Адарсала –идеалы. Смотри также асала 13 страница

Гаятри-мантра – является сущностью учения Вед и Упанишад и прославляет единого Бога. Одна из наиболее священных мантр в индуизме, в которой обращаются к Божеству Солнца и молят его о даровании просветления. Она дарит здоровье, красоту, силу, энергию, духовное совершенство. Она разрушает неведение, несчастье, низкие желания. Гаятри-мантра является отрывком гимна Ригведы с обращением к Савитару (Солнцу как Создателю). Повторяется каждым брахманом во время утренней (на восходе, после купания, повернувшись лицом к востоку), дневной и вечерней службы перед молитвенными обрядами. Гаятри-мантра состоит из 24 звуков-слогов. Каждый звук-слог является энергией одного из 24 Божеств, а сама Гаятри представляет собой сочетание энергий этих Божеств. Каждая энергия имеет свой, особый характер и служит определенной цели. Существуют несколько типов Гаятри-мантры, например, Ганеша-гаятри, устраняющая препятствия, дающая контроль над умом и чувствами: «АУМ ЭКАДАНТАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАКРАТУНДАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО БУДДХИХ ПРАЧОДАЙЯТ». Вишну-Гаятри, несущая благополучие, в том числе и семейное: «АУМ НАРАЙЯНАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО ВИШНУХ ПРАЧОДАЙЯТ». Шива-Гаятри, дарящая мир, процветание и разрушение затруднений: «АУМ ПАНЧВАКТРАЙЯ ВИДМАХЕ, МАХАДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО РУДРАХ ПРАЧОДАЙЯТ». Брахма-Гаятри, созидающая, повышающая плодородие: «АУМ ПАРМЕШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ, ПАРАТАТТВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО БРАХМА ПРАЧОДАЙЯТ». Рама-Гаятри, приносящая безопасность, укрепление имени и общественного положения: «АУМ ДАШАРАТХАЙЯ ВИДМАХЕ, СИТА-ВАЛЛАБХАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО РАМАХ ПРАЧОДАЙЯТ». Кришна-Гаятри, – успех в работе, оживление дел: «АУМ ДЕВАКИНАНДАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО КРИШНАХ ПРАЧОДАЙЯТ». Саи-Гаятри, дарующая Божественное сознание, познание Истины: «АУМ САИИШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ, САТЬЯДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННАХ САРВАХ ПРАЧОДАЙЯТ». В каждой Гаятри-мантре присутствуют три разных имени (эпитета) Божества и три одинаковых действия: постижение, медитация и побуждение. В общем виде Гаятри-мантры можно перевести так: Да постигнем мы (имя 1). Для этого будем медитировать на (имя 2). Да побудит нас к этому (имя 3). Ежедневная джапа выбранной мантры помогает достичь помощи нужной энергии.«В первой строке Гаятри-мантры (Бхур Бхувах Суваха) выражено единство тела, ума и души. Следующая строка (Тат Савитур вареньям) означает: Ты, Всевышний Бог, из которого все родилось, мы поклоняемся Тебе. Третья строка (Бхарго девасья дхимахи) значит: мы медитируем на Твою Божественную реальность, которая есть Свет. И последняя строка (Дхийо йонах прачодайят) значит: пусть сияние Божественного рассеет мрак невежества. Гаятри-мантра пронизывает все. В ней присутствуют три Божества: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Первая Богиня – повелительница чувств. Вторая – наставница в Истине, Сатье, и третья – госпожа речи. В Гаятри-мантре воплощено триединство чувств, ума и речи. Гаятри прославляют как Чандасам матхах (Мать Вед; чандас – стихотворный размер ведических гимнов). У Гаятри пять ликов и в ней сосредоточены все Божества (Сарва Девата сварупам). В Гаятре-мантре заключены и стотра (хвала лучезарному Богу), и дхьяна (медитация) и прартхана (молитва). В каком случае ваша молитва будет действенной? Только когда ум спокоен и обращен к Богу. Основа этого – медитация, молитва и опыт. Необходима гармония мысли, слова и дела. Этому великому уроку учит Гаятри». «Гаятри – это воплощение материнского принципа. Следует повторять Гаятри мантру ежедневно: утром, днем и вечером. Это называется прата сандхья, мадхьяна сандхья и сайям сандхья (утренний, дневной и вечерний ритуалы)» Сатья Саи Баба

