Структура и формы сознания.
Сознание – особое состояние ,свойственно только человеку,
в котором доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то ,что человек увидел, услышал, и то , что он почувствовал, пережил.
Сознание носит системный характер. Оно проходит ступени чувственной достоверности, восприятия, представления, рассудочного и разумного сознания. Все эти формы и уровни сознания пронизаны пламенем эмоций и энергией.
2. Какова роль практики в познании и во всей жизнедеятельности человека?
Сознание – это вечно текущий поток мыслительных, эмоциональных, и волевых актов. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум.
Сознание общественный продукт, возникает в процессе труда и общения. Сознание, деятельность и личность индивида представляет собой единство. Сознание явл. Опосредствующим звеном между деятельностью и личностью.Обществу нужна целесообразная сознательная деятельность.
Обществу нужна личность, обладающая сознанием, имеющая власть над собой и над деятельностью.
№ 21
1. Процесс познания как предмет философского анализа.
Проблемы познания тайн природы, развития мироздания относятся к самым древним проблемам философии. Воздействуя в своей деятельности на природу, повседневно взаимодействуя с ней, человек рано обнаружил, что знания – великая сила, источник его могущества, величия и процветания.
Современное развитие исторического процесса убедительно свидетельствует о принципиальной познаваемости действительности. Изучению и анализу данного вопроса посвящен такой раздел философии, как «гносеология».
Сам термин происходит от греческих слов «gnosis» – познание и «logos» – учение, понятие. Таким образом, гносеология представляет собой раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, отношение знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и критерии истинности знания. В гносеологии, как теории познания, существуют различные взгляды и подходы к вопросу о познаваемости мира, природе и сущности познавательного процесса и пр.
В современной философской литературе они группируются следующим образом:
1. Признается, что человек способен понять как сущность вещей, так и их выражения. Данный подход является доминирующим.
2. Утверждается, что познание распространяется только на явления, а достоверное сущностное знание невозможно.
3. Отрицается самопознание, возможность познания человеком собственного духовного бытия («души», «Я»).
4. Формулируется релятивистская концепция, отрицающая объективность познания мира.
2. Как Вы думаете, всякого ли человека можно назвать Личностью? Почему?
Самостоятельно!!
№ 22
1. Проблема истины в философии: основные подходы и точки зрения.
История науки свидетельствует о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения, как это было, например.
Заблуждение - знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать ложь, которая есть преднамеренное искажение действительности. Заблуждение и ложь дают определенную характеристику знания.
Истина - это адекватное отображение объекта познающим субъектом в знании. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания. Еще Аристотель заметил, что истинное или ложное находится не в вещах, а в мысли. Он сформулировал классическую концепцию истины, которую также называют концепцией соответствия, или корреспонденции, поскольку в данной концепции истину понимают как соответствие знания объекту.
В дальнейшем классическая концепция истины была дополнена когерентной концепцией, утверждающей взаимосоответствие, взаимосогласованность суждений. К когерентной концепции истины склоняются, как правило, логики и математики. Достаточно широкое распространение получила прагматическая концепция истины, в наиболее полной форме развитая американским философом Уильямом Джемсом (1862- 1910). Он писал, что прагматизм утверждает в качестве истины лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни.
Истина субъективна лишь по форме ее выражения, но объективна по содержанию. Объективность истины означает, что она, в конечном счете, обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью ее содержания от познающего субъекта.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Кроме того, абсолютную истину понимают как абсолютное в истине, т.е. как такое содержание знания, которое никогда не может быть опровергнутым в будущем.
Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и Уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна. Это значит, что познание должно учесть место, время и другие специфические обстоятельства, в которых существует объект познания. Истинное суждение об объекте, находящемся в одних условиях, может превратиться в заблуждение, если рассматривать данный объект в иных условиях.
