О запрещении вызывать умерших 11 страница

Примечание. Эти два последних примера показывают нам, что одно и то же испытание возобновляется в каждом воплощении до тех пор, покуда человек не устоит против него. Антуан Белль являет нам собою, кроме того, (факт не менее поучительный) человека, преследуемого воспоминанием преступления, совершённого им в прежнем существовании; воспоминание это является угрызением совести и предупреждением. Отсюда мы видим, что все существования имеют между собой связь; справедливость и доброта Бога выражаются в способности человека постепенно улучшаться, и никогда не лишают его возможности искупить свои проступки; виновный наказан своим же проступком, и наказание вместо того, чтобы быть местью со стороны Бога, является средством, способствующим прогрессу в усовершенствовании человека.

1 Средство от всяких зол и бедствий. (А.К.)

Глава Шестая

КАЮЩИЕСЯ ПРЕСТУПНИКИ

§224. Верже

(убийца Парижского Архиепископа)

3-го января 1857 г. Сибур, Архиепископ Парижский, выходя из церкви Св. Стефана, был смертельно ранен молодым священником, по имени Верже. Виновный был приговорён к смерти и казнён 30-го января. До последней минуты он не выразил ни сожаления, ни малейшего раскаяния. Вызванный в самый день его казни, он дал следующие ответы:

1.Вызывание:
"Я ещё задержан в своём теле."
2. Разве душа Ваша не совсем ещё освободилась от тела?
"Нет, я боюсь... я не знаю... Подождите, дайте мне прийти в сознание, я ещё не умер, не правда ли?"
3. Раскаиваетесь ли Вы в том, что сделали?
"Я был неправ, что убил, но я по своему характеру не мог вынести унижения. Вызовите меня в другой раз."
4. Зачем Вы хотите так скоро уйти?
"Я очень боюсь его увидеть, я боюсь, как бы он мне не сделал того же."
5. Но чего же Вам бояться? Душа Ваша уже отделена от тела, и Вы можете отогнать всякое беспокойство, оно неблагоразумно.
"Что поделать! Разве вы всегда владеете собою? Я не знаю, где я... я схожу с ума."
6. Постарайтесь успокоиться.
"Я не могу, потому что я совсем потерял голову. Подождите... я попробую припомнить всё яснее."
7. Если бы Вы помолились, то это помогло бы Вам собраться с мыслями.
"Я боюсь, я не смею молиться!"
8. Молитесь, милосердие Господа велико! Мы помолимся вместе с вами.
"О, да, милосердие Господа бесконечно, я всегда этому твёрдо верил."
9. Теперь отдаёте ли Вы себе отчёт в Вашем положении?
"Это так необыкновенно, что я никак не могу прийти к осознанию."
10. Видите ли Вы теперь свою жертву?
"Мне кажется, что я слышу голос, похожий на его и он говорит мне: "Я ничего не имею против тебя", может быть, это моё воображение! Говорю вам, я сумасшедший, я вижу с одной стороны своё тело, а с другой - голову; и тем не менее, мне кажется, что я жив, но в пространстве между землёю и тем, что называется небом! Я чувствую даже холод лезвия, падающего на мою шею... но это, конечно, от страха смерти... мне кажется, что я вижу массу духов вокруг себя, они как будто меня жалеют... они говорят мне что-то, но я их не понимаю."
11. Нет ли между этими духами кого-нибудь, чьё присутствие унижало бы или оскорбляло Вас, напоминая о Вашем преступлении?
"Скажу вам, что я опасаюсь только одного, а именно того, кого я убил."
12. Припоминаете ли Вы свои предыдущие существования?
"Нет, я в смятении... Мне кажется, что всё это я вижу во сне... в другой раз; мне нужно ещё опомниться."
13. (Три дня спустя.) Как Вы теперь себя чувствуете?
"Я знаю, что я уже не в вашем мире, и нисколько об этом не жалею. Сокрушаюсь только о том, что совершил; но дух мой более свободен; я уже знаю, что мы имеем несколько существований, в которых приобретаем все нужные сведения, чтобы сделаться совершенными, насколько это возможно для живого существа."
14. Наказаны ли Вы за совершённое Вами преступление?
"Да, я сожалею о том, что сделал и потому страдаю."
15. Какое наказание Вы претерпеваете?
"Я наказан тем, что сознаю свою ошибку. Я прошу за всё прощение у Бога; я наказан в своей совести за недостаток веры в Бога; я понимаю теперь, что мы не должны лишать жизни своего ближнего; я наказан тем, что отдалил своё совершенствование, пустившись по ложному пути, и не послушался своей совести, которая твердила мне, что я не достигну цели, убивая брата своего; но я допустил гордыне и ревности овладеть собою; я ошибся и очень раскаиваюсь, ибо человек всегда должен уметь владеть собой и своими страстями, а я сделать этого не смог."
16. Что испытываете Вы, когда мы Вас вызываем?
"Удовольствие и боязнь, потому что я не зол."
17. В чём же состоят эти удовольствия и этот страх?
"Удовольствие разговаривать с людьми и иметь возможность, признаваясь в своём грехе, хотя отчасти, загладить его! Боязнь же я не могу вам объяснить, это что-то вроде стыда чувствовать себя убийцей."
18. Желали бы Вы вновь воплотиться на земле?
"Да, я прошу этого, и желаю находиться под постоянной угрозой быть убитым и этого бояться."

