Философия античности. Переодизация, основные черты.
Общие закономерности и особенности развития философии Древнего мира Востока и Запада.
Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Общие закономерности философии Востока и Запада: | - зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания; |
- возникает, формируется, развивается как самостоятельная форма общественного сознания с появлением классового общества и государства; | |
- обращена к общечеловеческим ценностям (человеку, природе, Богу, истине, благу, красоте и т.д.); | |
- всегда выступает как мировоззрение (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое, плюралистическое, пантеистическое, деистическое, теистическое, атеистическое); | |
- выполняет теоретико-методологическую функцию; | |
- является «душой» культуры; | |
- содержит такие разделы, как онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), социальную философию (учение об обществе), философию права (учение об общих принципах правовой реальности), этику (учение о морали и нравственности) и др.; | |
- основными методами философии являются диалектика и метафизика. |
Особенности развития философии Востока и Запада.
Философия Востока. | Философия Запада. |
Философия с начала своего возникновения антропоцентрична. | В досократический период философия предстаёт как натурфилософия, а человек рассматривается в ней как часть природы, Космоса, и только начиная с Сократа человек «перемещается» в центр философии. |
Философия обращается к проблеме самосознания человека, его связи с Абсолютом, Богом. | Философия исследует феномен человека как существа разумного, общественного, политического. |
В философии этика органично переходит в этикет, практику повседневной реальности. | В философии этика обращена к проблемам счастья и добродетелей человека. |
Философия обрастает культом и органично участвует в формировании «своей» религии. | Данное явление появилось лишь с распространением идеи Христа в I в. до н.э. |
В философии сильна религиозно-идеалистическая тенденция. | Философия представлена и материалистическими и идеалистическими учениями и школами, для неё также характерен пантеизм, теизм (имел место и атеизм) и др. |
Для философии характерен иррационализм. | Для философии характерен преимущественно рационализм, хотя ей не чужда и отдельные иррационалистические учения (и Гносеологические, и онтологические). |
В целом философия Древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие всей человеческой цивилизации.
Философия античности. Переодизация, основные черты.
Античная философия охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н.э. и уступила место другой – средневековой философии уже после распада Римской империи – к VI в. н.э.
Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрёл стройную логическую форму и характеризуется рациональным постижением мира. Этим античная философия существенно отличается от восточной мудрости.
Чёткие рациональные мотивировки античных философов выделяют их среди других древних мыслителей. Появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, т.к. именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов.
Отличительной чертой первых школ античной философии является её космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего как неотъемлемая часть природы.
В развитии античной философии можно выделить следующие этапы: