Каковы основные этапы развития позитивизма?
Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм. Его основатель – французский философ Огюст Конт (1798-1857).
Позитивизм доказывает несостоятельность всей классической философии, бесплодность ее основной проблематики, ненужность таких ее базовых понятий, как «бытие», «материя», «сознание» и т.п. По мнению позитивистов, все это, скорее псевдопроблемы, так как они не могут быть решены, поскольку опирается лишь на рассуждение, а не на непосредственный опыт или научный эксперимент. А истинным являются лишь то, что опирается на опыт, все остальное, ложно.
Новая, позитивная, т.е. положительная философия, которая призвана заменить, по их мнению, старую философию, будет основываться только на данных, выводимых из опыта, из позитивного знания, и потому она станет подлинно научной.
По своему характеру новая философия станет близка к конкретным, математическим, естественным наукам. Только такая философия, выводы которой прочно опираются на данные науки, имеет право называться философией будущего.
Появившись в середине XIX века, позитивизм или философия науки, в своем развитии прошел следующие этапы:
Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж. Милля, так называемый первый позитивизм, который поставил вышеуказанные проблемы;
Второй этап - так называемый, махизм, по имени его основного представителя австрийского физика Э.Маха. Махизм или эмпириокритицизм свел всю философскую деятельность к анализу психофизиологических форм, чувственной основы человеческого опыта. Мир в философии махизма предстал в виде «комплексов ощущений». Это был полный разрыв с материализмом, своего рода возрождение субъективного идеализма английских философов Беркли и Юма.
Третий этап в развитии позитивизма начинается в 20-х годах ХХ века. На этом этапе позитивизм выступает в форме неопозитивизма (имеет и другие названия, такие как, логический позитивизм, современный эмпиризм) и представлен такими именами, как М.Шлик, Л. Витгенштейн, Р.Карнап, Б.Рассел, О.Нейрат.
По мнению неопозитивистов, философия не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой, о какой-либо реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Задача данного способа теоретизирования, по мнению неопозитивистов, сводится к логическому анализу научных высказываний и сообщений, имеющихся в науке, с целью изъятия из науки научно-неосмысленных высказываний и обеспечения построения идеальных логических моделей осмысленного научного познания. Для этого неопозитивизм разрабатывает принцип верификации – подтверждения. Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл,– если находят свое подтверждение через наблюдения. Высказывания, не подтвержденные в чувственном опыте, либо бессмысленны (например, круглый квадрат), либо незначимы (например, абсолютно находятся вне времени).
Четвертый этап – постпозитивизм. Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм К.Поппера, Т.Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.
С точки зрения критического рационализма предметом изучения является не высказывание, а наука как целостная система. Критерий истинности науки заложен в возможности ее опровержения, фальсификации. По мнению К.Поппера, ни одна научная теория не может охватить всю совокупность фактов. Наличие фактов, опровергающих теорию, есть самый верный показатель ее научности.
Т. Кун обосновывает принцип конвенции и вводит в научный оборот понятие «парадигма». Согласно его мнению, особенность развития науки состоит в том, что она зависит от господствующего в определенные исторические периоды способы деятельности ученых, состоящих как бы в соглашении (конвенции) друг с другом, на основе определенной парадигмы. Парадигма – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Смены одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс.
Таким образом, позитивизм во всех своих формах достаточно плодотворно занимался обоснование научной деятельности, ее основных принципов и методов. Другое дело, что мир человеческих знаний не сводится лишь к опытным данным науки. Игнорирование этого обусловило и слабость позитивистской формы философии.