Примечание. Вызванный архиепископ Сибур говорит, что он прощает своего убийцу и молится о его возвращении к добру. Он прибавляет, что хотя он и присутствовал всё время здесь, но не показался убийце, чтобы не увеличивать его страданий: боязнь его увидеть, как упрёк совести, есть уже наказание.

19. Человек, убивающий кого-нибудь, знал ли, выбирая себе новое воплощение, что он сделается убийцей?
"Нет, он знал только, что, выбирая жизнь, связанную с борьбой, он рисковал сделаться убийцей, но он не знал наверное, что непременно им сделается, так как в нём всегда происходит перед этим борьба с самим собой."

Положение Верже в минуту его смерти таково, каким почти всегда бывает состояние погибающих от насильственной смерти. Отделение души происходит не сразу, и они как бы ошеломлены и не могут понять, живы они или умерли. Верже был избавлен от встречи с Архиепископом, потому что она была ему не нужна для возбуждения в нём укоров совести, но другие убийцы обыкновенно преследуются взором своей жертвы.
К ужасу своего преступления Верже прибавил ещё своё полное нераскаяние перед смертью, он находился, стало быть, во всех желаемых условиях, чтобы подвергнуться вечному осуждению. Но, как только он покинул землю, раскаяние проникло в его душу; он с ужасом отказался от своего прошлого и искренно молил о прощении. Конечно, его подвинуло на это раскаяние, а не чрезмерное страдание: он ещё не успел страдать; единственно, - крик совести, которого он не хотел слушать при жизни. Почему бы не принять этого раскаяния во внимание? Почему то, что могло спасти его от ада несколько дней раньше, не может сделать того же теперь? Почему Бог, который был бы милостив перед смертью, будет безжалостен через несколько часов после неё?
Удивительна эта быстрая перемена убеждений и мыслей у закоренелого преступника, остающегося непреклонным до последней минуты на земле, и которому, как только он совершил переход в другую жизнь, тотчас делается ясно всё беззаконие его поведения. Конечно, это явление далеко не общее, есть и исключения, иначе не было бы злых духов; часто раскаяние приходит очень поздно, и соответственно этому продолжается и наказание.
Упорство во зле во время земной жизни часто происходит от гордыни, отказывающейся преклониться и сознать свою вину; иногда человек поддаётся влиянию материи, которая затемняет его духовное зрение, как бы набрасывая на него покрывало, и совершенно порабощает человека. Но как только спадает завеса, всё озаряется внезапным светом, и он чувствует себя как бы пробудившимся от опьянения. Быстрый возврат к лучшим чувствам есть всегда указание на уже совершившийся моральный прогресс, который ждёт только удобного случая, чтобы проявиться. Но тот, кто продолжительное время после смерти упорствует во зле, есть, несомненно, отсталый дух, в котором матерьяльный инстинкт заглушает доброе семя и которому придётся перенести ещё много испытаний, пока он исправится.

