Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА
Философия является древнейшей наукой. Зародившись на заре цивилизации, она стремится компетентно разобраться в объективной сущности вещей и процессов. Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более продуманное, обоснованное миропонимание. Сознательное отношение к мировоззренческим проблемам - необходимое условие формирования личности. Современному человеку требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит.
Изучение философии представляет определенную трудность для студентов-заочников. Это можно объяснить как спецификой самой философии, так и спецификой обучения. В учебниках по философии приводятся в основном результаты многовековых достижений человеческой мысли по вопросам бытия. При изучении материала используются понятия и термины, редко встречающиеся в повседневной практике.
Преодолеть эту трудность можно путем внимательного изучения и запоминания философских категорий, основательного изучения первоисточников, активной работы на лекциях и семинарских занятиях. Помощь в изучении материала курса могут оказать справочная литература: философские словари, энциклопедии.
При самостоятельном изучении курса философии следует использовать новейшую учебную и научную литературу в сочетании с первоисточниками.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Номер темы для контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки. Например, номер Вашей "зачетки" 93261. Значит, Вы должны выполнить тему под номером I или II, или 21. Или номер "зачетки" 93169. Значит, Вы выполняете тему номер 9 или 19.
Требования к оформлению работы:
1. На титульном листе указать название академии, номер контрольной работы, курс, группу, форму обучения, учебный шифр (номер зачетной книжки), Ф.И.О. (полностью), обратный адрес с указанием почтового индекса. Например:
X Н А Г X
Контрольная работа
по философии
студента 2 курса, гр. ЭПБ-2, 3/0,
у/ш 93169
Петрова Александра Даниловича.
Дом. адрес: 61146. г. Харьков,
ул. Героев Труда, д. 34, кв. 60.
2. Первый лист начинают с указания номера темы и ее полного названия. Затем перечисляются вопросы темы.
3. Далее следуют ответы на вопросы. Каждый вопрос темы студент обязан раскрыть полностью, нумеруя его. Оптимальное количество страниц для ответа на вопрос темы составляет 4-5 страниц рукописного текста в ученической тетради (т.е. общий ответ на три вопроса занимает 12-15 страниц рукописного текста). Ответы должны завершаться краткими обобщениями и выводами, которые должны быть сделаны и по работе в целом.
4. В конце работы студент приводит полный список использованной учебной литературы и других источников с указанием фамилий авторов в алфавитном порядке, названия работы, места издания, год и номер тома.
5. Работа должна быть подписана студентом, поставлена дата ее написания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РАБОТЫ
Ответы не должны иметь формальный характер, они должны раскрывать основные положения вопроса с обязательным приведением различных взглядов по рассматриваемой проблеме.
Контрольную работу следует выполнить самостоятельно, написать аккуратно, разборчиво, изложить простым и ясным языком. Не следует механически переписывать чужой текст. Все приводимые цитаты и фактические материалы должны иметь обязательную ссылку на источник с указанием фамилии автора, названия работы, года издания, страницы.
Контрольную работу зачитывают при условии выполнения всех перечисленных требований к оформлению и методических рекомендаций по её написанию. Она должна быть представлена в академию в соответствии с графиком, утвержденным деканатом.
Литература по курсу философии
Введение в философию: Учебник для вузов./ Под. ред. И.Т. Фролова. В 2-х ч. – М., 1990.
Великих А., Уколов А.И, Фатеев Ю.А. Философия. Краткий курс лекций. – Харьков, 2004.
Спиркин А.Г. Основы философии: Учебник для вузов. – М., 2007.
Філософія. Курс лекцій: Навч.посібник./ І.В. Бичко – К., 1999.
Філософія: Підручник/ За ред. Зайченка – К., 1995.
Філософія: Навч.посібник./ За ред. І.Ф. Надольного. – К.,1997.
Брюшинкин В.Н. Логика. – М., 2001.
Жеребкін В.Є. Логіка. – К., 2002.
Ивин А.А. Логика. – М., 2002.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2007.
Курбатов В.И. Логика. – Ростов-на-Дону, 2001.
Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2001.
Балашов П.Е. Этика: Учебное пособие. – М., 2003.
Золотухина-Аболина Е.В. Учебник. Курс лекций по этике. – М., 2000.
Кондратов В., Чичина Е. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону., 1998.
Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2002.
Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2004.
Зеленкова И.Л, Беряева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. – Минск, 1997.
Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. – М., 2000.
Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. – М., 1998.
Эстетика: Уч. пособие / Л.Т.Левчук, Д.Ю. Кучерюк и др. – К., 1991.
Яковлев К.Г. Эстетика: Уч. пособие. – М., 1999.
Данильян О. Г., Тараненко В. М. Религиоведение. – М., 2005.
Калінін Ю.А., Харьковщенко Е.А. Релігієзнавство. – К., 2000.
Основы религиоведения./ Под.ред. Яблокова И. – М., 2000.
Релігієзнавство. / За.ред. Заковича М. – М., 2000.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория и история современных религий. Курс лекций. – М., 1999.
Тема 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
1. Понятие мировоззрения и его структура.
2. Исторические типы и формы мировоззрения.
3. Роль мировоззрения в жизни общества.
ЛИТЕРАТУРА
Бабушкин Б.С. О природе философского знания. – М., 1978.
Вернадский В.И. Научное мировоззрение.// На переломе. Философия мировоззрения. Философские дискуссии 20-х годов. М., - 1990. – С. 180,183, 187-188, 200-202.
Кессиди К.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.
Шестов Л.И. Признавал ли хоть один философ бога? // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., - 1990. – С. 371-373.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 19-24, 138,142.
Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
1. Понятие философского знания.
2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Проблема метода в философии.
3. Философия и конкретные науки, их соотношение.
ЛИТЕРАТУРА
Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии.// Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. – С. 91-92.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1980.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.
Философия и мировоззрение.// Сост. П.В. Алексеев. – М., 1990.