Основная(любой год издания)
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
2. Материалисты Древней Греции. М., 1957.
3. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.
5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
6. История философии (Россия-Запад-Восток). М., 1995, 1996, кн.1,2.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994.
Дополнительная
1. Сергеев Н.А., Слинин Я.А. Природа и разум: Античная парадигма. Л., 1990.
2. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
3. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.
4. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.
Занятие 2.
1. Платон: учение об идеях.
2. Аристотель: учение о материи и форме. Основные категории Аристотеля.
3. Учение о государстве Платона и Аристотеля.
4. Философия эпохи эллинизма: общая характеристика, основные направления.
Основные понятия
Идея, эйдос, материя, форма, метафизика, эрос, тимократия, олигархия, демократия, тирания, монархия, аристократия, полития.
Первый вопрос имеет смысл начать с анализа той интеллектуальной ситуации, в которой оказались представители древнегреческой классической философии. Следует иметь в виду, что Платон не был чужд идеям досократовской философии, подробнейшим образом изучал элейскую философию, был близок к пифагорейцам, некоторые исследователи говорят о знакомстве Платона с Демокритом. Формирование Платона как мыслителя связано, прежде всего, с Сократом, трагическая смерть которого была своего рода первотолчком к самостоятельному занятию философией.
По Платону, основу сущего составляют идеи (бытие как идея). Чувственно воспринимаемый мир – лишь отражение идеального мира. Человек в акте мышления (умозрение) совершает восхождение к миру идей, центральной из которых является идея блага. Именно идея блага задаёт возможность познания. «Считай, что и познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же даёт им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно – за пределами существования, превышая его достоинством и силой» (Платон. Государство, 509b). Таким образом, идея блага задаёт основу любой идеи. Идеи изначально присутствуют в человеческой душе (душа бессмертна; пребывая до своего телесного воплощения в потустороннем мире, она созерцает идеи во всей их чистоте, отсюда и вытекает представление о знании как припоминании («анáмнесис)») и представлены в телесном мире как эйдосы (внешнее явление того или иного сущего). Эйдос – это внешнее проявление идеи, то, что нас наделяет зрением, а душу – способностью к воспоминанию. Эйдос пробуждает стремление (эрос) к идеальному. Причём это стремление первоначально реализует себя как стремление к красоте, из которого и проистекает любовь как стремление к целостности (здесь имеет смысл обратить внимание на миф об Андрогине). Идея красоты наиболее полно представлена в чувственном мире, она сияет и высвечивает путь к идеальному. «Итак, красота … сияла и среди всего того, что было там, и когда мы пришли сюда; мы тогда совершенно ясно стали воспринимать её сияние посредством самого острого из наших чувств. Дело в том, что зрение – самое проницательное из чувств нашего тела … Только одной красоте выпало на долю быть вполне очевидной и потому наиболее привлекательной» (Платон. Федр, 250d). Стремление как эрос ведёт к превращению философии (как любви к мудрости) в эротософию (как стремление к мудрости). При подготовке к этому вопросу необходимо обратиться к тексту диалогов Платона «Пир» и «Государство» (книга VII – миф о пещере).