§225. Лемер

Приговорённый к смертной казни судом присяжных в департаменте Энн и казнённый 31-го декабря 1857 г. Вызван 29-го января 1858 г.

1. Вызывание:
"Я здесь."
2. Что чувствуете Вы в нашем присутствии?
"Стыд."
3. Сохраняли ли Вы сознание до последней минуты?
"Да."
4. А после казни тотчас ли Вы почувствовали, что находитесь в новом существовании?
"Я был погружён в ужасное смятение, из которого и до сих пор не вышел. Я почувствовал страшную боль, и мне казалось, что она у меня в сердце. Я видел, как что-то скатилось к подножию эшафота; я видел текущую кровь, и боль моя сделалась ещё сильнее."
5. Была ли эта боль физическая, похожая на боль какой-нибудь тяжёлой раны, например, от ампутации какого-нибудь члена?
"Нет, представьте себе раскаяние, огромное нравственное страдание."
6. Когда Вы почувствовали эту боль?
"Как только освободился от тела."
7. Физическая боль чувствовалась в теле или в душе?
"Боль моральная была в душе, а тело ощущало физическую боль, но дух, отделённый от тела, всё-таки чувствовал её."
8. Видели ли Вы Ваше обезглавленное тело?
"Я видел что-то бесформенное, чего, как мне казалось, я ещё не покинул, однако я чувствовал, что я цел, я был сам собою."
9. Какое впечатление произвёл на Вас этот вид?
"Боль моя была слишком велика, я как бы потерялся в ней."
10. Правда ли, что тело ещё живёт несколько времени после обезглавливания, и что казнённый сознаёт всё?
"Дух отделяется постепенно; чем сильнее связь его с материей, тем дольше продолжается отделение."
11. Говорят, на лицах нескольких казнённых было замечено выражение гнева и как бы желание что-то сказать: было ли это нервной реакцией или действительным актом воли?
"Конечно, это действие воли, так как дух ещё не удалился."
12. Какое было Ваше первое ощущение, при вступлении Вашем в новый мир?
"Неизъяснимое страдание, какая-то острая мука совести, которой я совсем не понимал."
13. Соединились ли Вы с Вашими соучастниками, которые были казнены в одно время с Вами?
"Да, к нашему горю! Мы видимся, и это составляет для нас лишнее мучение; мы постоянно упрекаем друг друга за это преступление."
14. Встречаете ли Вы также своих жертв?
"Я их вижу... оне счастливы... их взгляды преследуют меня... они как бы проникают в глубину моего существа... напрасно я хочу бежать от них."
15. Что же Вы испытываете при виде их?
"Стыд и раскаяние. Я всё ещё ненавижу их; ведь я своими собственными руками способствовал их возвышению."
16. А что же оне чувствуют при виде Вас?
"Жалость."
17. Питают ли оне к вам ненависть или желание мести?
"Нет, оне хотели бы, чтобы я принял на себя искупление, но вы не можете себе представить, какое ужасное мучение быть всем обязанным тому, кого ненавидишь."
18. Сожалеете ли Вы о земной жизни?
"Я сожалею только о своих преступлениях. Если бы я мог вернуться назад, то устоял бы и не совершил ничего подобного."
19. Склонность ко злу была ли Вашим врождённым качеством, или Вы были увлечены средой, в которой вращались?
"Склонность к преступлениям была в моей натуре, я был низшим духом, но хотел быстро возвыситься; и я взял на себя больше, чем мог исполнить, свыше своих скромных сил, и вот пал жертвою злого искушения."
20. Если бы Ваше воспитание было лучше, и Вы получили бы хорошие правила в юности, могли бы Вы устоять и отказаться от преступной жизни?
"Да, но я сам выбрал положение, в котором родился."
21. Могли ли бы Вы сделаться добродетельным человеком?
"Я человек слабый, неспособный ни к добру, ни ко злу; я мог бы исправить свои дурные наклонности во время моего земного существования, но возвыситься настолько, чтобы делать добро, я бы не мог."
22. Верили ли Вы в Бога при жизни?
"Нет."
23. Но говорят, что перед смертью, Вы в этом раскаялись?
"Я поверил только в Бога-мстителя и боялся Его."
24. А теперь искренне ли Ваше раскаяние?
"Да, я вижу, что я сделал."
25. Что же Вы теперь думаете о Боге?
"Я Его чувствую, но не понимаю."
26. Находите ли Вы Ваше осуждение на земле справедливым?
"Да."
27. Надеетесь ли Вы получить прощение Ваших грехов?
"Не знаю."
28. Как Вы надеетесь их искупить?
"Новыми испытаниями, но мне кажется, что между ними и мною целая вечность."
29. Где Вы теперь находитесь?
"Я весь нахожусь в своих страданиях."
30. Мы Вас спрашиваем, в каком месте Вы теперь?
"Около медиума."
31. Если Вы здесь и мы могли бы видеть Вас, в каком виде Вы появились бы нам?
"Под видом моей телесной оболочки, с головой, отделённой от туловища."
32. Можете ли Вы явиться нам?
"Нет, оставьте меня."
33. Не желаете ли Вы нам сказать, как Вы скрылись из тюрьмы в Мондидье?
"Не знаю, мои страдания так велики, что я помню только о своём преступлении... Оставьте меня!"
34. Можем ли мы принести Вам какое-нибудь облегчение?
"Пожелайте, чтобы скорее началось искупление."

