Глава ххii немецкая классическая философия
Каковы основные философские идеи И. Канта?
Теория познания и этика
Иммануила Канта
(1724–1804).
Родился в Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник.
В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «критической», которая приобрела характер обстоятельно разработанной системы в трилогии, состоящей из:
· «Критика чистого разума» (1781)
· «Критика практического разума» (1788)
· «Критика способности суждения» (1790)
В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.
Критическая философия Канта, прежде всего гносеология, стала начальным этапом немецкой классической философии.
Прежде чем начать процесс подлинно научного познания, необходимо исследовать сами инструменты человеческого познания
и их возможности.
Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция.
Главная задача гносеологической концепции Канта – выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преобразования «метафизики» в подлинную науку.
Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению.
Для Канта критическое исследование чистого разума «есть необходимое условие для содействия основательной метафизике как науке, которая должна быть построена догматически и в высшей степени систематически…» (39.3.99).
Естествознание и математика должны удовлетворять двум критериям – всеобщности и необходимости.
В «Критике чистого разума» Кант рассматривает главные формы научного знания в плане функционирования основных познавательных способностей человека.
Существует три способности познания:
1. Чувственность – исследует «трансцендентальная эстетика.
2. Рассудок – исследует «трансцендентальная аналитика».
3. Разум – исследует «трансцендентальная диалектика», она исследует также антиномии, или противоречия.
Трансцендентальная аналитика + трансцендентальная диалектика = трансцендентальная логика.
Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе.
Кант признает несомненным научный статус математики и естествознания. «Что же касается метафизики, то всякий вправе усомниться в ее возможности, т.к. она до сих пор плохо развивалась, и ни одна из предложенных до сих пор систем, если речь идет об их основной цели, не заслуживает того, чтобы ее признали действительно существующей» (39.3.118–119).
В начале своего гносеологического исследования Кант ставит вопрос:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен делать?
3) На что я могу надеяться?
4) Что такое человек и чем он может сам стать?
Таким образом третий вопрос следует сформулировать так: «Как возможна метафизика как наука, или как возможны синтетические суждения априори?»
Априоризм
Априорными Кант называет «знания, безусловно независимые от всякого опыта», а «чистыми» – те из них, «к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое».
Априорным знаниям «противоположны эмпирические знания», или знания, возможные только апостериори, т.е. посредством опыта» (39, 3, 106–107).
Научные истины априорны.
Этика Канта
Идея о самодовлеющем характере человеческой личности, возникшая вместе с философией Нового времени, нашла в учении Канта о морали свое развитие и завершение.
Основное положение нравственной философии Канта: «Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой бы то ни было цели; он сам есть эта цель».
Принцип нравственной философии Канта «человек – самоцель, но не орудие для достижения цели», носит сугубо абстрактный и формальный характер. Формальность его состоит в том, что
в нем не содержится каких-либо конкретных требований в отношении поведения человека.
Всякий поступок морален независимо от его содержания, если человек исполняет нравственный закон.
Обыденное сознание