Хх век в истории казахской философии.
Хрестоматийный материал.
Тема 10: Казахская философия.
Тексты: Абай. «Слова назидания» (фрагмент). 1. Касабек А., Касабек С. «Искание истины»: «XX век в истории казахской философии». 2. М.Орынбеков «Предфилософия протоказахов»: «Мировоззренческие ориентиры и первоначальные категории протоказахов и их соотношение»; «Традиционные верования Протоказахов. Поклонение Тенгри, Жер-Су, Умай»
Хрестоматия 10.1.
Касабек А., Касабек С. «Искание истины»: «XX век в истории казахской философии».
ХХ ВЕК В ИСТОРИИ КАЗАХСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Переход к демократическому обществу, построение рыночных отношений и становление новой государственности в Казахстане затронули все стороны общественных отношений. Раскрепощение мысли, возврат к истокам национальной идеи, установление естественных взаимосвязей между науками и постепенный переход к общечеловеческим ценностям вносят положительный вклад в формирование национального самосознания как атрибута казахского народа. Этот процесс благотворно отражается и на жизни представителей других народов Казахстана.
Однако XX в. в истории развития казахского народа оказался весьма противоречивым как в позитивном, так и в негативном отношении. Своеобразие такого развития представлено в научных исследованиях философов Казахстана, в основном руководствовавшихся методологическими принципами марксизма-ленинизма, что привело к одностороннему освещению сложного спектра общественных отношений.
Изучению социальных свершений, так называемых революционных преобразований, происходивших в республике, особенностей строительства социализма в Казахстане были посвящены первые философские работы, появившиеся в 30-е годы на страницах периодической печати. В эти же годы в вузах республики были организованы первые кафедры философии, начаты переводы трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина на казахский язык. Особенно бурно развивалась философия в Казахстане с середины
50-х годов. Этому способствовали открытие в 1949 г. философского факультета в Казахском университете, организация в 1958 г. Института философии и права АН Казахской ССР, а также создание в 1978 г. Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ.
Создание материально-технической базы социализма, коренные преобразования общественных отношений привели к развитию научного знания, обусловили разработку ряда актуальных философских проблем. К середине 80-х годов в Казахстане научную и педогогическую работу вел большой отряд квалифицированных философов — свыше 400 специалистов, в том числе 6 академиков и членов-корреспондентов АН Казахской ССР, 20 докторов и 180 кандидатов философских наук. Заметно оживилась научно-исследовательская работа в области философии во всех 60 высших учебных заведениях, где было сосредоточено большинство философских кадров республики.
В центре внимания исследователей стояли следующие вопросы: ленинское философское наследие, методология социального познания, закономерности некапиталистического пути развития, социально-классовая структура советского общества, национальные отношения, изучение роли субъективного фактора в развитии социалистического общества, процессы совершенствования социалистических общественных отношений, развитие духовной жизни социалистического общества, пути формирования гармонически развитой личности и др.
В эти же годы развивались конкретные социологические исследования. Организованная при Казахском университете лаборатория социологических исследований акцентировала внимание на проблемах, связанных с интернационализацией общественных отношений. Философы Института философии и права АН Казахской ССР исследовали вопросы подъема культурно-технического уровня рабочего класса, духовной жизни человека в условиях научно-технического прогресса и др. Группы социологических исследований различных вузов изучали проблемы образования и его роль в изменении социальной структуры социалистического общества. (М. С. Аженов).
Определенный вклад внесли ученые в разработку вопросов развития нации и национальных отношений: закономерности развития советского многонационального государства; вопросы устранения пережитков национальной розни и установления фактического равенства всех наций; природа национальной психологии; управление социальными и национальными отношениями; воспитание людей в духе интернационализма и патриотизма. Следует отметить следующие работы: Н. Д. Джандильдин «Природа национальной психологии», (Алматы, 1971); М. И. Сужиков «Образование ССР и социальный прогресс казахского народа» (Алматы, 1972); А. Е. Канапин, А. Д. Яндаров «Расцвет культуры казахского народа» (Алматы, 1977); А. А. Айталиев «Социализм и интернациональное воспитание» (Алматы, 1979) и др.