§226. Бенуа

(Бордо, март 1862 г.)

Этот дух проявился медиуму произвольно, под именем Бенуа, и сказал, что он умер в 1704 г. и испытывает ужасные страдания.

1. Кем Вы были при жизни?
"Монахом без веры."
2. Отсутствие веры - единственный Ваш грех?
"Его достаточно, чтобы повлечь за собой остальные."
3. Можете ли Вы сообщить нам некоторые подробности Вашей жизни? Искренность Ваших признаний будет Вам поставлена в заслугу.
"Я был ленив и не имел средств к жизни; принял монашество не по призванию, а по расчёту. Но способности у меня были, и я выдвинулся; сделавшись влиятельным, я злоупотреблял властью; будучи порочным, я вовлекал в распутство тех, кого должен был спасать, к тому же я жестоко преследовал тех, кто порицал мои поступки; моими стараниями монастырские тюрьмы были переполнены. Многих я мучил голодом, и крики их смолкали перед насилием. С тех пор я искупляю, страдаю и выношу все мучения ада; а жертвы мои раздувают огонь, который жжёт меня. Неутомимое сладострастие и голод преследуют меня; жажда жжёт мои воспалённые губы, не дозволяя ни одной капле воды освежить их; все силы Природы соединяются против меня. Молитесь за меня."
4. Помогут ли Вам молитвы, которые читают за усопших?
"Вы думаете, что оне чего-нибудь стоят? Оне имеют для меня такое же значение, как те, которые я притворно произносил. Я не исполнял своей обязанности и не получаю за неё вознаграждения."
5. Неужели Вы никогда не раскаивались?
"Давно, да и то уж после мучений. Как я оставался глух к крикам моих невинных жертв, так и Господь глух к моим. Это справедливо!"
6. Вы признаёте справедливость Господа, доверьтесь Его благости и призывайте Его на помощь.
"Демоны вопиют громче меня, мой голос замирает у меня в горле, они заливают мне рот кипящей смолой. Я это делал, великий... (Дух не может написать слова "Боже").
7. Неужели Вы ещё недостаточно отделились от земных мыслей, чтобы понять, что страдания Ваши чисто нравственного свойства?
"Я их терплю, я их чувствую, я вижу своих палачей, они все знакомы мне, все имеют имя, которое звучит в моём мозгу."
8. Что могло довести Вас до всех этих преступлений?
"Пороки, которыми я был преисполнен и грубость животных страстей."
9. Просили ли Вы когда-нибудь добрых духов, чтобы они помогли Вам выйти из этого ужасного положения?
"Я вижу только демонов ада."
10. Боялись ли Вы их при жизни?
"Нет, нисколько, моей верой было небытие, моим культом - удовольствия любой ценой. Исчадия ада, они меня не покинули, я посвятил им свою жизнь, и они не покинут меня никогда."
11. Не видите ли Вы предела Вашим страданиям?
"Бесконечность не имеет предела."
12. Бог бесконечен в Своём милосердии, всё может иметь конец, когда Он этого захочет.
"О, если бы Он мог захотеть!"
13. Зачем Вы пришли к нам?