гибискус –цветы, используемые в Аюрведе в виде горячих или холодных настоев, летних напитков, снижающих жар и лихорадку. Цветки гибискуса (на санскрите называются джапа, то есть практика повторения мантры) посвящены Ганеше, Богу мудрости, устранения препятствий и дарующему достижение цели, обитающему в первой, или корневой чакре. Цветки гибискуса являются важной частью всех пудж – ритуалов поклонения Ганеше; помогают сделать мантру плодотворной, наделить сиддхами. В Аюрведе приводится использование гибискуса в качестве средства, способствующего очищению крови и сердца как на физическом, так и на духовном плане

Гималаи, Гималайя – «Снежная обитель», большая гора или цепь гор на севере Индии. Отец Парвати, супруги Шивы. «В Индии есть Гималаи, это ее щит, ее броня, ее корона. От этой горной цепи исходит величие, спокойствие, бодрящая прохлада. Гималаи призывают человека покорять духовные высоты. С этих гор текут Ганга, Ямуна и Сарасвати, символизирующие духовный поиск (Ганга), очищение ума (Ямуна) и развитый интеллект (Сарасвати)» Сатья Саи Баба. Смотри также Химават

гири – гора

Гириджа –одно из имен Парвати, дочери Гималайи, жены Шивы

Гита –«Песнь»; сокращенноеназвание части эпоса Махабхарата – «Бхагавад Гиты», в которой Кришна посвящает Арджуну в высшее знание. Смотри также Бхагавад Гита

Гитам мадурам (гитам мадхурам) – «песнь Твоя сладка» – поэтическое обращение к Господу

гитопасана – духовная практика изучения и следования урокам Гиты под руководством Бога, Высшего Гуру. «Гитопасана – служение Ему как Учителю и Наставнику, преподающему Гиту и открывающему Путь. Эпос Махабхарата считается пятой Ведой. Она устанавливает моральный кодекс, которого должен придерживаться человек для обретения своей цели, здесь и впоследствии. Это неисчерпаемый кладезь сокровищ руководств для праведной жизни и духовного роста. Здесь Господа можно увидеть на театральной сцене Дхармакшетры исполняющим все роли, все массовки, все развязки космической пьесы. Он играет собственным изумительным способом. Эта пьеса – эпос Махабхарата. В этой пьесе все актеры и актрисы, диалоги и реплики, песни установлены Им. Он – все: и директор, и публика. Именно Мадхава проявляет Его, она действует в каждой вещи, в каждом существе. С одной стороны действует неограниченная материальная сила, порождаемая неправедными страстями, с другой – кажущаяся ограниченная сила Атмана, вечно праведного. В космическом противостоянии и конфликте этих двух сил Господь выступает арбитром, высшим воплощением победы Правоты над Мощью. Это нектар Махабхараты – Бхагавад Гита, Песнь Божественного ликования. Главный урок, который дает эпос, заключен в Гите – ищущий истину окружает себя словами: «Каришье вачанам тхава» – «Твоему слову надо повиноваться»; и Господь предостерегает: «Свадхарме нидханам шрейах» – «В выполнении долга по отношению к тебе лежат твоя безопасность и процветание». Вся деятельность должна подвергаться проверке этим положением. Нельзя отбрасывать путь служения воле Бога (Бхакти), потому что он может привести вас к бесконечному наслаждению и блаженству. Если же человек закрывает свои глаза и убеждает себя в том, что он – Брахман, он лишится радости и падет жертвой гнева. Когда вы снимаете шелуху, нельзя ожидать, что зерно прорастет, не так ли? А Кришна – никто иной, как сам Брахман!» Сатья Саи Баба

