Ф-30. Философские направления: деизм
Деизм- направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Кондильяк.
Вольтер Франсуа (1694 - 1778) - философ, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
ü выступал против религии, католицизма (в отношении религии его высказывание: "Раздавите гадину!");
ü считал Бога основателем окружающего мира, началом всего сущего, был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
ü видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
ü выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, предпочитая первое;
ü выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"),давал рекомендации по обустройству государства.
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый, который:
ü выступал с позиций деизма – Бог создатель, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;
ü Бог средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
ü отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы;
ü считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;
ü видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом - к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
ü считал, что до появления государства существовало "естественное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора",который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
ü выдвинул идею "разделения властей"- то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную;
ü выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:
ü идея приоритета закона;
ü идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) усилия приложил к исследованию проблем познания. основополагающие идеи его философии:
ü мир познаваем;
ü человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);
ü окружающий мир является источником всех знаний;
ü в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
ü самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.