Социальные процессы, связанные с современной наукой и техникой, были осмыслены путем изучения научно-технической революции. При этом считалось весьма важным раскрыть то новое, что имелось во взаимоотношениях между наукой и производством, между НТР и духовным миром человека, показать возросшую роль науки в обществе. В работах философов республики освещались основные тенденции разделения труда, воздействие НТР на социальную и профессиональную структуры рабочего класса и других социальных общностей. Изменения, затрагивающие технический прогресс в тех условиях, представлены как органическое соединение умственного и физического труда на путях комплексной механизации и автоматизации производства, роста культурно-технического уровня трудящихся, соединения образования с производительным трудом. Этому вопросу посвящена коллективная монография «НТР и духовный мир человека»(Алматы, 1979). Опубликован также ряд работ, посвященных анализу политической организации общества, раскрытию внутреннего содержания политической системы социализма, социалистическому образу жизни, проблемам нравственности (Т. Ж. Жангельдин, Л. М. Славин, Г. Г. Акмамбетов и др.).
На этом этапе развития общества представляли определенный интерес исследования быта, обычаев и традиций народа в их связи с общественной жизнью. Разработке этих проблем посвящены книги Н. С. Сарсенбаева, Я. П. Белоусова, С. Д. Танкаева и др.
Развитие культуры и искусства поставило перед философской наукой большие задачи в области эстетики. Вышли в свет отдельные работы о специфике искусства, его месте в общем процессе познания действительности и овладения ею, социалистическом реализме, роли искусства в воспитании трудящихся (Б.Р. Казыханова).
В исследованиях философов Казахстана В. А. Черняк, К. Шулембаева видное место занимали вопросы научного атеизма. Особое внимание обращалось на критику ислама. В книге 3. Акназарова «Ислам и действительность» (1977) анализировались идеология и тактика деятельности мусульманского духовенства, приемы работы мусульманских организаций, современные формы проявления так называемых идеологов ислама. Обобщен опыт научно-атеистической работы в Казахстане.
Философы республики интенсивно разрабатывают проблемы диалектики. В этой связи монографии Ж. Абдильдина, А. Касымжанова, Л. Науменко, М. Баканидзе «Проблемы логики и диалектики познания» (1963), «Диалектическая логика» и другие публикации получили положительную оценку философской общественности страны.
Большое внимание уделено диалектико-логическим проблемам физики, математики и других частных наук. Несомненный интерес представляли работы К. X. Рахматуллина, посвященные рассмотрению принципа развития с диалектико-материалистических позиций. Автор трактует развитие как целостный, необратимый, многоплановый процесс, в котором цикличность и необратимость составляют единство.
Активно велось исследование законов и категорий мышления, принципов и сущности математизации знания (А. Нысанбаев и др.), принципов и методов научного исследования, научно-теоретического анализа, возрастания роли логического мышления в процессе познания объективного мира.
Значительное место в работах философов Казахстана занимали вопросы предметно-практической деятельности, ее места и роли в процессе познания. Включение практики в теорию познания марксистской философии дало возможность решить вопрос о природе знания, диалектике объективного и субъективного, общественного и индивидуального в познании, соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания. В философско-методологическом аспекте раскрывались природа социальной обусловленности познания и его современные проблемы. Анализировались возрастание социальной роли знаний, сознательного овладения людьми общественных закономерностей в развитии общечеловеческой цивилизации, диалектическое единство социальной деятельности и социального познания.
Философы стремились с позиций ограниченных возможностей отразить социальный динамизм современной эпохи в диалектических понятиях и категориях. На первое место вышли исследования, связанные с конкретизацией ленинского понимания ядра диалектики на основе анализа многообразных противоречий проблем мирового развития. Важной задачей, вставшей перед философами, явилось также изучение социальной проблематики, закономерностей развития зрелого социализма на основе принципов диалектического материализма.
Развитие современной науки, как известно, характеризуется двуединым процессом — дифференциацией и интеграцией. Специалисты в области философскких проблем естествознания исследовали эти тенденции в развитии науки, особенно в новых областях, требующих философского осмысления.
Наряду с Алматы центрами исследования актуальных философских вопросов современного естествознания становились и такие города республики, как Семипалатинск, Шымкент, Караганда, Усть-Каменогорск и др. В ряде работ казахстанских философов была дана диалектике-материалистическая трактовка важнейших положений астронавтики, квантовой механики, биологии, медицины и т. д. Проведены интересные исследования по проблеме причинности (Н. А. Мусабаева и др.).
В эти годы эффективной формой укрепления союза философов и естествоиспытателей стали философские методологические семинары, созданные во всех вузах республики.
