Модуль IV. Философия человека и его ценностей
План семинарского занятия по теме 4.1. «Философская антропология»
1. Понятие человека. Изменение представлений о нем в истории философии.
2. Человек – индивид – личность. Биологическое и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Социальная среда и ее роль в формировании человека. Проблема границы возможного воздействия социума на личность.
3. Проблема свободы человека. Классическое и неклассическое понимание свободы человека.
4. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Роль личности в истории.
План семинарского занятия по теме 4.2. «Философская аксиология»
1. Понятие ценности. Ценность и истина. Ценность и полезность.Ценность и удовольствие.
2. Возникновение и развитие системы ценностей в истории человечества. Проблема классификации ценностей.
3. Различные виды ценностей. Их эволюция и иерархия.
4. Экзистенциальные ценности. Ценности и смысл человеческого бытия.
5. Изменение форм религиозности как смена ценностных ориентаций.
6. Идеал совершенного человека как воплощение ценностей культуры.
7. Соотношение ценностей личности и общества. Ценность свободы для человека. Свобода и ответственность.
Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)
1. Человек как философская проблема в истории человечества.
2. Проблема антропосоциогенеза. Трудовая и игровая концепция
3. Человек как непосредственное проявление космических сил. Русский космизм о коэволюции человека и космоса.
4. Человек как биологическое и социальное существо. Проблема антропосоциогенеза.
5. Человек как личность. Генезис личностного начала в истории.
6. Человек как духовное существо. Человек и Бог.
7. Жизнь и смерть человека. Возможности достижения бессмертия.
8. Человек в системе социальных связей. Социальная среда и ее роль в формировании человека.
9. Психоанализ, марксизм, экзистенциализм о влиянии общества на человека. Проблема границы возможного воздействия социума на личность.
10. Проблема свободы человека. Классическое и неклассическое понимание свободы человека.
11. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Роль личности в истории.
12. Понятие ценности.
13. Становление ценностных отношений в истории общества
14. Обоснование ценностных приоритетов в истории философии (Античности, Средних веков, Нового времени, Просвещения, немецкой классической философии, марксизме, неклассической философии и т.д.)
15. Правовые и политические ценности.
16. Религиозные и нравственные ценности. Экзистенциальные ценности.
17. Эстетические и художественные ценности.
18. Система ценностей в образовательном процессе.
Терминологический минимум
Человек, индивид, личность, микрокосм, антропосоциогенез, гедонизм, эвдемонизм, ригоризм, отчуждение, необходимость, случайность
Ценность, утилитарность, аксиогенез, патриотизм, гражданственность, свобода совести, нравственность, этика, добродетель, нравственная норма, категорический императив, добро, зло, справедливость, эгоцентризм, эгоизм, альтруизм, долг, совесть, честь, счастье, смысл жизни, экзистенциальные ценности, эстетика, искусство, художественный образ, прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное.
Литература к модулю IV
1. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992
2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия. 2001.
3. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. – М.:Академкнига, 2002.
4. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. – М.: АСТ, 2003.
5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – Харьков.: Фолио; М.: АСТ, 2002
6. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. – М.: Универ. кн., 2000.
7. Гуревич П.С. Философская антропология: учеб. пособие для вузов .– М.: Nota Bene, 2001.
8. История этических учений: учебник для вузов/ ред. А.А.Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003.
9. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997.
10. Камю А.. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990
11. Кьеркегор С. Страх и трепет: этич. трактаты. – М.: Республика, 1993.
12. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М.: Политиздат, 1991.
13. Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество / Сост. А.Лактионов. – М.: АСТ, 2004.
14. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества.- М.: АСТ, 2003.
15. Мирская Л.А. Карл Густав Юнг.- М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006.
16. Моторина Л.Е. Философская антропология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высш. шк., 2003.
17. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб: Наука, 2009
18. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь Мир, 2000.
19. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория искусства: учеб. пособие. – М.: Изд. дом междунар. ун-та в Москве, 2006.
20. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исслед. по истории морали. – М.: Прогресс, 1987.
21. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: в 2 т. – М.: Аст, 2003.
22. Фигуры Танатоса: искусство умирания / под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. – СПб.,1998.
23. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000.
24. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.
25. Фромм Э. Бегство от свободы; человек для себя. – М.: АСТ, 2004.
26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ-ЛТД.
27. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: АСТ, 2004.
28. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.
29. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // А.Шопенгауэр. Избр. соч. – М., 1992.
30. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т. 20.
31. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1996.