Наличие в относительной истине элементов абсолютного знания свидетельствует о том, что познание представляет собой процесс все более глубокого и точного отражения объективного мира. Объективная истина абсолютна, поскольку она правильно отражает те или иные стороны и связи действительности, и в то же время она относительна, ибо это отражение всегда неполно ввиду неисчерпаемости содержания действительности. Другой крайностью в понимании истины является догматизм, который преувеличивает в ней момент абсолютного. Игнорирование догматизмом относительности истины превращает знания в мертвые, застывшие схемы.
В учении об истине важным является вопрос о ее критериях. Это вопрос о том, каким образом можно отделить истину от заблуждения. В истории философской мысли выдвигались различные критерии истинного знания.
Французский математик, физик и философ Ж. Пуанкаре стал основоположником конвенционализма. В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности. Русские махисты в качестве критерия истины выдвигали общезначимость. Так, А.А. Богданов считал, что критерием истинного знания должен быть коллективно организованный опыт людей, ибо миллионы людей, да еще на протяжении многих поколений ошибаться не могут. Однако общезначимость истины вовсе не исключает ситуаций, когда один прав, а большинство не право.
В прагматизме критерием истины считается то, что является выгодным, полезным. Безусловно, практически полезное знание, тем более, если оно приносит успех, можно истолковать как истинное. Однако подобная трактовка истинности чревата парадоксальными результатами. В марксистской философии критерием истины признается практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой могут претендовать на знания объективной истины. Практика носит исторический характер, она постоянно развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент полностью подтвердить те или иные выводы, полученные в процессе познания.
2. Представьте основные дефиниции (определения) человека. Дайте их развернутый философский анализ. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее правильным и почему?
№ 23
1. Методы научного познания.
В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
Общие научные подходы и методы исследований, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.
Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследо^ния.
Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.
2. Философия Н. Бердяева и В. Соловьева.
В истории русской философии особое место занимает В.Соловьев. Его
ФИЛОСОФИИ НАЗЫВАЮТ ФИЛОСОФИЕЙ всеединства. Она заключалась в следующем: 1) сущность Абсолютного есть положительное всеединство, т.е единая, целая, безусловная идея; 2)личный аспект, теологический –София, божественная премудрость, мистическая сторона его мировоззрения. В его трудах «русская идея» приобрела свое полное и философски осмысленное воплощение.
Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.
Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект.
Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
№ 24
1. Философские воззрения казахских мыслителей.
Казахская философия — философские идеи казахских мыслителей.
Одним из первых казахских мыслителей считается суфий XII века Ахмед Ясави.. Следующими заметными представителями казахской мысли считаются Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев. К казахским мыслителям также отнесены тюркские авторы Юсуф Баласагуни и Махмуд ал-Кашгари. Современный исследователь Абдималик Нысанбаев подчеркивает, что казахские философы не создавали законченных философских систем, но поднимали важные мировоззренческие проблемы в своём литературном творчестве.
Активный интерес к казахской философии возник после обретения Казахстаном независимости в 1991 году. В современной казахской философии получили развитие идеи евразийства иномадологии.
2. Как соотносятся между собой понятия «мышление», «сознание», «психика»?
психика определяет вид сознания и мышления....
Психика возникает на определенной ступени биологической эволюции. Она является свойством высокоорганизованной материи. Чем сложнее животный организм, тем совершеннее становится отражение им окружающего мира. Адекватность отражения зависит прежде всего от строения органов чувств и нервной системы. В нервную систему постепенно выделяются клетки и ткани, специализирующиеся на выполнении строго определенных функций отражения. Для низшей ступени развития животных характерна сетевидная нервная система, на следующей ступени эволюции нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии). Так возникает ганглиозная нервная система. Высшим типом нервной системы является трубчатая нервная система. У позвоночных развиваются спинной и головной мозг, образующие центральную нервную систему. Чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика. Наблюдается постепенный переход от пассивного избирательного поведения животного к его активному и гибкому приспособлению к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. С появлением психики взаимосвязь организма с окружающим миром стала осуществляться на основе не только безусловных, но и условных рефлексов.
№ 25
1. Человек как предмет философского анализа.
