Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.
План
1. Работа с понятиями.
2. Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.
3. Основные законы диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицание отрицания.
4. Важнейшие категории философии.
5. Основные принципы философии.
2 часа.
I. Вводная часть занятия.
1. Организация занятия.
2. Определение темы, мотивации, задач занятия.
5 минут.
II. Основная часть занятия.
3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.
28 минут.
Работа с понятиями.
Принципы философские- представляют собой знания о наиболее общих связях и свойствах объективной действительности и познания.
Развитие- это направление, необратимые качественные изменения материальной системы.
Связь- это устойчивое отношение между элементами системы, между процессами или событиями.
Противоречие- резкое рассогласование в речи, высказывания о некотором предмете. Синоним: антиномия.
Противоречивость- категория диалектики, выражающая внутренний источник всякого движения, принцип развития.
Вероятность -меравозможности наступления случайного события.
Закон - знание об устойчивых, повторяющихся связях между предметами или явлениями.
Категория- знание о всеобщих чертах бытия.
Общее- объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Сущность- внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.
Явление- внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.
Содержание- совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.
Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
Причина-следствие- когда (а) одно явление или взаимодействие тел (элементов системы) порождает (б) изменения во взаимодействующих телах (элементах системы) или новое явление, то (а) называют причиной, а (б) - следствием.
Необходимость- это развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из существенных внутренних свойств, взаимоотношений этих явлений.
примечание: имеется в виду причинно-следственная связь.
Случайность- это то, что в данных условиях может произойти.
Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование.
Действительность - конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях.
Количество – это внешнее, формальное отношение предметов или их частей, а также свойств, связей.
Качество – такая определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Мера – диалектическое единство качества и количества, в пределах которого изменения количественных характеристик и отдельных свойств данного объекта не нарушают его качественную определённость.
Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания.
Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи»… Развитие связано только с конкретными материальными и духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т. п. Вне конкретных систем нет никакого развития. При таком подходе момент возникновения самой системы и момент её распада, гибели, прекращения существования не входит в круг явлений, описываемых термином «развитие».
Три основных признака развития перечислены в вышеприведённом понятии, поэтому на них останавливаться здесь не будем.
3) Основные законы диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицание отрицания.
В марксистской философии выделяют три закона развития (их также называют законами диалектики):
1) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон описывает механизм возникновения новых качеств (Как происходит развитие?);
2) закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон указывает на источник, импульс развития (Почему совершается развитие?);
3) закон отрицания отрицания [его также называют законом диалектического синтеза]. Он описывает характер и форму прогрессивно направленных изменений (Каков характер поступательного развития?).
Подробное изучение законов диалектики начнём с закона взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Самый простой пример: вода существует в жидком состоянии в интервале от 0 до 100° по Цельсию. Если повышать температуру дальше, мы получим водяной пар.
Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» приводит следующие примеры перехода количественных изменений в качественные:
гомологический ряд соединений углерода СnН2n+2 (СН4 , С2Н6 , С3Н8 и т. д.)
дарвиновская теория эволюции:
-в ходе процесса естественного отбора появляются различные виды, имеющие общего предка,
-этот процесс можно рассматривать как пример возникновения нового качества на основе аккумулирования количественных изменений,
-возникновение нового качества определяется моментом, когда представители различных групп уже не могут скрещиваться между собой.
Момент перехода системы от одного качества к другому называется скачком.
Закон единства и борьбы противоположностей также называют законом диалектической противоречивости.
Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса её развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе.
Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.
Этот закон используется в качестве объяснения внутренней энергии, присущей природе.
С точки зрения Энгельса, гармония и порядок являются результатом синтеза двух противоположных сил: вращение Земли вокруг Солнца является результатом действия противоположных – гравитационных и центробежных сил; атом как единство положительного и отрицательного зарядов и проч.
Закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза)свидетельствует о направленности развития и характеризуется необходимостью, цикличностью и преемственностью изменений, возвратом как бы к старому качеству, но на новой основе.
Сам Энгельс, следуя учению К.Маркса, написал в «Диалектике природы» следующий комментарий: каждая последующая общественно-экономическая формация (например, коммунизм) отрицает предыдущую (например, капитализм) и т. п.
Закон отрицания отрицания проявляет себя в полной мере не на каждом временном отрезке процесса развития. Этот закон обнаруживает себя как всеобщая и необходимая связь, прежде всего, в целостном, относительно завершённом цикле развития (исходный пункт – одно или несколько отрицаний – исходный пункт нового уровня), который совершается в течении длительного временного интервала. При этом существует принципиальная возможность зафиксировать каким-то образом промежуточные стадии развития, а затем сравнить их количественные и качественные характеристики.
Налицо необходимость, по крайней мере, трёх этапов развития.
Следует различать простое отрицание и диалектическое. Простое отрицание (в отличие от диалектического) означает полное отсутствие преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизацию момента деструкции, разрушения. Это явление называют нигилизмом. Нигилизм – это особое духовное состояние личности и общества и вытекающая из этого состояния негативная установка, проявляющаяся в действиях по отношению к традициям, культуре, законопорядку, морали, личности, семье и т. д. спектр нигилистического восприятия мира чрезвычайно широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». [Нигилизм проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийствах, актах бессмысленного насилия и т. п. Описаны случаи социального нигилизма, охватывавшего всё общество целиком (напр.: советское общество времен «перестройки» 1987 – 1991 гг.) и т. д.].
Рассмотренные выше законы диалектики дают наиболее общую характеристику процесса развития. Частные случаи развития различных типов материальных систем изучаются в рамках отдельных наук.