Глава V. О том, существует ли свобода от страдания и свобода желания наслаждения в этом мире
13. Что же можно сказать о свободе желания наслаждения
в этом мире? Где едва довлеет злоба его; где вся тварь не желаю-
щая подчиняться суете, стенает и рождает доныне (Рим. 8, 22), где
жизнь человека на земле есть искушение (Иов. 7, 1), где мужи,
живущие духом, принявшие уже начатки духа, стенают сами, ожи-
дая искупления плоти своей (Рим. 8, 23). Каким же образом в таких
условиях может быть место для подобного рода свободы? Какая же
остается, говорю я, свобода для нашего желания наслаждения, ког-
да все исполнено страдания, но нет ни невинности, ни справедливо-
сти? Каким образом можно быть свободным от греха, а также от
страдания [в этом мире], где праведный восклицает: «Бедный я че-
ловек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). И затем:
«Слезы мои были... хлебом день и ночь» (Пс. 41, 4). А там, где ночи
и дни проходят в слезах, не остается никакого времени для желания
наслаждения. И, наконец, желающие праведно жить во Христе, са-
ми гонимы (2 Тим. 3,12); ибо рассуждение (iudicium) начинается от
дома Божия. А это предписывается: «От меня, — говорил Бог, — на-
чинайте» (Иез. 9, б и 1 Пет. 4, 17)*
14. Но ведь иногда не добродетель, а порок пребывает в безо-
пасности, и до некоторой степени может пользоваться желанием
наслаждения и избегать страданий. Да не будет этого. Ибо те, кто
1 В русском тексте: «Ибо все мы много согрешаем». (Примеч. ред.)
2 Скрытое цитирование рассуждения Августина, который, истолковывая
эту фразу, говорит о причине падения ангела света (см.: Августин. О Граде
Божием. Кн. XI, гл. 13). (Примеч. ред.)
наслаждается, делая зло, и радуется дурным поступкам, поступают
подобно радующимся безумцам. Нет страдания истиннее, чем лож-
ная радость. И, наконец, страдание в такой мере свойственно этому
миру, что кажется счастьем то, о чем говорит премудрый: лучше ид-
ти в дом печали, чем в дом празднества (Еккл. 7, 2). Ведь в радос-
тях тела есть некоторая приятность, когда оно питается, пьет, со-
гревается, когда оно тем или иным способом согревает и покрывает
свою плоть. Но разве и эти удовольствия не связаны так или иначе
со страданиями? Хлеб приятен, но для алчущего, питье услаждает,
но только жаждущего, и наоборот, сытому пища и питье не услада,
а тягость. Устрани голод, и нет заботы о хлебе, утоли жажду, и не
обратишь внимание на самый сверкающий источник, даже если это
и целое озеро. Подобным же образом тени ищет страждущий от
зноя, солнца ищет замерзающий или желающий согреться. И ничто
не дает удовлетворения, если ему не предшествует необходимая
потребность. Отнимите от вещей имеющееся в них удовольствие —
они тотчас же надоедают или превращаются в страдание. Следует
показать и с этой стороны, следовательно, все страдание, свойст-
венное этому миру, сказав, что разве только в непрерывных несча-
стьях и в тяжелых страданиях более легкие кажутся до известной
степени облегчением, и так как по воле случая в последовательно-
сти времени и событий чредою следуют для человека то более тя-
желые, то более легкие обстоятельства, переживание меньших зол
кажется некоторой передышкой в страданиях, подобно тому, как
иногда после самых тяжелых испытаний менее тяжелое кажется
счастьем.
15. В свою очередь следует сказать открыто, что те, кто в созер-
цательном восторге порою [бывают] восхищены духом (in spiritu),
как бы мало не вкушали они от сладости небесного блаженства,
столько раз будут свободными от страданий, сколько раз они до-
стигнут этого. Не следует, в самом деле отрицать, что даже и ныне
пребывая во плоти, пусть и редко, и наспех, пользуются свободой
желания наслаждения те, кто, подобно Марии, избирают благую
участь, которая не отнимется от них (Лк. 10,42). Те же, кто уже об-
ладает тем, что не может быть отнято у них, испытывают то, что бу-
дет. А то, что будет, есть блаженство; а блаженство и страдание од-
новременно несовместимы. Всякий раз, когда они духом своим
делаются делаются сопричастными первому, они не переживают
второго. Таким образом, в этой жизни одни созерцатели могут ино-
гда пользоваться свободой желания наслаждения, и то лишь отча-
сти, весьма незначительно и очень редко. Свободою суждения тоже
пользуются лишь некоторые праведники: тоже отчасти, но в значи-
тельной степени. Впрочем, свобода выбора, как это вытекает из
сказанного выше, одинаково свойственна всем разумным сущест-
вам; не в меньшей степени она как таковая свойственна дурным,
чем добрым; одинаково полно как сейчас, так и в будущем.