Диалектика как метод философии

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ»

На тему «Диалектика как метод философии. 3 закона диалектики с примерами.»

Факультет: "Управление персоналом"

Студентка группы 2ЗбУп

Нестерова Мария Дмитриевна

Проверила: Косолапова Екатерина Александровна

 
Москва 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................3

1. Диалектика как метод философии........................................................4

2. Три закона диалектики и их примеры……………………….……......7

Заключение..................................................................................................13

Список использованной литературы........................................................15

Введение

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

Диалектика как метод философии

Диалектика(греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в философии – это способ мышления, при котором вещи и явления рассматриваются в их становлении и развитии, в тесной взаимосвязи друг с другом, в борьбе и единстве противоположностей. В античности чувственно воспринимаемый мир представлялся как вечное становление и движение, в котором противоположности сосуществуют и пребывают в единстве.

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика. В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она — форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них — противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

· учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

· искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);

· метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

· наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель);

· учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

· способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

· всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);

· учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

Ранние греческие философы видели бесконечную изменчивость окружающего мира и в то же время говорили о том, что космос – это прекрасное и завершённое целое, пребывающее в покое. Их диалектика сформировалась как описание этого движения и покоя, а также как отражение непрестанных превращений одного элемента в другой, одной вещи в другую. У софистов диалектический метод свёлся к чистому отрицанию: обращая внимание на непрерывную смену опровергающих друг друга идей и понятий, они приходили к выводу об относительности и ограниченности человеческого знания вообще, считали, что постичь истину невозможно. Плодотворная борьба противостоящих друг другу идей – то, на чём основан диалектический метод Сократа, древнегреческого философа, который излагал свои представления о мире не в трактатах, а устно, даже не монологически. Он вёл с жителями Афин беседы, в которых не излагал свою позицию, а задавал собеседникам вопросы, с помощью которых стремился помочь им освободиться от предрассудков и прийти к истинному суждению самостоятельно. Больше всех диалектический метод развивал Георг Гегель, немецкий философ XIX века: его основная идея заключается в том, что противоположности взаимно исключают и в то же время взаимно предполагают друг друга. Противоречие для Гегеля – это импульс к эволюции духа: оно заставляет мысль двигаться вперёд, от простого к сложному и всё более полному результату. Гегель видит главное противоречие в самой идее абсолютного: оно не может просто противостоять неабсолютному, конечному, иначе оно бы ограничивалось им и не было бы абсолютным. Значит, абсолютное должно заключать в себе ограниченное или другое. Так, в абсолютной истине заключается единство противоположных частных и ограниченных идей, которые, дополняя друг друга, выходят из своей косности и обретают новую, более истинную форму. Таким движением охвачены все частные понятия и идеи, все части духовного и физического мира. Все они существуют в неразрывной связи друг с другом и с Абсолютом.

Диалектический метод Гегеля – это процесс самосовершенствования понятия. Диалектика – это одновременно и метод, и содержание его философии. Марксистская философия тоже использовала диалектический метод, но она тесно связана с материалистической концепцией бытия и человека и поэтому более практична: она рассматривает, в первую очередь, социальные, а не сугубо философские противоречия. Диалектический метод использовался не только в западной, но и в восточной философии: например, в Китае это концепция Инь и Ян – двух разных сторон единой действительности, которые превращаются друг в друга.

Диалектический метод противоположен метафизическому, который обращён к истокам бытия как такового, к поиску изначальной природы реальности.

Наши рекомендации