Человек – одна из основных проблем философской рефлексии. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта возникает и расширяется по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития различных конкретных наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии, этнографии и антропологии, лингвистики и культурологи и т.д. В искусстве все большее место стала занимать идея преломления природных и социальных явлений сквозь призму видения их человеком. Повышение интереса к философскому анализу проблемы человека продиктовано сегодня новым этапом научно-технической революции (и её влияния на индивида), развитием мирового сообщества, экологической ситуацией и мн.др. проблемами.
Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Поэтому философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимания собственно человеческого мира.
Проблема человека в науке отличается своеобразным редукционизмом: через связь человека с неким феноменом объясняется все человеческое бытие в целом. Наука максимально отвлекается от решения важнейших мировоззренческих проблем: она ориентирована лишь на эмпирический уровень человеческого бытия. Философия же стремиться абстрагироваться от действительности, чтобы понять не только то, что есть, но и как должно быть.
В истории философии человек понимался традиционно в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.Тело – это физическая субстанция человеческой жизни, выступающая как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить об основных образах тела в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм). Одновременно с этим человеческое тело определяется не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как совесть, стыд, смех, плач и т.п.
Душа рассматривается как интегративное начало, промежуточное звено, соединяющее тело и дух, придающее человеку целостность. Для современной философии душа – наиболее сложная и противоречивая тема, рассматриваемая в двух основных ракурсах:
– во-первых, как жизненный центр тела, являющийся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (в связи с признанием существования или несуществования души в философии возникали вопросы о смерти и бессмертии, бытии и небытии);
– во-вторых, как индивидуализирующее свойство человека в обществе, описываемое в философии через проблемы свободы воли, творчества, рока и судьбы.
Понятие душа тесно связано в человеческом существовании и его осмыслении с понятием дух. Дух воплощает в себе фундаментальную идею «человечности» как таковой. Он выступает как родовая человеческая способность, соотносящаяся с разумом, сознанием и социальностью. Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен «духовности», как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через воплощение социально значимых качеств.
Однако, человека нельзя упрощенно представить как диаду (тело – дух) или триаду (тело – дух – душа). Человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.
Философия А. Кунанбаева.
В истории прогрессивной культуры казахского народа огромную роль играет Абай. Главное его произведение « слова назидания». Он оставил ценные мысли о познании. Через сознание мы воспринимаем мир, а сила, различающая добро и зло, называется умом. Каждая вещь имеет свое измерение ,а уметь определять его- большое дело. Главный принцип Абая – «Будь человеком!»
№ 26
1. Личность и проблема ценностных ориентаций.
Личность – это человек как социально существо( материализм). Личность – это человек как духовное, разумное существо ( идеализм)
Личность не дана человеку извне,она сформирована лишь им самим. Поэтому она динамична. русский философ Н.Бердяев, размышляя о человеке, писал что «учение о человеке есть,прежде всего учение о Личности. Он подчеркивал характерное для русской философии мнение, что личность является религиозно-духовной категорией.
Ценности выступают как:
- желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;
- критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;
- регулируют социальное взаимодействие;
- внутренне побуждают к деятельности.
Регулируются ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система.
Каждая система ценностей имеет как бы одно основания. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.
Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.
В стабильных обществах конфликты ценностей решаются в рамках имеющейся культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.
В нашем обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов - это создает реальную угрозу существованию общества. Различие в системе ценностей и идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации). Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир. Сейчас говорят о торжестве «консервативной революции» на Западе. Мнение по этому поводу французского социолога директора Центра опережающих социологических исследований Б. Катла: «Тяга к консерватизму зародилась в западных странах после волны студенческих революций 1968 года и с тех пор постоянно усиливалась. Я думаю, что речь идет о довольно длительном феномене: западные общества, похоже, вступили в новый цикл, закончив период бурных перемен, риска, дерзаний, экспериментов, который длился с конца войны до середины 80-х. Смысл нынешнего консервативного отступления - отстоять завоеванные позиции, высокий уровень жизни и т.д.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека с социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. (Б.Г. Ананьев, В.А. Ядов, М. Рокич). Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «В деятельности человек по удовлетворения непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимо».