"Я не знаю, как это случилось, но я хотел поговорить так же, как хочу кричать, чтобы облегчить себя."
14. Не мешают ли Вам Ваши демоны писать?
"Нет, но они предо мной, они слушают меня, вот почему я не хотел бы кончать."
15. Вы в первый раз пишете так?
"Да."
16. Знали ли Вы, что духи могут приближаться к людям?
"Нет."
17. Как же Вы могли это понять?
"Я не знаю."
18. Что Вы чувствовали, подходя ко мне?
"Какое-то онемение моего ужаса..."
19. Как Вы заметили, что пришли сюда?
"Так, как пробуждаются."
20. Каким образом Вы вступили с нами в сношения?
"Я не знаю, разве ты этого не почувствовала?"
21. Не обо мне речь, а о Вас. Постарайтесь понять, что Вы делаете, пока я пишу.
"Ты - моя мысль, вот и всё."
22. Следовательно, Вы не имели желания заставить меня писать?
"Нет, пишу я, а ты думаешь через меня."
23. Постарайтесь понять: добрые духи, которые окружают Вас, помогут Вам.
"Нет, ангелы не приходят в ад. Разве ты не одна около меня?"
24. Поглядите вокруг Вас.
"Я чувствую, что мне помогают думать в тебе... твоя рука послушна мне... я тебя не трогаю.. и я всё-таки держу тебя... я не понимаю."
25. Просите помощи Ваших покровителей, мы будем молиться вместе.
"Ты покидаешь меня? Останься со мной, они опять хотят завладеть мной. Прошу тебя, останься, останься!"
26. Я не могу больше оставаться, приходите каждый день, мы будем молиться вместе, и добрые духи помогут Вам.
"Да, я хотел бы получить помилование. Но молитесь за меня, сам я не могу."
Дух-покровитель медиума. "Будь терпелива и мужественна, дитя моё. Ему будет дано, что ты просишь, но искупление ещё далеко от окончания. Ужасы, которые он совершал, бесчисленны, и тем тяжелее ложатся на его совесть, что он имел образование, ум и развитие, а это свет руководящий. Он совершал преступление сознательно, оттого и страдания его так ужасны. Но с помощью молитвы они будут переноситься легче; он увидит в будущем возможность окончить своё испытание, и надежда его поддержит. Бог видит его на пути к исправлению и раскаянию и послал ему милость в возможности сообщаться, чтобы он был ободрён и поддержан. Думай о нём почаще, мы его поручаем тебе, чтобы ты могла укрепить его в добрых намерениях и поддержать его своими советами. К раскаянию в нём присоединится желание исправления; тогда он сам будет просить нового существования на земле, чтобы стараться делать добро, вместо зла, которое он творил раньше. Когда Господь, видя его твёрдость, останется им доволен, Он покажет ему Божественное сияние, которое поведёт его по пути к спасению. Он примет его в лоно Своё, как блудного сына. Имей же доверие, мы поможем тебе исполнить твою трудную задачу.

Святой Паулин."

Примечание. Мы поместили этого духа между преступниками, хотя он не был осуждён судом человеческим. Преступление состоит в злодеянии, а не в возмездии, налагаемом людьми. Точно также и со следующим.

