Исторические типы мировоззрения.
План
1. Работа с понятиями: философия, мировоззрение, идеал, мифология, миф, религия, вера, рефлексия, логика, понятие, атрибут, закон, категория.
2. Философия и мировоззрение.
3. Структура мировоззрения.
4. Исторические типы мировоззрения:
а) мифология и её характеристика,
б) религия и её характеристика,
в) философия как тип мировоззрения.
2 часа.
I. Вводная часть занятия.
1. Организация занятия.
2. Определение темы, мотивации, задач занятия.
5 минут.
II. Основная часть занятия.
3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.
28 минут.
Работа с понятиями: философия, мировоззрение, идеал, мифология, миф, религия, вера, рефлексия, логика, понятие, атрибут, закон, категория.
СЛОВАРЬ ТЕМЫ:
Философия- духовно-теоретическое отношение человека к миру, выраженное через призму логических категорий и всеобщих понятий.
Мировоззрение- духовно-практическое отношение человека к миру, выраженное через призму внутренних идеалов, ценностей, убеждений.
Миф - предание, сказание о делах богов, героев.
Мифология- тип мировоззрения, основанный на художественно-эмоциональном переживании мира и характерный для ранних стадий общественного развития.
Религия- тип мировоззрения, основанный на вере в существование богов, сверхъестественных сил, управляющих миром.
Вера -1) бездоказательное признание истинности того или иного явления (синонимы: уверенность, доверие, убеждённость);
2) религиозная вера, способ существования религиозного мировоззрения;
3) человеческая потребность принимать события такими, какими их хочется воспринимать, способность оценивать реальность из глубин человеческого существования.
Рефлексия- мышление человека, ориентированное на самого себя.
Идеал – образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений.
Логика- наука о закономерностях в связях и развитие мыслей.
Понятие- это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов.
Атрибут- неотъемлемое свойство предмета, явления.
Идеология- система знаний, позволяющая обществу или человеку ориентироваться в окружающей социальной или природной среде и решать общие задачи социальной регуляции.
Закон - знание об устойчивых, повторяющихся связях между предметами или явлениями.
Категория- знание о всеобщих чертах бытия.
Философия и мировоззрение.
Согласно определению, мировоззрение – это духовно-практическое отношение человека к миру, а философия – отношение духовно-теоретическое.
Отсюда следует, что философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода облако обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно-важный уровень мировоззрения. На схеме это выглядит следующим образом:
Цифрами обозначены: 1 – философия, 2 – мировоззрение.
Структура мировоззрения.
Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание – рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.
В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней:
1) знания – повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения);
2) ценности и оценки – определённое отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень). Стоит добавить, что важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» – систему ценностных ориентаций, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения индивида. В душе каждого человека есть определённая иерархия ценностей, поняв которую мы сможем объяснить мысли (эмоции), поведенческие акты и поступки данного индивида;
3) идеалы и нормы – ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень). По-другому это иногда называют жизненной стратегией индивида;
4) убеждения – степень приверженности человека определённым взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей. В значительной степени убеждения базируются на вере.
Исторические типы мировоззрения.
а) Мифология и её характеристика.
Мифология (от греческого mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – тип мировоззрения, основанный на художественно-эмоциональном переживании мира и характерный для ранних стадий общественного развития.
Ядром мифологии служит миф – предание, сказание о делах богов, героев.
Основные черты мифологического типа мировоззрения:
1) Одушевление предметов живой и неживой природы – анимизм.
2) Синкретичность (слитность) позитивного (научного) знания, образного отражения мира – искусства, потребности человека в вере, в чудесном, иррациональном – религии и норм поведения в обществе – этике.
3) Отсутствие «Я», личности – коллективизм.
4) Механизм существования – внушение (суггестия).
5) Отношения между людьми в коллективе базируются на системе запретов (табу) и регламентаций.
Любопытно, что носителем данного типа мировоззрения являлся коллектив людей, а не отдельная личность. Социальные психологи говорят о феномене «МЫ» - сознания (отсутствие критичности мышления, рефлексии, ориентация на мнение других и т. п.).
б) Религия и её характеристика.
Религия (от латинского religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – тип мировоззрения, основанный на вере в существование богов, сверхъестественных сил, управляющих миром.
Основные черты религиозного типа мировоззрения:
1)Удвоение мира на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и сверхъестественный, сверхчувственный, «небесный».
2)Вера в существование сверхъестественных сил, богов.
3)Культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
4)Появляется Церковь как социальный институт, выполняющий функцию посредника между человеком и богом.
5)Возникают представления об индивидуальности, личности.
Появляется рефлексивное мышление. ( Рефлексия – это мышление человека, ориентированное на самого себя.) Как уже было сказано выше, механизмом существования религиозного мировоззрения является вера в божественный авторитет. Главным субъектом, действующим лицом, для религиозного человека выступают «высшие силы», боги; они же являются объектами поклонения.
Религия выполняет следующие основные функции:
– иллюзорно-компенсаторную (т. е. обещает решить все проблемы в иллюзорном, потустороннем мире);
– мировоззренческую (создаёт определённую систему ценностей);
– социальную (регулирует отношения и поведение людей в обществе посредством контроля духовного мира человека – через этику).
в) Философия как тип мировоззрения.
Философия как тип мировоззрения, имеет ряд особенностей. Прежде всего, философское мировоззрение существует в форме диалога (жрец внушает, а философ убеждает). Поэтому говорят, что истина рождается в споре. Далее, философы полагают, что всё имеет естественную причину. [Напомню, что и философы, и священнослужители пытаются объяснить, почемуи зачем, а учёные объясняют как]. Возникнув почти одновременно (по историческим меркам), философия и религия долгое время сосуществовали как соперники-конкуренты: например, в Средние века религия доминировала, сегодня господствует научное мировоззрение, к массовому распространению которого, начиная с XVII в. философы имеют самое прямое отношение.
Черты философии как типа мировоззрения следующие:
1) её исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру;
2) она изучает предельные основания мироустройства (например, «Что такое человек?», на меньшее философия «не согласна»);
3) основным средством познания являются умозрение и интуиция;
4) её эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика;
5) она ничего не принимается на веру, всё подвергает сомнению.
Вопросы для самоконтроля:
1. Объяснить понятия «философия», «мировоззрение», «мифология», «религия», «вера».
2. Как связаны между собой философия и мировоззрение?
3. Какова структура мировоззрения?
4. Опишите мифологическое мировоззрение.
5. Опишите религиозное мировоззрение.
6. Опишите философское мировоззрение.
7 минут
Выводы по теме
5 минут
Занятие 2 (2 часа).
Тема: Философия, её предмет и роль в обществе.
Мотивация: пробудить интерес к философии.
Цель занятия: и её функциях, о структуре философского знания и раскрыть назначение философии.
Задачи: 1. Дать представление о предмете философии.
2. Познакомить учащихся с основными направлениями философии.
3. Дать характеристику структуре философского знания и функциям философии.
План
1. Работа с понятиями: идеализм, материализм, дуализм, метафизика.
2. Предмет философии и её соотношение с конкретными науками.
3. Основные направления в философии.
4. Структура философского знания.
5. Функции философии.
2 часа.
I. Вводная часть занятия.
1. Организация занятия.
2. Определение темы, мотивации, задач занятия.
5 минут.