Основные идеи философии эпохи возрождения
С 15 века начинается эпоха Возрождения в Запад ной Европе. На фоне распада феодальных отношений создается блестящая культура, развиваются богатейшие города-республики Италии, следуют открытия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые научные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи достигнуты в астрономии. Повышается уровень образованности и демократии в Европе, Возникают первые парламенты.
Но одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христианских традиции, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.
Возрождени - это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают видеть образец современности. В обществе начинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Гуттен, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти) воспевают идеи гуманизма и неприемлемость старой средневековой идеологии. Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное даижение, имеющее важнейшее политическое, социальное и нравственное |значение, он складывается впервые именно а эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляет взаимоуважение и любовь.
В эпоху Возрождения центром философских изысканий становится человек (антрос) - наступает время антропоцентризма. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем - религия и ее проблемы.
Эстетическое, (что в переводе с греческого означает относящееся к чувству), доминирует в философии эпохи Возрождения. Мыслителей больше интересует творчество и красота челоаеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежит в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства, знаменовало переход от феодализма к раннему капитализму.
В философии эпохи Возрождения выделяются направления:
гуманистическое (14 -15 вв.) - решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Петрарка, Л.Валли);
неоплатоническое (15-16 вв.) - с позиций идеализма пытались познать явления природы, космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н.Кузанский, Марандола, Парацельс);
натурфилософское (16- нач.17 вв.) - опираясь на научные и астрономические открытия, сд_елали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и осноз мироздания (Николай Коперник, Джордано Бруно, Г.Галилей):
реформационное (16-17 вв.) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Марти Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);
политическое (15-16 вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);
утопическо-социалистическое (15-17 вв.) - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).