глани –буквально: изнеможение, истощение, усталость

го – (как часть в слове) душа человека, чувства. Также: «корова» – то, что приносит благополучие и счастье. «В день Санкранти гопи (пастушки) пользовались коровьим навозом как священным средством для очищения. Также гопи демонстрировали внутреннее значение праздника Санкранти. Они помещали три шарика коровьего навоза перед своими домами, прикрепляли три цветка тыквы сверху и плясали вокруг, распевая хвалебные гимны в честь Кришны. Что значат эти три шарика? Люди склонны презирать коровий навоз. Но в глазах гопи он был священным. В старые времена люди разбрызгивали воду, смешанную с коровьим навозом, перед своими домами. Коровий навоз помогал уничтожить бактерии в атмосфере. Коровий навоз был символом здоровья и счастья. Первый шарик представлял Кришну, который почитался как Гопала (Защитник коров). Кришна почитался также как даритель счастья и здоровья. Второй шарик символизировал гору Говардхана, которую поднял Кришна, так продемонстрировав Свою Божественность. Третий шарик символизировал корову, которая является источником здоровья и счастья для людей, так как она дает молоко. Таким образом поклонялись Гопале, Говардхане и го (корове)» Сатья Саи Баба

Говардхана– название горы, которую маленький Кришна поднял как зонтик и держал на своем мизинце семь дней и семь ночей, чтобы укрыть Своих преданных пастухов и пастушек от ливня, насланного на них Индрой

Говинда – «Пастырь», «Главный пастух», «Владеющий стадом», «Добывающий коров»; одно из имен Кришны, воплощения Вишну, – «Тот, кто ухаживает за коровами». Под коровами понимаются дживы – индивидуальные души. По преданию, Кришна похитил стадо коров, которые предназначались в жертву Индре

Говинд Сигх, Гуру – «Среди тех, кто сиял как преданный наследник индусской культуры, был Гуру Говинд Сигх. Подвергаемый пыткам, которые выдавливали из него по капле кровь, и которым подвергались его возлюбленные, он не произнес ни слова ненависти против своих угнетателей, но вошел в Деккан и отдал свою жизнь, – так поступил и царь зверей, когда его сердце тоже страдало. Пусть эта великая слава человека пребудет вечно на земле! Такие выдающиеся личности воздают славу всему человечеству, потому что они везде служат высшим потребностям человечества» Сатья Саи Баба

Годавари –священная река на севере Индии,где в роще Панчавати жили в изгнании Рама, Сита и Лакшмана

Гокарна –«ухо коровы»; название и учение одного из разделов Атхарва Веды

Гокулаваси –живущий в Гокуламе, – эпитет Кришны

Гокула, Гокулам –небольшоеселение на берегу Ямуны, где жил Кришна в доме главы пастухов Нанды и его жены Яшоды, пас коров и играл с гопи. Также стадо коров и место, где они содержатся

Гокулаштами –день рождения Кришны(август-сентябрь). Смотри также: джаянти

Голока –высший духовный мир, в котором пребывает Кришна

Гомата – корова; мать корова

Гопал, Гопала – «пастух, заботящийся о коровах» («го» – корова, «пала» – царь); «заботящийся о счастье и процветании человечества»; Владыка чувств, Тот, кто властвует над животными качествами характера, – эпитет Кришны