Результаты деятельности методологических семинаров отражались в совместных публикациях материалов конференций, симпозиумов философов и естествоиспытателей. Считалось, что диалектико-материалистическая философия активно влияет на ход современных естественно-научных исследований, что приводит к возрастанию роли философских вопросов естествознания. Отсюда вытекала задача глубокого философского, методологического осмысления новых явлений научного познания.
Исследование всемирной и национальной истории философии явилось важной составной частью работы философов Казахстана. Развитие философской теории всегда требует постоянного обращения к ее истории. Целостное и систематическое исследование истории философии, раскрытие закономерности историко-философского процесса, анализ истории формирования принципов, идей, философских понятий и категорий имеет большое значение для творческого развития философской теории, повышает общую культуру и методологическую вооруженность исследователей. Следует подчеркнуть положительное значение публикаций по этой проблематике А. X. Касымжанова, А. Ж. Кельбуганова, М. Орын-бекова, К. М. Сатыбалдиной, Ж. М. Абдильдина, Г. П. Кармышева, 3. А. Мукашева, Б. Г. Нуржанова и др.
В системе философского образования в Казахстане незначительное место отводилось изучению истории национальных философий, которое играет важную роль в интернациональном воспитании, формировании бережного отношения ко всему прогрессивному в истории духовной культуры народов.
Чрезвычайно важным являлось фундаментальное изучение истории общественной мысли Казахстана, в особенности в советский период, с точки зрения становления и развития идейных, духовных связей между народами, ставшими на путь социализма. Философы раскрывали диалектику национального и общественного, особенного и всеобщего, интернационального в духовной истории советского народа. Философы республики уделяли большое внимание проблемам истории общественной и философской мысли Казахстана (К. В. Бейсембиев, О. А. Сегизбаев, М. С. Бу-рабаев, А. У. Уразбеков и др). Ими раскрыты ее богатство и оригинальность, показано большое влияние на нее мировой философской мысли, под благотворным воздействием которой сложилось мировоззрение Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанба-ева и др.
Так называемому обострению и усложнению идеологической борьбы в мире посвятили труды такие авторы, как Б. Амантаев, Д. Кшибеков, Ж. Молдабеков и др. В них подчеркивалось, что отношение марксистско-ленинской философии к буржуазной философии — это не только философская, но и политическая проблема. Указывалось, что борьба в современном мире становится все более острой и напряженной, а приемы идейных врагов — более изощренными и коварными.
В настоящее время казахстанские философы изучают различные стороны философских учений казахских мыслителей. Это помогает глубоко раскрыть период истории, сыгравший значительную роль в развитии национального самосознания казахского народа.
Как видно, определенная духовная установка задавала направления развитию казахстанского общества. Дух возникает как начало, превращающее систему взаимодействия в новую неповторимую целостность. Но тут происходит переоценка ценностей. Цивилизация перестает быть средством реализации культуры, она приобретает самоцельную самостоятельность и начинает теснить и давить культуру, приходит ей на смену в период упадка, заката культуры, повлекшей за собой потерю носителей идей. Чего не хватало носителям идей, чтобы противостоять давлению реальных обстоятельств? Если знания этих обстоятельств — то это препятствие вполне преодолимо. Если средств противостояния — то тут возможны два варианта: либо эти средства действительно напрочь отсутствуют, и тогда идея оказывается ложной, преждевременной или запоздавшей; либо носитель идей не способен подчинить себе нужные средства. В данном случае не хватает ему характера, что выразилось прежде всего в неадекватном понимании истории своего народа, в следовании штампам и стереотипам, навязанным извне. Нужно было понимать, что духовный мир казахской философии является не хаотичным сочетанием случайных открытий отечественных поэтов и мыслителей, а выражением народного духа с определенными парадигмами и преобладающими, исторически устойчивыми смыслообразами. Эти смысло-образы выстроены вокруг общего понимания мира, места и назначения в нем человека. Вектор духовного мира казахской философии направлен на гармонизацию отношения человека с природой, человеком (обществом), собственным «я», на поиск оптимальных форм и средств сохранения жизни, ее восходящего развития.
В современном мире отмечаются мощные процессы стереотипизации духовной жизни, поэтому философия этноса не может существовать вне контекста мировой философии. В то же время в процессе взаимодействия философии неизбежно осуществляется ее самоидентификация. Становление и развитие национального самосознания есть не что иное, как институализация этого процесса в сознании этносоциальной общности.