Следовательно, ценности являются высшим уровнем человеческих потребностей. Можно сказать так же, что личные, индивидуальные потребности соотносясь с общественной значимостью и осознаваясь личностью, становятся ценностями и регулируют поведение человека.
2. Что нового в понимании связи материи, движения, пространства и времени внесла общая теория относительности?
В этой теории впервые утверждается, что пространство-время имеет неевклидову геометрию. Это оказалось прямым следствием тождества "тяжелой" и "инертной" массы. Одно из широко известных следствий ОТО - существование "черных дыр".
№ 27
1. Философская концепция Сковороды, Иллариона.
2. Философия кризиса и проблема человека.
1. «Слова назидания» Абая: дайте современную оценку произведения.
Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.
Самым известным произведением Абая стала прозаическая поэма , дословный перевод названия которой - "Простое слово", состоящая из 45 кратких притч и философских трактатов. В этих "Назиданиях" поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права казахов. Поэма была написана автором на склоне лет.
3. Проблема познания человека.
№ 29
1. В чем выражается сущность философии Бухар-жырау?
БУХАР-ЖЫРАУ(1668 – 1781)Придворный поэт ханов. До 1718 г. находился в свите хана Тауке, затем после долгих лет лишений и скитаний по казахским степям, нашел себе пристанище при дворе хана Аблая.
По статусу придворного певца он должен был восхвалять хана и его окружение. Но мудрость и знание жизни вывели его творчество за пределы исключительных интересов ханского двора. Он рассуждает свободно и широко. Тема восхваления ханов остается у него своеобразным заслоном , ширмой или, скорее всего, фоном, на котором разворачивается богатейшая сцена содержательных философских идей.
У поэта не было и тени сомнения в том, что хан прощает и казнит, воют и добивается мира и т.д. исключительно ради своего народа. Забота о народе иногда приводит его к опрометчивым решениям, от которых поэт смело пытается удержать хана, оградить его от плохо обдуманных и роковых планов.
Бухар – Жырау был праведным мусульманином. Об этом с достаточной убедительностью свидетельствует его произведение под названием «Пожелание», в котором он, как старший в роде, дает наставление молодежи. Первое и пятое из этих носят характер ортодоксального мусульманства. Так , первое пожелание гласит: «Жить, как велел Аллах». Пятое нацелено на строгое соблюдение древнего и святого пяти-временного намаза. В третьем выражается требование неукоснительно поддерживать культ предков, «верить предкам своим», что, несомненно, представляет собой искреннее преклонение поэта перед древними обычаями своего народа.
Все остальные пожелания носят сугубо светский характер и напоминают более продукты житейской и социально-бытовой мудрости, чем советы, навеянные религиозными убеждениями.
Проблема времени ставится Бухар – жырау в двух разных координатах. Во-первых, в контекстах преходящего всех явлений, предметов и тел природы во времени. Вещь, явление постоянно меняют форму своего существования, иногда настолько, что превращаются в свою противоположность.
С особенной грустью поэт говорит о времени, неумолимое течение которого изменяет человека вплоть до полной неузнаваемости, превращает гордого своим здоровьем молодца в немощного старика.Бухар – жырау был склонен связывать кончину человека с воздействием времени и обстоятельств. Человек не может существовать во времени вечно. Он рождается, проходит разные стадии своего бытия ,
Основное произведение: «Пожелание».
2.Онтология – учение о бытии.
Онтология –( от греч. Сущее,учение) отдельная область философского знания,исследующая сущность бытия мира, основы всего сущего: материю, движение,развитие, пространство, время. Этот термин ввел в 18в. Немецкий филосов Г.ГОКЛЕНИУС.
Бытие – философская категория ,служащая для обозначения всего, того ,что существует, сущее вообще, всеохватывающая реальность.
№ 30
1. Приведите известные вам концепции смысла жизни.
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
· «В чём состоят жизненные ценности?»
· «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
· «Зачем (для чего) жить?».
2. Каково соотношение социального и биологического в природе человека?