гопа, гопи – пастух, пастушка; а также: «тот, кто пасет коров», то есть осуществляет контроль над чувствами; преданные почитатели Кришны, находившиеся на ступени мадхура-бхакти (поклонение, полное сладостной любви). Воплощение великих мудрецов, махариши и риши. «Они так глубоко устремлены ко Мне, их мысли, слова и дела так проникнуты Мной, что у них нет чувства времени и пространства, ни сознания тела и его нужд. Они так поглощены Мной, что подобны рекам, влившимся в океан и утратившим свои индивидуальные наименования и отличия», – говорит Кришна в Бхагавад Гитео гопи-пастушках». «Гопи молились Кришне так: «О Кришна, поиграй на Своей сладкой флейте и посей семена Любви в пустыне лишённых любви сердец. Пусть дождь любви прольётся на землю, чтобы потекли реки из любви (песня на телугу). Гопи жаждали только любви Кришны и больше ничего». «Гопи были иными. Они жили неослабной верой в Кришну, целиком и полностью уверовав в Его Божественность, и никогда не допускали ни малейшего в том сомнения. То была чистая, священная и самозабвенная преданность. Пастушки и пастухи, гопи и гопалы, – идеальный образец для подражания всем живущим в Кали-югу. Мы заблуждаемся, полагая, что раса крида, или игра Кришны и пастушек , подобна обычной развлекательной игре. Эта игра есть символ священного слияния дживатмы, или Атмана живого существа – дживы, представленного гопи, и Параматмана, или Высшего Атмана, представленного Кришной. Пастушки превратили свои сердца в Вриндаван, а мысли свои – в священные потоки. В области Божественного они были лишены формы. Если человек привязан к своему телу, он привязан и к своим органам чувств. У гопи не было иллюзий по поводу своего тела. Дело в том, что в своем прошлом рождении в Крита-югу они были мудрецами, риши. Тогда, в Крита-югу, они имели возможность только лицезреть Господа – получать Его даршан. Родившись обезьянами в Трета-югу, они обрели способность говорить с Господом, который воплотился тогда на земле в облике Аватара Рамы. Таким образом, в Крита-югу им дана была возможность только лицезреть Господа, или даршан, а в Трета-югу – возможность беседовать с Ним, или самбхашан. После этого они взмолились Богу и о возможности прикоснуться к Господу, или спаршане. Тогда даровано было им третье рождение: так в Двапара-югу появились на земле гопи. Эти три рождения в виде мудрецов-риши, обезьян и пастушек-гопи – соответствуют трем видам качеств природы, или гунам инертности, страстности и благости – тамасу, раджасу и саттве. Те, кто обладает тамо-гуной, могут лишь лицезреть Господа, обладающие раджо-гуной – беседовать с Господом, а саттва-гуной – прикоснуться к Нему». «Целью всех поступков гопи было обретение бессмертия, но при этом они не руководствовались какими-то эгоистическими мотивами. Все действия пастушек, описанные в Бхагавате, исходили от чистого сердца. Они считали себя частью Господа, глубоко ощущая единство всего сущего. Нам не следует судить о поступках гопи поверхностно. Мысль о Божественном полностью выжгла в них все остальные желания. И если мы хотим пережить состояние такого блаженства, нам следует достичь столь же высокой стадии преданности Господу» Сатья Саи Баба

Гопиджана Валлабхайя намах –святая мантра: «Возлюбленный пастушек-гопи (Кришна), Тебе поклонение мое»

гопурам –надвратная башня храма. «Есть некоторые ультрасовременные критики, которые осуждают гопура (ворота храма и их орнамент) и др. как неоправданную трату денег. Это обнаруживает полное отсутствие дальновидности. Обладающий высокими идеалами и устремленным вперед видением человек не сделает такого замечания. Если для вас открыто значение гопурам, вы можете понять, насколько свята, таинственна и сокровенна его цель. Гопурам манит к себе путников, которые потеряли свой путь и бродят вдали от истины: «О вы, смертные! Ослепленные туманом физических привязанностей и стремлением к само возвеличиванию, охваченные дурманом мирских желаний, непостоянных и ложных, вы забыли Меня, источник и основу всех вас. Взгляните на эту вечную, чистую, изобильную башню радости. Забыв Меня, вы погрязли в горестях, вы гоняетесь за миражами в песках пустыни. Придите, поверьте в Меня, Непреходящего. Победите тьму и войдите в царство Света, выйдите на царскую дорогу Шанти (Мира). Это путь Дхармы, Праведности. Придите, придите, о, придите». Так Гопала (Кришна) призывает всех с поднятыми руками с вершин домов в каждой деревне. Итак, если посмотреть с этой точки зрения, гопурам можно уважать за то, что он способствует возвышению человеческих идеалов и поведения. Это принцип, лежащий в основе строительства гопурам. Такие высокие идеалы вдохновляют это строительство. Это истинный смысл, смысл, который может быть пережит и прочувствован. Свет на вершине гопурам – это символ Света, который является убежищем для всех. Он символизирует собой негасимую внутреннюю лампу, зажженную от того же пламени. Это внутреннее озарение светом, достигнутое с помощью слияния с Хари (Сияющим, – Вишну)» Сатья Саи Баба

госвами –тот, кто владеет своим умом и чувствами. Титул того, кто принял обет отречения от мира

готра –род, основанный древним мудрецом-провидцем риши, – одним из семи мудрецов саптариши. В Шатапатха Брахманеприведены имена этих риши: Готама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха, Кашьяпа и Атри. После ухода с земного плана они облеклись в «тела» светил. На небе саптариши представлены семью звездами созвездия Большой медведицы

гоудейопаасана – духовная практика обретения Ананды через почитание и служение Господу в форме Радха-Кришны, Радха-Мадхавы.«Существуют некоторые другие формы служения, на которые следует обратить внимание. Гоудейопаасана – одна из них. Шри Кришна, выраженный в не проявленной Вечности как Пурушоттама, и Радха, выраженная как непроявленная Всеобщая Энергия, визуализируются и познаются как Кришна-Радха или чаще как Радха-Кришна. Мадхава – еще одно имя Кришны, говорящее о том, что Он – Властитель Космоса, или Пракрити. Поэтому имя, используемое в этой Упасане, или служении – Радха-Мадхава. Повторение этого Имени, совершаемое приверженцами этого служения, способно привести в экстаз, дарующий освобождение от всех форм несвобод. Ачарьи, или основатели этой Упасаны, провозгласили это вполне достижимой целью. Господь – это само воплощение нектара наслаждений. Живые существа могут раствориться в духовном наслаждении только тогда, когда они впитают в себя этот нектар. Тексты Шрути провозглашают, что те, кто родился в Ананде, смогут жить только в ней и только через нее, считается, что священное имя Радха-Мадхава – ключ к ларцу сокровищ, наполненному чудесным нектаром» Сатья Саи Баба

го-хатья –убийство коровы, священного животного, – тяжкий грех

Грант-сахеб –«Собрание наставлений Гуру Нанака, называемое Грант Сахеб, было утверждено и обнародовано сикхами. Оно вытекает из духовных традиций Бхаратхи. Его идеи составляют самую суть культурных традиций Бхаратхи» Сатья Саи Баба

грантхалайя –библиотека

граха –планета; ведическаяастрология основана на расчетах, применяющих 9 грах (планет), 27 накшатр (созвездий, лежащих вдоль плоскости лунной орбиты), 12 бхава (домов – секторов неба, по которым проходит луна в течение своего цикла), 12 раши (знаков зодиака). У каждой планеты, созвездия, сектора неба, знака зодиака есть свой покровитель – Божественная сущность ведическогопантеона, обладающая определенными качествами и влияющая как на качества человека, так и на определенные органы человеческого тела

грихалакшми –богиня домашнего очага; обращение к жене как к богине благосостояния и счастья, правящей домом

грихам аббайи – родители, мать и отец тела Сатьи Саи Бабы. Смотри также: Ишварамма и Педда Венкамма Раджу

грихастха– домохозяин, глава семьи, один из статусов человека; вторая стадия жизненного пути дваждырожденного, двиджи. Закончив период ученичества (брахмачарьи) и совершив обряд возвращения домой, он женится и становится домохозяином. «Жить с женой и детьми не означает установления грихастха ашрама, как думают большинство людей. Не отвергая обязанностей, предписанных ему в соответствии с его кастой и положением, человек должен относиться ко всем с одинаковой вежливостью – и к родственникам, и ко всем остальным. Он должен знать права старших и обязанности младших, должен быть полон симпатии и желания помочь; должен с добротой и любовью заботиться о тех, кто зависит от него; каждое новое столкновение с миром должно делать его мудрее. Он должен изучать Шастры (святые писания), быть пунктуальным в выполнении дхармы (праведности и добродетельности) и избегать адхармы (не праведности). Он должен с чувством ответственности защищать и обеспечивать жену и детей, должен подавлять восемь видов эгоизма, порождаемые гордостью за свой род, богатство, характер, красоту, молодость, ученость, родину и даже успехи в аскетизме. Тот, кто осознает четыре цели человеческой жизни, каковыми являются Дхарма, артха, кама и мокша (праведность, благополучие, удовлетворение разумных желаний, освобождение от круга рождений). Кто не гордится материальными благами, хотя может иметь их в достаточном количестве, кто использует часть дня для служения другим; кто не зависит от чужой собственности; кто доверяет своей жене и пользуется ее доверием, кто понимает другого и полностью верит ему – тот находится на пути, называемом грихастха ашрам». «Как все живые существа зависят от воздуха в своем существовании, так другие три ашрама зависят от грихастхи. Грихастха не только кормит и одевает других, он также обеспечивает условия для изучения Вед, на что так ясно указывает Ману в своих Дхарма Шастрах. Манупровозглашает, что грихастха также достигает мокши, освобождения, он только должен строго следовать дхарме, установленной для его ашрама» Сатья Саи Баба

Грихья-сутры – писания, посвященные домашнему ритуалу, правилам поведения и обрядам

Гудакеша –победитель сна, – имя-эпитет Арджуны

Гуна– «нить», «волокно»; добродетельное качество; природное качество; атрибут; свойство; сила, присущая природе, Пракрити, как источнику жизни, проявленной и не проявленной. Три основных качественных нити-свойства, из которых сплетается вся ткань природы, Пракрити: саттва, раджас, тамас. Смотри также гуны

гунавантулу, гунавантхулу – богатые добродетельностью. Смотри также дханавантулу

гунагана ютхтхирна - не имеющий недостатков в своем характере, - одно из 16 качеств преданного, бхакты

Гунатита, гунатитха –вне свойств, качеств, атрибутов (гун) – эпитет Бога. «В мире нет ничего более ценного, чем Божественная Любовь. Бог – вне свойств и атрибутов. Поэтому и Его Любовь превыше атрибутов, она лишена свойств (гун), она – Гунатиттха» Сатья Саи Баба

гуна, гуны – волокно, нити; группа качеств; сумма разных свойств; разные виды поведения; буквально – «то, что связывает». Три основных качественных нити – свойства, характеристик материи, из которых сплетается вся ткань природы (Пракрити): саттва, раджас и тамас. Согласно философии Санкхья, подразумевается три вида влияния, оказываемых Божественной Иллюзией, Майей, на все живое. Майя может проявляться и привязывать человека к иллюзорному миру только посредством гун. Три гуны, рождающие разнообразие материального мира, – основа всего сущего. В непроявленной Вселенной Гуны находятся в равновесии (Ночь Брахмы); когда это равновесие нарушается, возникает взаимодействие Гун, порождающее эволюцию Вселенной (День Брахмы). Все три Гуны никогда не разделяются, они поддерживают друг друга и тесно переплетаются между собой, связаны как пламя, масло и фитиль лампы. В материальных вещах преобладает Тамас, в вещах, находящихся в движении – Раджас и т.д. Поэтому термины Саттва, Раджас и Тамас имеют значение скорее преобладания аспектов, нежели исключительных характеристик. Человеку надлежит преодолеть тамас раджасом, а раджас – при помощи саттвы, а вслед за этим превзойти саттву на пути к освобождению. Гуны не воспринимаются, их существование выводится на основании производимых ими следствий. Тамас – то, что сдерживает действие и вызывает состояние апатии, инертности, безразличия, приводит к невежеству, безразличию и лености. Тамас готов разрушить человека. Включает также добродетельные качества: смирение, доброту, скромность. Раджас – источник всякого действия, подвижное, страстное, деятельное начало, вызывает к жизни возбуждение, удовольствие, беспокойство и в результате приводит к страданию. Раджас привязывает человека к материальному миру и лишает его духовных ценностей. Включает также качества жертвенности, стремление защищать и отстаивать честь семьи и свою. Саттва – потенциальное сознание, поэтому имеет тенденцию сознавать проявление и причины; это уравновешенное благое, гармоничное начало, совершенство; все, что создает добро и счастье. Саттва помогает освободиться от пут и указывает путь освобождения, лежащий за пределами трех гун. Саттва включает также три аспекта в восприятии Божества – салокьям, – видение Божества, самипьям, – близость к Богу, саюджьям, – слияние с Богом. «Атма – это Сатчитананда, или Сат-Чит-Ананда, рассматриваемая как одно неделимое целое. Майя также состоит из трех гун, или природных качеств – Тамас, Раджас и Саттва. Они выражаются в Ичча Шакти (Желании), Крийя Шакти (Деянии) и Джнана Шакти (Мудрости). Качество, называемое Тамас, создает различия, скрывая основную Единственность. Качество, называемое Раджас, изучает Истину и радости мудрости. Качество, называемое Саттва – это чистое зеркало, дающее истинную картину вещей и событий, происходящих перед ним. Она отражает Парабрахмана и приоткрывает Ишвару, или Бога. Таким образом проявленный Господь становится Вселенной, или Джагатом, созданной по Его Воле. Приоткрытый Ишвара не обладает качествами Майи или Иллюзии. Подобно тому, как на чистой водной глади возникают рябь и пузыри, чистая природа Атмы кажется подернутой иллюзорностью Майи и ее производной – Джагатом, или Вселенной, изменяющей Имена и Формы. Когда три гуны Майи находятся в состоянии равновесия, Вселенная называется невыраженной, Авьякта. Подразумевается «состояние семени», потому что в ней сокрыты все грядущие перемены. Когда начинают влиять Тамас и Раджас, выявляется Творение и появляется Космос. Они вовлекают в деятельность живых существ. Под действием иллюзорной силы, управляемой тремя гунами, каждый человек выражает себя и распространяет ее влияние дальше. Когда доминирует Саттва, она называется Атма-Майей; когда восходит Раджас, она становится Авидьей, или незнанием, а когда появляется Тамас, она становится Таамаси, или вялостью. Когда Атма отражается в Саттвической гуне, отражение становится Ишварой, когда она отражается в Раджасе, она становится Дживой или человеческим Существом, а когда она отражается в Тамасе, она становится Материей. Такая форма, упадхи, вызывает различие между Ишварой (Богом), Дживой (Живым существом) и Дравьей (Материей), если упадхи, или форма, или причина отсутствует, все они – Атма. Так как Вселенная – Бог, Джива и Материя, ее можно описать как составляющую из трех гун». «Жизненный принцип и личностный принцип – не одно и то же. Они оба показывают, что они вышли из отсутствия Истинного знания, или Авидьи. Это снова обусловлено привязанностью к Гунам, или тенденциям. Личность, отмеченная присутствием Раджас гуны, или гуны склонности к активной работе, имеет также признаки остальных двух гун. Джагат, или Творение, началось, когда Истина затемнилась Авидьей, или Иллюзией. Гуны, проявившиеся в тот самый момент, и личности, отличающиеся друг от друга в соответствии с преобладанием одной из трех гун, вызванные всеобщим эффектом Кармы, шествуют из жизни в жизнь. Когда человек подвержен более Саттвической гуне, он становится Бхагаватой, исполненным преданностью Богу и занятым исключительно поклонением Божественной Славе. Влияние Раджаса дает человеку сильный разум, но он не имеет выраженного стремления к Божественному. Если же человек управляется Тамасом, он замыкается в своем теле, а его потребности подобны потребностям птиц и животных». «Один из свадебных ритуалов в Индии – тхаламбралу, когда невеста посыпает рисом голову жениха. Так как Джанака, отец Ситы, был очень богат, он приказал заменить рис жемчугом. Сита взяла горсть жемчужин и высыпала их на голову Рамы. Белые жемчужины в ладонях Ситы отливали красноватым цветом, так как ее ладони были розового оттенка. Когда она высыпала жемчуг на белый тюрбан Рамы, который Он надел по этому случаю, жемчужины сверкали белым цветом. Жемчужины, скатывавшиеся по телу Шри Рамы, принимали темный цвет, отражая голубовато-зеленый цвет Шри Рамы. Жемчужины, которые отливали красным в ладонях Ситы, символизируют раджа-гуну (качество страсти), сообщая, что человек принимает раджасическую природу в обществе Пракрити. Жемчужины, сияющие белым светом, символизируют саттва-гуну (качество благости), показывая, что человек приобретает саттвическую природу в обществе Бога. Природа тех, кто не принадлежит ни к Пракрити, ни к Богу, будет тамасической (инертной, темной), как цвет жемчужин, упавших с головы Рамы. Люди Божественной направленности сияют саттвической безмятежностью и чистотой. Люди мирской направленности обнаруживают раджасические качества, тогда как те, кто не принадлежит ни миру, ни Богу, становятся тамасическими» Сатья Саи Баба (См. также: Летние ливни в Бриндаване 1990, гл. Х; и Сатья Саи говорит т. 28, с.316)

Наши рекомендации