Национальная философия в постсоветском пространстве в процессе взаимодействия с общей реальной культурой сформировалась как пограничная духовная ценность, и это обострило ее способность выбирать различные элементы других культур, легко их ассимилируя. Обретая качество пограничной, философия казахского народа несет в себе способность к сосуществованию различных этносов, социальных и религиозных групп, культурному взаимодействию и синтезу.
Национальная философия позволяет человеку выйти за рамки, определенные ему цивилизацией. Ушли в прошлое единообразные представления об общественной эволюции как эволюции по схеме европейского индустриализма. Мировое сообщество обретает новую парадигму самоидентификации через социокультурное многообразие, что проявляется через выявление внутренних типологических градаций казахской национальной культуры, а также анализ исходных критериев данной типологии.
Однако такой процесс социокультурной модернизации не может идти по готовой модели. Этот процесс неизбежно развертывается в острых противоречих, накладывающихся на реальную социально-экономическую, политическую, культурную специфику общества транзитного типа.
Для казахского народа — кочевнического этноса — системообразующим элементом национальной философии стали единство народа как национальная идея, объединяющая фольклор, мифологию, народную мудрость, искусство и правила нравственности в их становлении, и самоидентификация казахского менталитета. Выросшая из этой идеи, философия впоследствии взяла на себя функции осмысления социальной жизни, нравственной оценки, духовной критики и исканий. Она выполняет мировоззренческую, критическую, воспитательную и пропагандистскую роль. Повышенная социальная значимость придает национальной идее черты философичности. Ведь еще А. Тойнби считал, что «правящее меньшинство», управляющее якобы реализацией идей «творческого меньшинства» на самом деле занимается «мимесисом» — приспособлением к плохо понятым идеям и приспособлением идей к своим целям».
Наука, экономика, идеология — факторы, образующие новое единство модернизированного общества, извне моделируют это единство, не затрагивая во многом внутренние ресурсы индивидуальности, полностью задействованные в традиционном обществе. Только в тех случаях, когда общественная система, выбирая свой путь в истории, вырабатывает философские параметры своего существования, она жизнеспособна. Следует верить не в человека, а в силу хорошей политической конституции.
Конно-кочевая культура степей сформировала у казахского народа такие содержательные черты национального самосознания, как выдержку и выносливость. Древние культурные традиции предопределили великодушие, терпимость, контактность, гостеприимство как компоненты национального самосознания казахского народа. Неприемлемы ложь, предательство, неволя (своя и чужая). Характерной чертой национального самосознания казахского этноса являются культ предков, генеалогическое пристрастие к старшим, детям, стремление к свободе2. Кстати, последнее по-своему официально провозглашается основной ценностью нового времени уже в американской «Декларации независимости» (1776) и французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789).
В современных условиях применительно к национальным культурам в постсоветском пространстве существует несколько парадигм универсализующей духовности. Ясно, что идея распространения западноевропейской, восточной (исламской) и русской культур, характеристика одной из них как единственной носительницы просвещения, гуманизма, разумности несостоятельна, а требования намеренной реконструкции национальной духовной культуры под одну из универсальных моделей духовности нелогичны.
Обретение Казахстаном независимости явилось поворотным пунктом в многовековой истории страны, в судьбе населяющих его народов. Наличие необходимых атрибутов подлинной самостоятельности и национальной свободы создает новые возможности и перспективы для политического, экономического и научно-технического развития, духовного возрождения, повышения материального и культурного уровня жизни населения.
Как подчеркивал Президент Н. Назарбаев,— «На новом историческом витке народы Казахстана решительно сделали свой выбор — к демократическому обществу». Однако на этом пути народ ждут трудности, определенные жертвы, связанные с ванием старого экономического уклада. Только напряженный целенаправленный и инициативный труд может оказаться тем рычагом, который позволит взойти на вершину современного мирового развития. В этом убеждает опыт Южной Кореи и других стран, которые за последние 30 лет совершили гигантский скачок, совершив экономическое чудо, благодаря напряженному и эффективному труду, используя достижения мирового научно-технического прогресса в своей стране. Казахстан слишком богатая страна и непозволительная роскошь жить в нем бедно. «Главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени..., трата этого времени на светские развлечения, «пустую болтовню», роскошь... Сон — не более шести часов — морально совершенно недопустимо»3. На нынешнем этапе для Казахстана главная задача — дать импульс рождению новых общественных отношений, лишенных лицемерия и ханжества, проникнутых атмосферой свободы внутри страны, на деле превратиться в самостоятельный субъект международных отношений, активно действующее лицо мирового экономического пространства, что и было сделано в первые годы независимости.
