Стиховедение (продолжение)
1. Реформа русского стихосложения в XVIII веке. Силлабо-тоническая система стихосложения.
2. Двусложные метры силлаботоники.
3. Трёхсложные метры силлаботоники.
4. Смешанные размеры. Явление скользящей анакрузы. Логаэд.
5. Дольник и тактовик.
Литературу см. после плана к восьмому занятию.
Занятие 8
Стиховедение (продолжение)
1.Рифма и её виды. Функции рифмы.
2.Виды рифмовки.
3.Строфика. Понятие строфы. Астрофический стих. Виды строф.
4.Твёрдые строфы. Сонет. Онегинская строфа.
Литература
Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. (Статьи по версификации)
Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. – М., 1993.
Илюшин А.А. Стих // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – 556 с. – С. 364-381.
Илюшин А.А. Русское стихосложение: Учеб. пособие для филолог. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1988.
Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. – М., 1997.
Дополнительная литература
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. – М., 1970.
Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973. (См. разборы отдельных стихотворений)
Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966. Или: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
Занятие 9-10
Сюжет и композиция литературного произведения
1.Понятие сюжета литературного произведения. Сюжет и фабула, необходимость их разграничения.
2.Основные элементы сюжета.
3.Понятие композиции литературного произведения. Композиция сюжета.
4.Внешняя композиция (архитектоника). Композиция речевая.
5.Единство всех композиционных уровней произведения.
6.Сюжет и композиция рассказа А. Солженицына «Правая кисть».
Литература
Хализев В.Е. Сюжет // Введение в литературоведение. Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 217-229.
Чернец Л.В. Аспекты композиции // Там же. – С. 322-339.
Н.Д. Тамарченко. Повествование в ряду композиционно-речевых форм // Там же. – С. 339-348.
Себина Е.Н. Описание // Там же. – С. 348-355.
Скиба В.А. Рассуждение // Там же. – С. 355-367.
Нестеров И.В. Диалог и монолог // Там же. – С. 367-379.
Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Там же. – С. 379- 389.
Солженицын А.И. Правая кисть (любое издание).
Занятие 11
Время и пространство в литературе
1. Особенности литературных времени и пространства.
2. Факторы, влияющие на пространственно-временную организацию произведения.
3. Понятие хронотопа, его роль в художественном целом.
4. Типы хронотопов.
5. Пространство и время в эпосе, драме и лирике.
Литература
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 182-197.
Лихачёв Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства // Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. (Любое издание)
Роднянская И.В. Художественное время и художественное пространство // ЛЭС. – М., 1987.
Занятие 12
Субъектная организация эпического произведения
1.Определение субъектной организации. Автор-творец и субъект речи в произведении.
2.Субъект речи и субъект сознания. Несобственно-прямая речь.
3.Основные типы повествования, их художественные возможности.
4.Личное повествование и его разновидности. Диалогичность личного повествования.
5.Безличное повествование, его диалогичность.
6.Иные формы повествования.
Литература
Тамарченко Н.Д. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора // Введение в литературоведение. Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 300-309.
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972. – С. 20-50.
Аверинцев С.С., Роднянская И.Б. Автор // Краткая литературная энциклопедия. М. 1978. Т. 9 – С. 28-34.
Шмид В. Нарратология. – М. 2003.
Дополнительная литература
Манн Ю.В. Автор и повествователь // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 431-480.
Успенский Б.А. «Точки зрения в плане идеологии». «Точки зрения в лане фразеологии». «Точки зрения» в плане психологии // Успенский Б.А. Поэтика композиции. – СПб., 2000. – С. 36-99.
Занятие 13