Проблемно-поисковые задачи
1. Поясните коренное отличие решения проблемы «сознание» в идеалистической и материалистической философской традиции.
2. В чем отличие психики животных от сознания человека?
3. В каких регионах планеты возникли первые человеческие поселения? Почему?
4. Каким образом связаны между собой предметно-практическая деятельность и речевое общение?
5. Чем можно объяснить различие в объеме словарного запаса обществ, находящихся на начальных стадиях развития (первобытный род и племя) и высокоразвитых цивилизаций?
6. Поясните отличие понятий «самосознание», «религиозное сознание».
7. Каким образом соотносится сознание индивида с общественным сознанием.
8. Верно ли утверждение: «человеческий мозг – клеточный компьютер, возникший в результате эволюции»? Обоснуйте ответ.
Тема 10, 11. Формы и методы научного познания. Диалектика и её альтернативы. Синергетика.
Тема 10. Формы и методы научного познания.
1. Понятие метода и методологии. Соотношение философских, общенаучных и частнонаучных методов.
2. Методы познания:
а) методы эмпирического исследования (наблюдение, опыт, сравнение, измерение, эксперимент);
б) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному; исторический и логический, системно-структурный анализ);
в) методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия и моделирование).
3. Формы научного познания (суждение, понятие, умозаключение, идея, проблема, гипотеза, теория, принцип, закон, картина мира).
4. Материалистическая диалектика как всеобщий метод научного познания, её соотношение с методами частных наук. Философская методология, её связь с методами научного познания.
5. Проблема интеграции научного познания: предметного знания, математического моделирования и философской рефлексии. Роль синергетики, как подхода, лежащего на пересечении этих трех сфер.
Основные категории и термины по теме
Абстрагирование, обобщение, наблюдение, аналогия, моделирование, эксперимент, анализ и синтез, описание, сравнение, индукция и дедукция, измерения, проблема, абстрактное и конкретное, гипотеза, теория, факт, системно-структурный анализ, идея, концепция, историческое и логическое, метод, методология, научная картина мира, интуиция.
Вопросы для самоконтроля
1. Есть ли различия между понятиями: «абстрагирование», «абстракция», «абстракционизм»?
2. Что имел в виду Ф.Энгельс, утверждая «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза»? (Соч. т. 20, с. 555)?
3. В чем отличие естественнонаучного эксперимента от социального?
4. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании?
5. Возможно ли достижение конечной цели науки: дать миру единую теорию, которая описывала бы всю Вселенную?
6. Возможно ли диалектическое единство веры и знания как интегративного пути к познанию в будущем?
7. Можно ли сравнить философию с «корнями» древа познания, а другие науки – с «ветвями» этого древа? А технологии – плоды?
8. Можно ли утверждать, что на современном этапе развития научного познания наука «уходит» на Восток?
9. Каковы основные этапы развития междисциплинарного подхода в 20 веке?
10. Продемонстрируйте принципы синергетики на примере любого события в вашей жизни.
Индивидуальные задания
1. Подготовьте сообщения:
а) вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное;
б) философское основание технического и технологического знания;
в) роль науки в прогнозировании и развитии глобальных проблем человечества;
г) социальные аспекты развития робототехники;
д) Общая теория систем (ОТС) и системный метод анализа в науке;
е) проблема диалога научных школ в современной науке;
ж) философия и наука: «корни» и «ветви» древа познания.
з) общие корни современной науки (физики) и восточного мистицизма.
2. Обоснуйте предложенную цепочку понятий «идея - проблема - гипотеза - теория - научная картина мира».
Список литературы
1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561c.
3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич -2-е изд., пер. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014 г.-605 с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.66FC5806-7DB7-4D99-9BA9-B458D0EF8140&type=c_pub
4. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
5. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник / И.З. Налетов .- М. : Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
6. Философия [Текст] : учебник / Ю.М.Хрусталев .— 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2014 .— 320 с. — (Бакалавриат) .— ISBN 978-5-4468-0507-5.//ЭБС «Университетская библиотека»
7. Философия. [Электронный ресурс]: Б.И. Липский, Б.В. Марков - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015 г.-508 с. Гриф УМО- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?29&id=urait.content.FF220B6D-7B64-4E6E-9C63-E2644FCD7751&type=c_pub
Общие методические рекомендации по теме «Диалектика»:
1. Обзорно рассмотреть историю вопроса о диалектике с позиций идеализма и материализма.
2. Сравнить формальную логику с диалектической логикой.
3. Обратить внимание на структурные связи между критериями, принципами и законами диалектики, так же на иерархию этой структуры.
4. Можно провести ролевую игру «Диалог между диалектиком и метафизиком о направлении развития».
5. Уяснить, что современная диалектика – «математическая диалектика» - это синергетика.
Тема11. Диалектика и её альтернативы. Синергетика