Понятие метафизики и ее статус е историко-философской традиции

Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки

Философия оказывает влияние на людей как непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободо­мыслие), так и опосредованно через науку, религию, искусство и т.д. (совместно вырабатываются духовные ориентации человечес­ких действий). Своеобразие философии раскрывается в процессе ее сравнительного анализа с наиболее важными формами духов­ной культуры, что позволяет выявить общее и особенное между ними в соответствии с общезначимыми критериями (табл. I).

Из данной таблицы следует, что:

по предметной направленности философия сближается с ре­лигиозным знанием, поскольку они представляют собой ценност- но-ориентированные формы знания и выводят за пределы эмпири­ческой реальности. В некотором смысле философию объединяет с мифологией ориентация на целостное воспроизведение мира и человека. В то же время этот критерий четко отделяет философию от науки: 1) научное мышление предметно, формирует теоретичес­кий мир; 2) научное знание фрагментарно (задано узкой предмет­ной областью исследования) и интерсубъективно (истины науки общезначимы и всеобщи); 3) наука определяет профессиональную и во многом повседневно-практическую жизнь людей, ее ценности не затрагивают фундаментальных смыслов человеческого бытия;

по характеру знания, языковым средствам и специфике реф­лексии философия ближе к науке, т.к. для них характерно постро­ение знания в теоретической форме, использование отвлеченных понятий, опора на критерии разума и логическую доказательность выводов;

по критерию природы текста и статуса автора философию можно сравнивать с искусством, т.к. и для философского, и для ху­дожественного текста принципиальное значение имеет авторский стиль произведения и позиция самого автора.

Понятие метафизики и ее статус е историко-философской традиции

Понятие «метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является ре­зультатом систематизации рукописей Аристотеля в соответствии с тремя дисциплинами - логикой, физикой и этикой, проведенной в I в. до н.э. Андроником Родосским. Часть сочинений Аристотеля, «...исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе», не укладывалась ни в одну из указанных дисцип­лин, и ее расположили после физики (науки о природе), отсюда и название метафизика («мета» означает «за», «позади»). Метафи­зика, таким образом, стала синонимом «первой философии», ко­торая, по Аристотелю, «не тождественна ни одной из так называе­мых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части» («Метафизика»). Сравнивая «первую философию» с другими теоретическими на­уками, он отмечает, что физик, рассуждающий о природе, изучает «состояния такого-то тела и такой-то материи»; математик изучает свойства, которые берутся «отвлеченно от тела»; «отделенное же от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается пер­вой философией» («О душе). У Аристотеля метафизика состоит из двух частей: 1) общей метафизики, исследующей сущее как тако­вое, а также высшие принципы и начала бытия (архэ); 2) специаль­ной метафизики (теологии), изучающей высшую, неподвижную субстанцию (сущность) мира, т.е. сверхчувственное бытие.

В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на ин­теллектуальное созерцание, когда ум "видит'* в вещи ее сущность. Метафизика, будучи умозрительной по своей природе, является по Аристотелю, наиболее возвышенной из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, что делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существу­ющей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания.

Со временем понятие метафизика стало применяться и для обозначения метода философского исследования, востребован­ного формирующимся классическим естествознанием и выпол­няющего в нем методологическую функцию. Отличительными признаками метафизического метода стали абстрактность, одно­сторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Критика метафизического метода была предпринята Ге­гелем («Наука логики») за его ориентацию на выявление устойчи­вой и неизменной сущности вещей, что уже не соответствовало запросам естествознания XIX в., начавшего изучение сложных систем, и порождало догматизм мышления. Впоследствии Ф. Эн­гельс писал, что метафизический метод исследования и мышления «имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов» («Людвиг Фейербах и конец классичес­кой немецкой философии»), т.е. их связей, отношений, механизмов развития.

В современной философской литературе метафизика употреб­ляется обычно в следующих основных смыслах: 1) как синоним фи­лософии в целом; 2) как учение о сверхчувственных началах и при­нципах бытия; 3) как метод познания, альтернативный диалектике.

Сегодня философия есть сложноорганизованная форма культу­ры, охватывающая разнообразный диапазон проблем - антрополо­гических, экзистенциальных, гносеологических, аксиологических, культурологических, социальных и др. В этой связи метафизика должна рассматриваться в структуре философского знания как один из его разделов, в котором разрабатываются основополагающие идеи и принципы философствования, обеспечивающие потребность и способность человека выходить за пределы зримого мира.

Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и принципах бытия присущи следующие основные черты:

1) спекулятивная (умозрительная) природа и доминирование теоретического разума;

2)рассуждение с помощью категорий о предельных основани­ях бытия как целостности;

3)формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним.

В истории метафизики выделяют следующие ее модели:

1. Метафизика субстанции, исследующая сущностные основа­ния мира как целого (Аристотель).

2.Метафизика субъекта (самосознания), выявляющая начала познания (Р. Декарт).

3.Трансцендентальная метафизика, изучающая условия воз­можности доопытного (априорного) знания об объекте (И. Кант).

4. Метафизика оснований, как утратившая статус «царицы наук» и ставшая в результате базисной дисциплиной, «лежащей в основе» разных видов опыта (Р. Рорти).

Наши рекомендации