Понятие мировоззрения, его стр-ра и основные функции.
Возникает в конце 7 - 1-ой половине 6 в. до н. Мировоззрение – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям.
Основа мировоззрения - знания о строении и сущности мира, общества и человека, т. е. свойственная определенной исторической эпохе картина мира. Эти знания задают обобщенный образ мира и понимание того места, которое занимает в мире человек.
Аксиологические установки – это система ценностей и ценностных ориентаций, которые определяют приоритеты в отношениях человека к миру и к другим людям и обуславливают их деятельность (моральные, правовые, эстетические, религиозные, политические взгляды, идеалы и убеждения).
Праксеологические схемы - интересы, цели и социальные программы, а также нормы и схемы поведения, которые проявляются в традициях, обычаях, обрядах и которые способствуют интеграции индивида в человеческое сообщество.
Особая роль в мировоззрении принадлежит вере. Она соединяет различные элементы мировоззрения в единую систему, придает ему личностно-субъективную окраску. Это не только вера в Бога, но и в человека, в разум, справедливость, науку, то есть вера в состояние внутренней уверенности человека в том, что цели, которые он ставит перед собой, достижимы. Благодаря этому вера, а значит и мировоззрение, придает человеку способность, желание и готовность действовать во имя тех целей, которые он ставит перед собой.
Структура мировоззрения:
1: -теоретический уровень
-Обыденный уровень
2: МИРООЩУЩЕНИЕ
- эмоционально-психологическая сторона мировоззрения; эмоциональное
переживание себя в мире.
МИРОВОСПРИЯТИЕ
- формирование познавательных
образов, наглядных представлений.
МИРОПОНИМАНИЕ
- познавательно-интеллектуальная
сторона мировоззрения, основу которой образует установка на оценку и объяснение чего-либо
в мире
Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:
1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.Необходимость мировоззрения обусловлена необходимостью решать, вопрос о смысле жизни. Человек, в отличие от животных, не имеет врожденных программ поведения, и он один осознает конечность своей жизни => стремится её спланировать => выбирает программы. В этом помогает мировоззрение.
4.Исторические типы мировоззрения.
МИФОЛОГИЯ
– исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на ранней стадии развития и характеризующийся:
а) нерасчлененностью в мышлении эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности,
б) очеловечиванием (персонификация) фрагментов космоса, их одушевлением,
в) безразличием к противоречию
РЕЛИГИЯ
- исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, идея удвоения мира, а также жесткая ритуализация жизни, наличие культовых сооружение или предметов культа
НАУКА - особый вид
познавательной деятельности, направленной на выработку объективных,
системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Индия
Индийская философия сформировалась на основе ведической традиции и в течение многих столетий сохраняла свою связь с нею. (Веды – это древнейший религиозно-мифологический памятник Индии, в котором отражены взгляды ее людей на строение и существование мира и человека). Это, с одной стороны, придавало индийской философии религиозно-мифологическую ориентацию, а с другой – объединяло многочисленные и разнообразные школы в единую духовную традицию. Традиционализм вообще является харктерной чертой как индийской, так и всей древневосточной философии. Особенностью индийской философии является наличие множества различных школ, взгляды которых значительно отличаются друг от друга. Традиционно все древнеиндийские философские школы делятся на две группы. Основанием такой классификации служит отношение той или иной школы к ведической традиции. Школы, которые признавали авторитет Вед и опирались на ведические ценности, назывались ортодоксальными (астика). К ним относятся миманса, веданта, санкхъя, йога, ньяя и вайшешика. Кроме этих шести основных школ существовали и менее значительные: грамматическая, медицинская и другие. Школы же, основывающиеся на принципах, отличных от ведических, и даже противоположных им, которые отвергали авторитет Вед, назывались неортодоксальными (настика). Это чарвака, джайнизм и буддизм.
Следует, однако, указать на тот факт, что авторитет ведической традиции был настолько велик, а влияние Вед на духовную жизнь древней Индии столь сильным, что ни одна школа не порывала окончательно своей связи с этой традицией и каждая в большей или меньшей степени пользовалась ее духовным богатством. Это и придает древнеиндийской философии единство и обуславливает ее отличительные черты:
1)все школы относились к философии как к практической необходимости и развивали ее для того, чтобы понять как наилучшим образом устраивать свою жизнь. Цель философии – не пустое умствование, а осмысленная жизнь и предвидение. Именно поэтому каждая школа начинала свое учение с объяснения того, каким конечным целям она будет служить;
2)эта практическая направленность индийской философии следует из того факта, что рождение ее связывают с душевной тревогой, возникающей при встрече со злом мира. Философия стремится понять источники этого зла и найти средства освобождения людей от страданий;
3)именно поэтому вся индийская философия основывается на вере в “вечный моральный миропорядок”. Отсюда и общее для всех индийских философских систем понятие кармы, которое показывает,что все содеянное человеком нигде и никогда не пропадает зря и то, что происходит с человеком, является следствием его собственных поступков;
4)поэтому мир – это арена для нравственных деяний, в нем каждый человек имеет возможность заслужить наилучшее будущее;
5)если же человек этого будущего не достигает, то это свидетельствует об одном: незнание действительности стало причиной его страданий. Невежество и мракобесие – вот причины наших бед и неудач;
6)поэтому необходимо непрерывно размышлять об истине и на этой основе избавляться от ошибочных суждений, посредством самоконтроля подчинять свою жизнь высшим моральным идеалам и верить в возможность освобождения от страданий.
Китай
Философия в Китае возникает после VIII ст. до н.э. в период “борьбы царств”. Китайское государство того времени – типичная восточная деспотия. Во главе ее стоял монарх, который одновременно был и высшим жрецом, и единственным землевладельцем. Взаимоотношения между высшими и низшими сословиями регулировались не законами, а традицией и ритуалом. При этом светский ритуал, регулировавший отношения между социальными слоями, подчинялся религиозному ритуалу, который регулировал отношения между живыми и мертвыми. Вся жизнь китайца представала как непрерывный отчет перед духами предков. Поэтому и не удивительно, что эта философия имеет явно выраженный морально-регулятивный характер.
Наиболее известными и влиятельными школами древнекитайской философии, оставившими заметный след в истории культуры этой страны, были конфуцианство, даосизм, моизм, школа законов, школа имен. Однако, по мнению некоторых исследователей, все разнообразие школ можно свести к двум основным течениям: конфуцианству и даосизму. Объясняется это тем, что у китайской философии единый корень – древний религиозно-мифологический памятник “У-цзин” (Пятикнижие) и культура Дао. С этой точки зрения древнекитайскую философию можно рассматривать как различную реставрацию и интерпретацию этой культуры. При этом необходимо отметить, что во всех школах преобладала практическая ориентация на проблемы житейской мудрости, моральных оснований социального управления.
Характерный для китайской культуры дух традиционализма наиболее отчетливо и последовательно проявился в конфуцианстве. Название этой школы происходит от имени ее основателя Кун-фу-цзы (в латинской транскрипции – Конфуций). Цель философии – достижение идеального государства и богатого общества. Этой цели нельзя достигнуть без уважения к предкам и к их заветам, без науки руководствоваться в своей жизни законами Неба, ибо Небо – высшая сила, судьба, гарант справедливости, оно Дао: космический и моральный закон.
Упорядоченное зажиточное существовоание в мире и согласии наступает тогда, когда каждый руководствуется тремя моральными правилами: взаимностью, золотой серединой и человеколюбием, которые вместе составляют “дао-правильный путь”. Этим путем должен следовать каждый, кто хочет жить в согласии с самим собой, с другими людьми, со вселенной, это значит – кто хочет жить счастливо. Кто придерживается золотой “середины”, то есть способен выбирать между несдержанностью и осторожностью, кто достигает “человеколюбия” или почитания родителей и уважения к старшим, кто не чурается “взаимности”, то есть заботы о людях, тот добродетельный человек. Только такие люди относятся к обществу с уважением и почитанием, без чего невозможен надлежащий образ жизни. Общество – это семья, где господствуют уважение детей к родителям, родительская любовь к детям, справедливость и мудрость.
Основателем даосизма считается Лао-цзы, который с самого начала ориентирует философию на прошлое как олицетворение общественного идеала. Если для Конфуция Дао – это правильный путь, ведущий ко всеобщему благосостоянию, то для сторонников даосизма Дао предстает как всеохватывающий закон, первоначало, первое основание и завершение всего сущего. Из Дао все рождается и все рожденное возвращается к нему. Подлинная мудрость – в постижении Дао, которое всему дает жизнь и наделяет смыслом в соответствии с моральными принципами. Незнание Дао является главной причиной социального хаоса. Избежать или преодолеть его можна не с помощью активного вмешательства в общественную жизнь. Такая активность только увеличивает хаос и умножает человеческие беды и страдания. Путь к социальной гармонии – в недеянии, в отказе от хаотического бытия. Дао запрещает человеку управлять течением жизни, не позволяет государству экспериментировать над своим народом.
Таким образом, древнекитайская философия имеет ярко выраженную нравственную ориентацию и основана на следующих принципах:
1)социальная гармония и состоятельная жизнь возможны только при неуклонном исполнении верховных добродетелей: человеколюбия, или сочувствия к людям; справедливости, или равного почитания всех, покорности перед законом и верой; правдолюбия, или непрестанного преодолениям всего лживого, верность и совестливость во всем;
2)основой нравственной жизни является умеренность и сдержанность во всем, равновесие в деятельности и как результат – покой мудреца;
3)человек во всем должен придерживаться середины, избегать крайностей и не делать людям того, чего себе не желает;
4)духовные знания, вера в вечный моральный миропорядок – вот достойный человека путь, на котором исчезают страдания и лишения и на котором человек встречает свободу как высшую цель своего существования и свидетельство подлинной человечности.