§227. Дух из Кастель-Нодари

В маленьком домике около Кастель-Нодари происходили какие-то странные стуки и необыкновенные явления, заставлявшие предполагать, что дом этот посещается каким-либо злым гением. Прибегали к заклинанию в 1848 г., но безуспешно. Домовладелец г-н Д*** захотел поселиться в своём доме, но через несколько лет скоропостижно скончался. После него поселился там его сын; но, войдя раз в одну из комнат, получил сильный удар по щеке, данный как будто чьей-то рукой, а так как он был совершенно один, то не мог сомневаться в том, что тут было что-то таинственное; тогда он окончательно решил уехать из дома. Среди жителей этой местности держался упорный слух, что в этом доме когда-то совершено было страшное преступление.
Дух, давший пощёчину, был вызван в Парижском Обществе в 1859 г.; проявление его сопровождалось очень бурными явлениями, и все принятые меры, чтобы его успокоить, были тщетны. Спрошенный по этому поводу Св. Людовик отвечал следующее: "Это дух самого худшего разряда, настоящее чудовище; мы его позвали, но не могли заставить писать, несмотря на всё, что ему было говорено. Несчастный имеет свободную волю и злоупотребляет ею!"
Вопрос: Способен ли он улучшиться?
"Отчего же нет? Они все могут улучшаться; нужно только быть готовым к разного рода затруднениям; как бы порочен он ни был, но, видя добро, которым ему платят за зло, он непременно тронется им. Помолитесь за него сначала, а потом через месяц, вызовите его; тогда вы будете в состоянии судить о перемене, какая в нём произойдёт."
Дух, вызванный позднее, оказался более обходительным, а потом, постепенно, и более сговорчивым, и даже раскаявшимся. Из данных им и другими духами объяснений видно, что он жил в этом доме в 1608 г.; тут он убил своего брата из ревности, зарезав его ночью во время сна, а через несколько лет и жену свою, на которой женился после убийства брата. Он умер в 1659 г. 80-ти лет от роду и не был преследуем за убийство, так как в те смутные времена мало обращали внимания на такие вещи. Со времени своей смерти он не переставал делать зло и способствовал многим несчастьям, происшедшим в этом доме. Ясновидящий медиум, присутствовавший на первом сеансе, видел его в ту минуту, когда хотели заставить его писать. Он сильно тряс руку медиума, вид его был ужасен; одетый в рубашку, покрытую кровью, он держал в руке кинжал.
1. Св. Людовику. Не можете ли Вы нам описать род наказания этого духа?
"Страдания его ужасны; он осуждён на постоянное пребывание в том доме, где совершил преступления; ни о чём другом он не может думать, как только о своих преступлениях, и всегда имеет перед глазами свои жертвы; он думает, что наказание это для него будет вечно. Он постоянно видит одно и то же, т.е. момент совершения своего преступления, и ничего более, никакого другого воспоминания ему не остаётся; всякое сообщение с другими духами ему запрещено; на земле он может находиться только в этом доме, а если он находится в пространстве, то он в одиночестве и окутан густым мраком."
2. Нет ли возможности выселить его из этого дома?
"Если вы желаете избавиться от порабощения подобными духами, это не трудно, если молиться за них, но этого обыкновенно и не делают. Предпочитают пугать их разными заклинаниями, а это их только забавляет."
3. Если мы посоветуем заинтересованным лицам молиться, а также и сами будем молиться за него, можем ли мы заставить его уйти из этого дома?
"Да, но заметьте, что я сказал - молиться самим, а не заказывать молитвы на деньги."
4. Вот уже 200 лет, как он находится в таком положении; оценивает ли он время так, как при жизни, т.е. кажется ли ему время столь же или менее долгим, чем при жизни?
"Для него время тянется гораздо медленнее, чем при жизни: сон для него не существует."
5. Мы слышали, что для духов не существует времени и что столетие для них всё равно, что минута в вечности, значит, оно не для всех одинаково?
"Нет, конечно, так бывает только для духов очень возвышенных, а для низших время тянется иногда очень медленно, в особенности, когда они страдают."
6. Где был этот дух до своего последнего воплощения?
"Он жил среди племён, совершенно диких и жестоких, а ранее был на планете низшей, чем Земля."
7. Дух этот наказан очень строго за преступление, которое совершил; если ранее он жил между дикими племенами, то, вероятно, и там совершал не менее ужасные преступления; был ли он и за них также наказан?
"Бывал наказан, но не так строго, потому что мало знал и не понимал, что делал."
8. Дух этот по своему положению, может быть, принадлежит к так называемым проклятым?
"Несомненно, но есть положения ещё более ужасные, страдания не для всех одинаковы, даже по однородным преступлениям, т.е. они изменяются, смотря по тому, насколько виновный доступен раскаянию. Для того, о котором идёт речь, дом, в коем он совершил преступление, - его ад; другие же носят его в себе самих, в тех страстях, которые их мучают и которых они не могут удовлетворить."
9. Несмотря на свою низменность, дух этот чувствует молитвы; то же самое мы видели и у других одинаково развращённых и грубых духов. Как же объяснить, что духи просвещённые, с развитыми способностями, выказывают полное отсутствие добрых чувств и смеются над всем, что свято, их ничто не трогает и нет предела их цинизму?
"Молитва действует только на тех, кто раскаивается. А кто, подстрекаемый гордыней, восстаёт против Бога и упорствует в своих заблуждениях, на тех молитва не действует и не будет действовать до тех пор, пока луч раскаяния не осветит их совести. Недейственность молитвы также служит наказанием для них; молитва облегчает только тех, кто не совсем загрубел."
10. Если встречаешь духа, не доступного влиянию молитвы, может ли это служить причиной не молиться за него?
"Конечно, нет, так как рано или поздно молитва может победить его ожесточение и зародить в нём добрые мысли."