Исходя из опыта цивилизованных государств можно сделать вывод, что при модернизации политико-экономической системы первоначально осуществляется переход почти тотальной регламентации к авторитаризму в сфере идей, культуры и духа. Создается плюралистическая культурная, духовная сфера, где существуют официальная и неофициальная культуры. Затем следует переход от одномерности традиционных обществ к многомерности в экономической сфере. И только после того, как происходит расслоение общества и начинаются динамические процессы, стихийное столкновение личных старых и вновь появившихся интересов, возникает необходимость своевременно осуществить переход от абсолютизма к авторитаризму в политической сфере, чтобы различные конфликтующие стороны в легальной форме, в сфере публичной власти смогли конструктивно обсуждать и решать проблемы страны и различных социальных групп. Это предотвратит социально-политическую поляризацию, ужесточение и обострение конфликтов, которые на определенном этапе могут выйти из под контроля и создать катастрофу для той или иной страны.
Новая Конституция Казахстана придает политическому облику страны черты западного, прежде всего французского, парламентаризма.Опыт показывает, что Казахстан сможет усвоить основные принципы парламентской демократии, в очень сжатые сроки проведя всеобщие выборы на многопартийной основе. Однако можно сделать прогноз относительно того, что новая казахстанская представительная система, постепенно утверждаясь, не будет копией французской, а приобретет своеобразную форму казахстанского парламентаризма.
За годы тоталитаризма в Казахстане идеология патернализма сблизилась с патриархальной формой пиетета перед авторитетами настолько, что имевшийся в идеологии дореволюционного просветительства действительно освободительно-демократический оттенок был полностью выхолощен. Просветительские лозунги и декларации стали использоваться властями лишь для прикрытия системы государственного насилия и элитарного положения правящей верхушки. Эти лозунги продолжали по форме традиции просветительства, берущего начало во второй половине XIX в. Однако при этом был отброшен новый экономический опыт, связанный с переходом к оседлому образу жизни, капитализацией различных отраслей хозяйственной жизни и становлением социально-политических организаций, форм государственности в самом Казахстане.
Реальная система власти в республике представляла собой монстра, соединившего черты общинного государства, наделенного функцией легализованного насилия, прикрытого якобы защитой интересов большинства населения, всего народа. Это привело к тотальному разрыву людей с многовековыми культурными традициями, подрыву нравственных корней, разрушению основ гражданских отношений и утверждению феномена «манкуртизма» в качестве нормы. Гуманистические потери коренного населения республики в этом плане огромны и невосполнимы.
Становление гражданского общества в Казахстане во многом зависит от его вхождения в мировую цивилизацию. Поэтому проблема демократического, правового государства, т. е. создание механизма государственной власти, который был бы призван защищать и гарантировать социально-экономические права граждан, особенно актуальна сейчас. Формирование казахстанской государственности происходит в противоречивой обстановке, обусловленной поискам новых путей, идей и направлений развития страны. Всем ясно, что стабильные государственные структуры зародятся и смогут нормально функционировать нескоро. На нынешней стадии развития казахстанской государственности наиболее вероятно установление либеральной диктатуры. Это, возможно, не вызовет протеста со стороны масс, ибо она, ассоциируясь с иждивенческой идеей патронажного государства, будет соответствовать нынешнему менталитету граждан. Дальнейшее развитие государственности будет медленно определяться тем, что в обществе в результате приватизации произойдет дифференциация граждан-собственников по корпорациям.
Особенность нынешней ситуации такова, что само развитие разных гражданских структур нуждается в сильной политической власти. В Казахстане в перспективе должна реализоваться модель государства социал-демократического типа с сильной политикой и индивидуальными экономическими и политическими возможностями. Поэтому общественное сознание, по логике вещей, ориентируется не на сильного лидера, а на такую модель государства. Это генеральная линия общественного развития могла бы составить основу повседневной работы всех властных, политических и образовательных структур молодого государства.
Понимание этой проблемы стало важнейшим итогом XX в., переломным моментом в исторической судьбе не только Казахстана, но и большинства стран мира.
Хрестоматия 10.2.
Орынбеков «Предфилософия протоказахов»: «Мировоззренческие ориентиры и первоначальные категории протоказахов и их соотношение»; «Традиционные верования Протоказахов. Поклонение Тенгри, Жер-Су, Умай». А. ,1994, С.104-116, С.190-192.
Глава IV.