Исторические типы мировоззрения.

План

1. Работа с понятиями: философия, мировоззрение, идеал, мифология, миф, религия, вера, рефлексия, логика, понятие, атрибут, закон, категория.

2. Философия и мировоззрение.

3. Структура мировоззрения.

4. Исторические типы мировоззрения:

а) мифология и её характеристика,

б) религия и её характеристика,

в) философия как тип мировоззрения.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

Работа с понятиями: философия, мировоззрение, идеал, мифология, миф, религия, вера, рефлексия, логика, понятие, атрибут, закон, категория.

СЛОВАРЬ ТЕМЫ:

Философия- духовно-теоретическое отношение человека к миру, выраженное через призму логических категорий и всеобщих понятий.

Мировоззрение- духовно-практическое отношение человека к миру, выраженное через призму внутренних идеалов, ценностей, убеждений.

Миф - предание, сказание о делах богов, героев.

Мифология- тип мировоззрения, основанный на художественно-эмоциональном переживании мира и характерный для ранних стадий общественного развития.

Религия- тип мировоззрения, основанный на вере в существование богов, сверхъестественных сил, управляющих миром.

Вера -1) бездоказательное признание истинности того или иного явления (синонимы: уверенность, доверие, убеждённость);

2) религиозная вера, способ существования религиозного мировоззрения;

3) человеческая потребность принимать события такими, какими их хочется воспринимать, способность оценивать реальность из глубин человеческого существования.

Рефлексия- мышление человека, ориентированное на самого себя.

Идеал – образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений.

Логика- наука о закономерностях в связях и развитие мыслей.

Понятие- это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов.

Атрибут- неотъемлемое свойство предмета, явления.

Идеология- система знаний, позволяющая обществу или человеку ориентироваться в окружающей социальной или природной среде и решать общие задачи социальной регуляции.

Закон - знание об устойчивых, повторяющихся связях между предметами или явлениями.

Категория- знание о всеобщих чертах бытия.

Философия и мировоззрение.

Согласно определению, мировоззрение – это духовно-практическое отношение человека к миру, а философия – отношение духовно-теоретическое.

Отсюда следует, что философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода облако обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно-важный уровень мировоззрения. На схеме это выглядит следующим образом:

Цифрами обозначены: 1 – философия, 2 – мировоззрение.

Структура мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание – рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней:

1) знания – повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения);

2) ценности и оценки – определённое отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень). Стоит добавить, что важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» – систему ценностных ориентаций, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения индивида. В душе каждого человека есть определённая иерархия ценностей, поняв которую мы сможем объяснить мысли (эмоции), поведенческие акты и поступки данного индивида;

3) идеалы и нормы – ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень). По-другому это иногда называют жизненной стратегией индивида;

4) убеждения – степень приверженности человека определённым взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей. В значительной степени убеждения базируются на вере.

Исторические типы мировоззрения.

а) Мифология и её характеристика.

Мифология (от греческого mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – тип мировоззрения, основанный на художественно-эмоциональном переживании мира и характерный для ранних стадий общественного развития.

Ядром мифологии служит миф – предание, сказание о делах богов, героев.

Основные черты мифологического типа мировоззрения:

1) Одушевление предметов живой и неживой природы – анимизм.

2) Синкретичность (слитность) позитивного (научного) знания, образного отражения мира – искусства, потребности человека в вере, в чудесном, иррациональном – религии и норм поведения в обществе – этике.

3) Отсутствие «Я», личности – коллективизм.

4) Механизм существования – внушение (суггестия).

5) Отношения между людьми в коллективе базируются на системе запретов (табу) и регламентаций.

Любопытно, что носителем данного типа мировоззрения являлся коллектив людей, а не отдельная личность. Социальные психологи говорят о феномене «МЫ» - сознания (отсутствие критичности мышления, рефлексии, ориентация на мнение других и т. п.).

б) Религия и её характеристика.

Религия (от латинского religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – тип мировоззрения, основанный на вере в существование богов, сверхъестественных сил, управляющих миром.

Основные черты религиозного типа мировоззрения:

1)Удвоение мира на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и сверхъестественный, сверхчувственный, «небесный».

2)Вера в существование сверхъестественных сил, богов.

3)Культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

4)Появляется Церковь как социальный институт, выполняющий функцию посредника между человеком и богом.

5)Возникают представления об индивидуальности, личности.

Появляется рефлексивное мышление. ( Рефлексия – это мышление человека, ориентированное на самого себя.) Как уже было сказано выше, механизмом существования религиозного мировоззрения является вера в божественный авторитет. Главным субъектом, действующим лицом, для религиозного человека выступают «высшие силы», боги; они же являются объектами поклонения.

Религия выполняет следующие основные функции:

– иллюзорно-компенсаторную (т. е. обещает решить все проблемы в иллюзорном, потустороннем мире);

– мировоззренческую (создаёт определённую систему ценностей);

– социальную (регулирует отношения и поведение людей в обществе посредством контроля духовного мира человека – через этику).

в) Философия как тип мировоззрения.

Философия как тип мировоззрения, имеет ряд особенностей. Прежде всего, философское мировоззрение существует в форме диалога (жрец внушает, а философ убеждает). Поэтому говорят, что истина рождается в споре. Далее, философы полагают, что всё имеет естественную причину. [Напомню, что и философы, и священнослужители пытаются объяснить, почемуи зачем, а учёные объясняют как]. Возникнув почти одновременно (по историческим меркам), философия и религия долгое время сосуществовали как соперники-конкуренты: например, в Средние века религия доминировала, сегодня господствует научное мировоззрение, к массовому распространению которого, начиная с XVII в. философы имеют самое прямое отношение.

Черты философии как типа мировоззрения следующие:

1) её исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

2) она изучает предельные основания мироустройства (например, «Что такое человек?», на меньшее философия «не согласна»);

3) основным средством познания являются умозрение и интуиция;

4) её эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика;

5) она ничего не принимается на веру, всё подвергает сомнению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объяснить понятия «философия», «мировоззрение», «мифология», «религия», «вера».

2. Как связаны между собой философия и мировоззрение?

3. Какова структура мировоззрения?

4. Опишите мифологическое мировоззрение.

5. Опишите религиозное мировоззрение.

6. Опишите философское мировоззрение.

7 минут

Выводы по теме

5 минут

Занятие 2 (2 часа).

Тема: Философия, её предмет и роль в обществе.

Мотивация: пробудить интерес к философии.

Цель занятия: и её функциях, о структуре философского знания и раскрыть назначение философии.

Задачи: 1. Дать представление о предмете философии.

2. Познакомить учащихся с основными направлениями философии.

3. Дать характеристику структуре философского знания и функциям философии.

План

1. Работа с понятиями: идеализм, материализм, дуализм, метафизика.

2. Предмет философии и её соотношение с конкретными науками.

3. Основные направления в философии.

4. Структура философского знания.

5. Функции философии.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

Наши рекомендации