Философия и мировоззрение. Слово «мировоззрение» широко употребляется в обычном языке и в философских дискуссиях, и его смысл представляется достаточно ясным
Слово «мировоззрение» широко употребляется в обычном языке и в философских дискуссиях, и его смысл представляется достаточно ясным. Однако одно дело знать, как это слово осмысленно использовать в своей речи, и совсем другое – понимать, какая сеть взаимосвязанных понятий и содержаний, скрывается за ним. Об этом говорит хотя бы наличие многочисленных и отличных друг от друга определений того, что составляет суть мировоззрения. Этот феномен отличается значительным многообразием культурно – исторических форм и способов выражения.
«Мировоззрение – это система представлений о мире, о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а так же обусловленные этим представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – способ духовно – практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности. В мировоззрении находит выражение система категорий культуры – обобщенная модель человеческого мира». Такое, достаточно стандартное определение мировоззрения дается в философском словаре.
Мировоззрение людей начинает складываться в процессе их непосредственной жизнедеятельности и общении между собой. В индивидуальном развитии личности мировоззрение поначалу формируется на дотеоретическом уровне – в ходе освоения родного языка, духовной культуры, приобретения жизненного опыта. Мировоззренческий выбор человека – это прежде всего его духовно – практический выбор. Философия может способствовать осознанности этого выбора, упрочению его, предоставляя к использованию в этих целях выработанный в ней достаточно развитый язык, на котором мировоззренческие проблемы обстоятельно обсуждались и обсуждаются, а так же получают свое обоснование. Поэтому можно сказать, что разработанное и теоретически обоснованное мировоззрение, как правило, складывается при участии философии.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а так же тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально – политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи- мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле. Материальное и духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. С нравственно – психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино – цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а так же образа человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека можно судить по его делам.
«Мировоззрение» понятие очень сложное и включает в себя несколько составляющих.
Ценностные ориентации..
Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину -значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах и поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ориентациями.
Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность – положительную или отрицательную. При этом ценности неравнозначны: они имеют для нас и объективно для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской точек зрения. Здесь можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное.Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т. е. Высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.
Истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.
Вера.
Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств» – один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Не может быть такого, чтобы человек на протяжении всей жизни ни во что не верил. Хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.
Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Акт веры – это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно – психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. При этом нельзя сопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто «несовместное». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры – в самого себя, в свои убеждения.
В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а так же нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или просто рассудочное знание: в нем заинтересованно сердце, она имеет влияние на наши чувства, отчасти оттого, что представления о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняют наше сердце восхищением и благодарностью. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту.
Когда говорят о религии как о форме общественного сознания, то при этом имеют в виду понятие Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, поскольку они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать, что способствует возвышению чувства истинного достоинства каждого народа и каждого индивидуума.
Идеалы:
Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.
Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.
Идеалы – это мечта о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.
Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом. Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.
Убеждения.
Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения – это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже – в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка – двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может.
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких отношений–это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете, утрачивающий свое собственное Я.
Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако убеждения могут меняться. Так же следует отметить, что только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.
Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.