О второй фигуре, обозначенной через «TV
Вторая фигура обозначена буквой Т; она содержит три тре-
угольника, каждый из которых всеобщий и всеобъемлющий.
1. Первый треугольник состоит из различия, согласия и проти-
воречия и заключает в себе все, что существует, согласно своему
виду. Ибо все, что существует, существует также в различии, согла-
сии и противоречии. И вне этих принципов ничего нельзя найти.
Однако следует знать, что каждый угол этого треугольника име-
ет три вида. Ибо существует различие между чувственным и чувст-
венным, как, например, между камнем и деревом. Существует так-
же различие между чувственным и разумным, как, например,
между телом и душой. И существует, кроме того, различие между
разумным и разумным, как, например, между душой и Богом, меж-
ду душой и ангелом, между одним ангелом и другим, или между
Богом и ангелом. То же самое может быть сказано по поводу разли-
чия и противоречия о каждом, согласно его собственному виду.
И это различие, существуя в каждом углу данного треугольника,
есть лестница, посредством которой разум восходит и нисходит.
Так что он сможет найти естественный средний термин между
субъектом и предикатом и с его помощью сможет прийти к умоза-
ключению. То же самое истинно для лестницы согласия и противо-
речия, для каждого согласно его собственному виду.
2. Другой треугольник состоит из начала, середины и конца
и заключает в себе все, что существует. Ибо все, что существует,
существует также в начале, в середине или в конце. И вне этих
принципов ничего нет.
Слово «причина», написанное в углу слова «начало», обозна-
чает действующую, материальную, формальную и целевую при-
чину. Слова «количество» и «время» относятся к другим девяти
категориям и к тем вещам, которые могут быть сведены к ним.
Угол «Середина» содержит три вида. Первая — середина соеди-
нения, которая существует между субъектом и предикатом, как, на-
пример, когда мы говорим: «Человек есть животное». Ибо между
человеком и животным существуют средние термины, такие как
жизнь и тело, без которых человек не может быть животным. Затем
существует середина мерности, которая относится к действию, су-
ществующему между творящим и творимым, подобно любви меж-
ду любящим и любимым. Затем существует середина между экс-
тремумами, подобно линии между двумя точками. И этот угол
«середины» является всеобщей лестницей для разума.
Угол «конец» также содержит три вида. Первый — конец лише-
ния, который обозначает состояние лишения и то, что существует
в прошлом. Второй — конец окончания, который обозначает экс-
тремумы подобно двум точкам, ограничивающим линию, или по-
добно любви между любящим и любимым. Третий вид есть конец
совершенства, который есть высшая цель, подобно человеку, су-
ществующему ради умножения своего рода и ради того, чтобы по-
нимать, любить и помнить Бога и т. д. Этот угол есть всеобщая ле-
стница для разума.
3. Третий треугольник составлен из большинства, равенства
и меньшинства. И он есть всеобщий и всеобъемлющий в своем ро-
де. Ибо все, что существует, существует также в большинстве, ра-
венстве или меньшинстве. Большинство имеет три вида. Первый —
когда существует большинство между субстанцией и субстанцией,
как, например, в отношении субстанции неба, которая более велика,
чем субстанция огня. Второй вид — когда существует большинст-
во между субстанцией и акциденцией, подобно тому случаю, ког-
да субстанция более велика, чем ее количество, ибо субстанция
существует посредством себя самой, а акциденция — нет.
Третий вид — когда существует большинство между акциденци-
ей и акциденцией, подобно тому, как понимание есть более высокая
способность, чем способность видеть, и способность видеть более
высокая, чем способность бегать. И то, что мы сказали о большинст-
ве, равным образом можно применить к меньшинству, так как они
являются коррелятами друг к другу.
Угол равенства имеет три вида. Первый — когда вещи равны
субстанциально, подобно Петру и Гвилельму, которые равны по
субстанции. Второй — когда субстанция и акциденция рассматри-
ваются как равные друг другу, как, например, субстанция и ее вели-
чина. Третий — когда есть равенство между акциденцией и акци-
денцией, подобно пониманию и любви, которые являются равными
в их объекте. И этот угол есть лестница для разума, по которой он
может восходить и нисходить, как было сказано о других треуголь-
никах. И когда разум восходит к всеобщим предметам, тогда он сам
становится всеобщим; а когда он нисходит к частным, тогда он сам
становится частным.
Фигура Т применяется к первой фигуре, так как благодаря
различию можно различать доброту и доброту, доброту и вели-
чие, и т. д. И соединяя эту фигуру с первой, разум приобретает
знание. И поскольку эта фигура является всеобщей, постольку
разум становится всеобщим.
О третьей фигуре
Третья фигура составлена из первой и второй, ибо буква В, ко-
торая находится в ней, состоит из значений В, данных в первой
и второй фигурах. И подобным образом в отношении других букв.
DC | CD | DE | EF | FG | GH | Hl IK |
ъъ | СЕ | DF | EG | FH | Gl | HK |
&Е | CF | DG | EH | Fi | GK | |
&F | CG | DH | El | FK | ||
bG | сн | DI | EK | |||
Ш | CI | DK | ||||
т | ск | |||||
ек |
Эта фигура состоит из 36 камер, как видно из иллюстрации.
Каждая камера имеет множество различных значений посредст-
вом двух букв, которые она содержит. Таким образом, камера ВС
имеет много различных значений, через ВС, и подобным образом
камера BDимеет много различных значений через BD и т. д.
И это уже ясно из алфавита, который мы дали в начале.
Каждая камера содержит две буквы, и они представляют субъ-
ект и предикат, между которыми мастер и отыскивает средний тер-
мин, соединяющий их, как, например, между добротой и величием,
которые соединяются через согласие. И подобным образом для
других понятий. При помощи среднего термина мастер старается
прийти к умозаключению и сформулировать утверждение.
Эта фигура показывает, что каждый принцип может быть при-
соединен к любому другому. Так к В мы можем присоединить С, D
и т. д.; и к С мы можем присоединить В, D и т. д., как видно из фи-
гуры. Благодаря этому разум познает любой принцип при помощи
всех принципов, так что он выводит множество утверждений к од-
ному и тому же вопросу.
Для примера мы возьмем «доброту» в качестве субъекта и ис-
пользуем другие принципы как предикаты, полагая: доброта есть
великая; доброта есть вечная; доброта есть властная; доброта есть
знающая; доброта есть любящая; доброта есть сильная; доброта
есть истинная; доброта есть славная; доброта есть различная; доб-
рота есть согласная; доброта есть противоречивая; доброта есть на-
чальная; доброта есть срединная; доброта есть конечная; доброта
есть большая; доброта есть равная; доброта есть меньшая. То, что
мы сказали о доброте, равным образом может быть применимо к
другим принципам, согласно природе каждого.
Эта фигура является подлинно всеобщей и посредством ее ис-
пользования разум становится подлинно всеобщим для приобре-
тения знаний.
Условием данной фигуры является то, чтобы одна камера не
противоречила другой, но они должны находиться в согласии
между собой в их выводе. Поэтому камера ВСне противоречит
камере BD и так же для других. При помощи такого условия ра-
зум определяется и приобретает знания.
О четвертой фигуре
Четвертая фигура имеет три круга, высший из которых неподви-
жен, а два более нижних подвижны, как явствует из иллюстрации.
Средний круг вращается под высшим неподвижным кругом, напри-
мер, когда С ставится под В. Более низкий круг вращается под сред-
ним кругом, например, когда D ставится под С. И тогда формиру-
ются девять камер: одна BCD, другая CDE и т. д. После этого E
меньшего круга можно поставить против С среднего, и в тот момент
получаются другие девять камер. ВСЕ есть одна камера, CDF —
другая. Когда все буквы меньшего круга попеременно поставлены
с В большего круга и С среднего круга, тогда С есть средний термин
между В и D, так как В и D соотносятся между собой через значе-
ния С. И то же самое об остальных камерах. И, таким образом, через
средние термины камер человек приводится к необходимым выво-
дам и находит их.
После этого буквы помещаются против В большого круга и D
среднего круга и так же об остальных буквах среднего и нижнего
кругов, меняя их и оставляя неподвижным В большого круга, до тех
пор, пока мы, не достигнем положения с В на большем круге, I на
среднем и К — на самом нижнем. И это составит сумму из 252 камер.
Эта фигура универсальнее третьей, потому что в каждой каме-
ре данной фигуры находятся три буквы, в то время как в каждой
камере третьей фигуры — только две. Поэтому разум предстает
более универсальным через четвертую фигуру, чем через третью.
Условие четвертой фигуры заключается в том, что разум при-
меняет для составления утверждения те буквы, которые, по всей
видимости, являются более применимы для утверждения. И как
только камера составлена из трех букв, необходимо осознать их
значения, обращая внимание на согласие, существующее между
субъектом и предикатом, и избегая несогласия. При этом условии
разум достигает знания посредством четвертой фигуры и имеет
много аргументов для одного и того же вывода.
Мы сказали о четырех фигурах, которые следует знать наи-
зусть. Ибо без них мастер не сможет ни хорошо освоить, ни при-
менять данное «Искусство».
III
О ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ,
КОТОРАЯ ТРАКТУЕТ