Тема семинара 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Уникальность и основные этапы античной философии.
2. Основные философские проблемы ранней греческой философии: Милетская, Пифагорийская школы, Гераклит, Демокрит.
3. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон,
Аристотель.
4. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.
Античная греческая философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия – VI в. до н.э. до VI в. н.э. Пространство ее бытия – Греция и Рим. Влияние античной философии испытали не только греки, римляне, но и вся последующая мировая культура. Проблематика, намеченная греческими мыслителями, стала жить самостоятельной жизнью в первую очередь в Европе, а затем во многих регионах мира. Именно рационалистическая традиция Платона – Аристотеля стала идейной основой христианства. В целом открытие греками конструктивной возможности мышления стало принципиально новым явлением в истории человечества и во многом предопределило последующее развитие мировой интеллектуальной традиции.
Греческая философия имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап – досократический, носит космоцентрический характер. Каждая философская система ставит перед собой задачу – показать, как из некоторого первоначального хаотического состояния возник упорядоченный мир. Надо раскрыть положение о специфике понимания космоса. На этом этапе происходит формирование проблемного поля философии и становление ее категориальных оснований. На этом этапе были сформулированы новые подходы к пониманию сути бытия, открыты законы бытия. Впервые здесь ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий.
Второй период – «золотой век» античности. Это период расцвета греческой философской мысли. На этом этапе качественно расширилось предметное поле философии, произошло развитие категорий, появились зачатки научного знания и логики. Все это в последствии оказало существенное влияние на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на саму философию.
Третий период характеризуется ослаблением духа, разложением высоких философских школ Платона и Аристотеля, господством практически ориентированной эллинистической культуры. Меняется предмет философии, сужается сфера ее интересов, возрастает скептицизм и критицизм в противовес конструктивно–созидательной деятельности, появляются эклектические философские течения.
Изложение второго вопроса темы следует начать с изложения взглядов философов Милетской школы – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.
Милетцы искали общее начало всех вещей и видели его в чем-то чувственно-конкретном. Нужно рассмотреть в содержательном аспекте «воду» Фалеса, «апейрон» Анаксимандра, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита. Анаксимен впервые поставил проблему: каким образом возможны качественные изменения.
Излагая содержание идей пифагорейской школы, нужно отметить, что введение математического доказательства сыграло решающую роль в утверждении типа рационального мышления, которое характеризует западную культуру. Пифагорейцы связывали философию с математикой и поставили вопрос о числовой структуре мироздания. Основные положения пифагорейской школы нужно раскрыть через их этику, специфическое понимание мира, диалектику, космогонию, медицину (как практического применения их теории).
Философская школа элеатов впервые поставила вопрос о соотношении бытия и мышления, то есть основной вопрос философии. При изложении идей этой школы нужно ответить на вопросы: почему элеаты отрицали время, движение? Почему элейская школа утверждала два мира: мир по истине и мир по мнению? Как можно решить парменидовскую проблему
В Греции в V в. до н.э. возникает софистика – научно-просветительское движение, в котором главное внимание уделяется наукам, обозначаемым в настоящее время как общественные – это экономика, политика, право, этика, эстетика, риторика, грамматика. Нужно раскрыть основные положения гносеологии софистов, показать, в чем состоит релятивизм софистов. Против релятивизма софистов выступал Сократ. Сократ был основателем способа построения теоретического знания путем выведения понятий. Он первый провозгласил, что истина только тогда истина, когда она доказана. Надо рассмотреть представления о человеке Сократа, дать характеристику составляющим его диалектического метода. Сократ уделял внимание преимущественно вопросам нравственности.
Учение Сократа о знании как усмотрении общего посредством понятий было развито его учеником – Платоном в его «теории идей. Также нужно рассмотреть теорию государства Платона (см. диалог Платона «Государство»).
Выдающимся мыслителем античности является ученик и критик Платона – Аристотель. В противоположность своему учителю Аристотель отрицает, что идея (как общее) реально существует. Сущность он усматривает в чувственном мире: в конкретных предметах. Это единичное, которое можно понять через соотношение с его состояниями, с другими сущностями. Таким образом, для получения знания необходимо строить умозаключения, систему доказательств. Решая эту задачу, Аристотель создал формальную логику, которая многие века служила главным средством научного доказательства. Также нужно рассмотреть учение Аристотеля о материи и форме, причинах, о первой универсальной физико-космологической картине мира.
В четвертом вопросе темы нужно охарактеризовать эллинистический период (рубеж IV-III вв. – II в. до н.э.) как кризисный. В этот период возникают школы, которые пытаются утвердить свою правоту многозначной системой аргументации, а не только силой нравственного примера и умозрения. Так начинается процесс становления эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, кинизма.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково значение греческой философии?
2. Какую проблему поставил Парменид и как ее решал?
3. Что такое софизм, софистика?
4. Назвать и дать характеристику составляющим метода Сократа.
5. Каковы заслуги Аристотеля в области логики?
6. Что представляет собой эллинистически-римская философия.