Сознание как высшая форма отражения. Сущность сознания, его основные свойства и функции. Происхождение сознания. Сознание и язык
Человеческое сознание можно рассматривать как высшую форму отражения материи. Под отражением следует понимать реакцию материальных систем на внешнее воздействие. Сложность этой реакции определяется уровнем организации системы. Социальный уровень организации самый сложный и его реакция называется сознанием. Оно есть результат деятельности особого органа головного мозга. Развитие научно-технического прогресса и дисциплин “кибернетического” профиля позволяет говорить о том, что отражение представляет собой процесс получения и обработки информации, хотя термин информация еще недостаточно определен. С этой точки зрения, мы не можем говорить, что человеческий мозг является самым эффективным инструментом получением и обработки информации, что открывает возможность создания более эффективных инструментов, а значит ставит вопрос о создании искусственного сознания. Эта проблема носит фундаментальный характер, однако она не может быть решена пока мы не поймем, как функционирует человеческое сознание, до чего еще далеко. Мы можем достоверно говорить о структуре человеческого сознания, его видах и функциях. Человеческое сознание можно разделить на образное и символическое, причем образное присуще всем высшим животным, в том числе и человеку, а символическое только человеку и его можно рассматривать как продукт человеческой эволюции. И образное, и символическое выполняет ряд функций, однако, как показывает опыт, символическое более эффективно. Образное сознание “работает” с объектами восприятия, зафиксированными в сознании полнотой органов чувств. Символическая “работает” с символами - упрощенными абстрактными образами. Сознание выполняет следующие функции:
· ориентационная - благодаря ей происходит ориентация в пространстве и времени;
· коммуникативная - обеспечивает общение;
· кумулятивная (накопительная) - обеспечивает передачу полученной информации последующим получением;
· другие.
Сознание в его символической форме появлялось постепенно, путем эволюции образного мышления вместе с биологической эволюцией человека. В целом биологическая эволюция человека и его непосредственных предков продолжалась около трех миллионов лет и завершилась порядка двухсот тысяч лет назад. За прошедшие двести тысяч человек разумный сосуществовал с несколькими биологическими видами, но в настоящий момент он остался один. С биологической точки зрения ключевыми факторами эволюции человека явились прямохождение, наличие свободных передних конечностей с пятипалой рукой, то есть способность совершать хватательные движения и трудиться. Принципиально важным моментом является наличие голосовых связок, что обуславливает возможность речи, которая явилась одним из основных стимулов человеческой эволюции. Вместе с речью развивалось сознание. На определенном этапе (у неандертальцев приблизительно 250 тысяч лет) появилось абстрактное сознание, связанное с самосознанием и осознанием ценности каждого индивидуума, возникли религиозные представления о другом мире. Приблизительно 12 тысяч лет назад появилась религия как абстрактная форма мышления, а 6 тысяч лет назад появилось государство, право, письменность, торговля, города, искусство, др и символическое мышление получило мощное развитие и развивается до сих пор.
Практика познания
В силу того, что критериев истины достаточно много возникает определенная проблема, связанная с противоречием между многообразием понимания истины и ее основной функции - быть побудительным мотивом наших действий, что требует выбора из множества пониманий истины какого-то одного понимания. Для разрешения, возникающего противоречия, вводиться такое понятие как практика, к которому привязывается понятие истины и которое выступает критерием истины. В широком смысле практика есть процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть система действий и поступков человека. Понимание практики, как критерия истины означает, что, если мотивы действий, которые рассматривались как истинные приводят к ожидаемым результатам, значит они действительно истинные, в противном случае, они ложные. При этом, однако, нужно помнить, что оценить в полной мере результаты действий возможно только по окончанию процесса этих действий, а зачастую мы не всегда можем указать и предугадать окончание этого процесса, что затрудняет использование этого критерия.
Учение о развитии (диалектика)