Примечание. Нечто подобное происходит с некоторыми больными, на которых лекарства действуют только после долгого употребления, тогда как другим помогают быстро. Если проникнуться мыслью, что все духи могут совершенствоваться и что никто не может быть осуждён на вечное мучение, то будет понятно, что молитва рано или поздно будет иметь своё действие. Если с первого раза и не видишь хороших результатов, то всё-таки можно ожидать впоследствии хорошего влияния, которое подвинет духа к раскаянию. Было бы неразумно отчаиваться только потому, что не удаётся достигнуть цели с первого раза.

11. Если этот дух перевоплотится, то в какую категорию земных существ он может попасть?
"Это будет зависеть от него и от того раскаяния, которое он проявит."

Несколько бесед с этим духом произвели заметную перемену в его моральном настроении. Вот некоторые из последовавших от него ответов:

12. Отчего Вы не могли писать первый раз, как Вас позвали?
"Я не хотел."
13. Почему же Вы не хотели?
"От невежества и скотского упорства."
14. Можете ли Вы теперь покидать дом в Кастель-Нодари, когда захотите?
"Мне это теперь позволяют, потому что я следую вашим добрым советам."
15. И это даёт Вам некоторое облегчение?
"Я начинаю надеяться."
16. Если бы мы могли Вас видеть, то в каком виде Вы показались бы нам?
"В рубашке, но без кинжала."
17. Отчего же Вы оставили свой кинжал?
"Я покидаю его, Бог избавил меня от него."
18. Если г-н Д***-сын (тот, который получил удар по щеке) возвратился бы в дом, сделали бы Вы ему какое-нибудь зло?
"Я начинаю раскаиваться."
19. А если бы он опять оказал Вам сопротивление?
"О, не спрашивайте этого, я бы, пожалуй, не совладал с собой, это было бы выше моих сил... ведь я негодяй!"
20. Предвидите ли Вы конец Вашим страданиям?
"О, нет ещё; и то уже слишком много для меня, что я благодаря вашему вмешательству чувствую, что мои мучения продлятся не вечно."
21. Опишите нам, пожалуйста, Ваше состояние до первого Вашего появления к нам. Вы понимаете, что мы спрашиваем это с единственной целью быть Вам полезными, а не из пустого любопытства.
"Я уже говорил вам, что я ни о чём не имел понятия, кроме своего преступления, и я не мог покинуть дома, в котором совершил его; если я поднимался в пространство, кругом меня всё было черно и пусто, я не понимал, что это было такое. Сегодня я чувствую больше угрызений совести и не вынужден более оставаться в этом роковом доме; мне дозволено скитаться по земле и стараться просветиться своими наблюдениями; но зато я всё более и более постигаю весь ужас моих преступлений; если я, с одной стороны, страдаю меньше, то с другой - мои мучения увеличиваются угрызениями совести; но по крайней мере у меня есть теперь надежда."
22. Если бы Вы должны были выбрать новое воплощение, какое бы Вы предпочли?
"Я ещё недостаточно думал об этом."
23. Во время Вашего уединения или, так сказать, заключения, Вы чувствовали угрызения совести или раскаяние?
"Нет, ни малейшего; вот почему я и страдал так долго; и только, когда начала пробуждаться моя совесть, произошли события, повлёкшие за собой, без моего ведома, моё вызывание, и именно этому я обязан началом своего освобождения. Спасибо же вам, пожалевшим и просветившим меня!"

Наши рекомендации