УЭ-1. Познание как предмет философского анализа
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Проблема познаваемости мира. Проблема истины. Структура познавательного процесса.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:
абсолютная истина – это исчерпывающее, предельное знание - знание, которое не встречает более доказательных возражений; тождество понятия и объекта в мышлении;
агностицизм – гносеологический принцип, утверждающий идею о невозможности познания мира в его объективных характеристиках;
восприятие – процесс непосредственного отражения действительности в форме чувственного образа объекта;
гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания; [1] с.480
заблуждение – знание, искажающее реальность по причине неведения;
интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с
помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании
более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина;
истина – адекватное отражение объективной реальности в динамике ее развития.
критицизм – гносеологический принцип, утверждающий идею ограниченности познавательных возможностей человека, а также считающий необходимым, в целях контроля деятельности познающего разума, установление для него границ или пределов познания;
ложь – знание, искажающее реальность с каким-либо умыслом, т.е. преднамеренно;
мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий;
объективная истина – знание, отражающее реальность такой, какой она является независимо от сознания человека;
относительная истина –форма объективной истины, главное свойство которой проявляется во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий;
ощущение – непосредственное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств;
познание -это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации;
понятие – форма мышления, посредством которой отражаются предметы (вещи, явления, процессы) в их существенных признаках;
практика –– общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества;
представление – образ ранее воспринятого и сохранившегося в памяти предмета или явления или созданный продуктивным воображением;
скептицизм – гносеологический принцип, утверждающий идею относительности знаний о мире, а также выражающий сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания;
суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметами мысли и их признаками, отношения между предметами, а также факт их существования;
умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или с определенной степенью вероятности следующее из них;
творчество – это процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: