Тема viii. история философии
ТЕСТ № 40 (начало)
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию Восточной философии
Понятие Определение (характеристика) | а Будда | б Буддизм | в Веды | г Дао | д Даосизм | е Джайнизм | ж Дзэн– буддизм |
1. Направление буддизма, призывающее видеть действительности непосредственно, практикует постоянную медитацию, ибо надо всегда быть готовым к озарениям. | |||||||
2. Древнейшие памятники индийской литературы, относящиеся к концу II – первой половине I тысячелетия до н.э. | |||||||
3. Учение о пути (вещей), возникшее в Китае в VI – V веках до н.э. Основатель – Лао-Цзы. | |||||||
4. Человек, обладающий пробуждённым, просветлённым сознанием. Имя это принадлежит царевичу Сиддхартха Гаутама. | |||||||
5. Путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, символ космической гармонии и энергии. | |||||||
6. Индийское религиозно-философское учение, возникшее в VI-V веках до н.э., основатель – проповедник Вардхамана. | |||||||
7. Учение, возникшее в Древней Индии в VI-V веках до н.э., утверждающее существование двух родов бытия: сансара – бытие проявленное и нирвана – бытие непроявленное. Отрицает существование вечного атмана – человеческой души. |
ТЕСТ № 40 (окончание)
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию Восточной философии
Понятие Определение (характеристика) | а Индуизм | б Карма | в Конфуци-анство | г Кришну-изм | д Лао-цзы | е Махаяна | ж Нирвана |
1. Направление буддизма, отрицающее реальность проявленного бытия, причём не только "Я" и мира, но и дхарм (вечных первоэлементов), из которых они образуются. | |||||||
2. Религиозная система, распространившаяся в Индии с раннего средневековья, почитающая главных богов Вишну и Шиву. | |||||||
3. Религиозное движение, призывающее поклоняться верховному живому существу, воплощением которого стал бенгальский проповедник Шри Чайтанья. | |||||||
4. Философ и создатель даосизма, живший в V веке до н.э. в царстве Чу, позднее ставший почитаться как высшее божество. | |||||||
5. Закон нравственного воздаяния, предопределяющий характер нового рождения живого существа; невидимая неумолимая сила. | |||||||
6. Идеальное состояние отрешённости, характери-зующееся утратой чувства "Я", исчезновением индивидуального сознания. | |||||||
7. Идейное течение в Китае, исходящее из идеала "совершенного мужа", обладающего пятью добродетелями, в том числе чжи – мудростью. |
ТЕСТ № 41 (начало)
Укажите, к какому периоду Античной философии относится деятельность названных мыслителей.
Отметьте, кто из них принадлежал к Милетской школе, атомистам, софистам, неоплатоникам.
Периоды и направления Мыслители | а Досократовская философия | б Античная философия классического периода | в Философия эллинисти-ческого и римского периодов | г Милет-ская школа | д Атомизм | е Софисты | ж Неоплато-низм |
1. Анаксагор | |||||||
2. Анаксимандр | |||||||
3. Анаксимен | |||||||
4. Аристотель | |||||||
5. Гераклит Эфесский | |||||||
6. Георгий | |||||||
7. Демокрит | |||||||
8. Зенон из Китая | |||||||
9. Зенон из Элеи | |||||||
10. Марк Аврелий | |||||||
11. Парменид |
ТЕСТ № 41 (окончание)
Укажите, к какому периоду Античной философии относится деятельность названных мыслителей.
Отметьте, кто из них принадлежал к Милетской школе, атомистам, софистам, неоплатоникам.
Периоды и направления Мыслители | а Досократовская философия | б Античная философия классического периода | в Философия эллинисти-ческого и римского периодов | г Милет-ская школа | д Атомизм | е Софисты | жНеоплато-низм |
1. Пифагор | |||||||
2. Платон | |||||||
3. Плотин | |||||||
4. Прокл | |||||||
5. Протагор | |||||||
6. Сенека | |||||||
7. Сократ | |||||||
8. Тит Лукреций Кар | |||||||
9. Фалес | |||||||
10. Эмпедокл | |||||||
11. Эпикур |
ТЕСТ № 42
Укажите, представителями какого периода Западной средневековой философии являются названные мыслители.
Отметьте, кто из них был реалистом, а кто - номиналистом.
Период и направление Мыслители | а Период патристики | б Ранняя схоластика | в Расцвет схоластики | г Поздняя схоластика | д Рационализм | е Номинализм |
1. Аврелий Августин | ||||||
2. Альберт Великий | ||||||
3. Роджер Бэкон | ||||||
4. Иоанн Дунс Скот | ||||||
5. Иоганн Экхарт | ||||||
6. Ориген | ||||||
7. Квинт Септимий Тертуллиан | ||||||
8. Уильям Оккам | ||||||
9. Фома Аквинский | ||||||
10. Эриугена |
ТЕСТ № 43 (начало)
Укажите, представителями каких национальных школ и направлений в философии являются следующие
мыслители эпохи Возрождения и Нового Времени.
Школы и Направления Мыслители | а Философия Ренессанса, гуманисты | б Идеологи реформации | в Английская философия XVII века | г Европейский рационализм XVII века | д Субъективный идеализм Нового Времени | е Французская философия XVIII века |
1. Джордж Беркли | ||||||
2. Джордано Бруно | ||||||
3. Френсис Бэкон | ||||||
4. Лоренцо Валла | ||||||
5. Франсуа Мари Аруэ Вольтер | ||||||
6. Томас Гоббс | ||||||
7. Поль Анри Гольбах | ||||||
8. Рене Декарт | ||||||
9. Дени Дидро | ||||||
10. Жюльен Офре де Ламетри | ||||||
11. Готфрид Вильгельм Лейбниц |
ТЕСТ № 43 (окончание)
Укажите, представителями каких национальных школ и направлений в философии являются следующие
мыслители эпохи Возрождения и Нового Времени.
Школы и Направления Мыслители | а Философия Ренессанса, гуманисты | б Идеологи реформации | в Английская философия XVII века | г Европейский рационализм XVII века | д Субъективный идеализм Нового Времени | е Французская философия XVIII века |
1. Джон Локк | ||||||
2. Мартин Лютер | ||||||
3. Николо Макиавелли | ||||||
4. Пико делла Мирандола | ||||||
5. Мишель де Монтень | ||||||
6. Томас Мюнцер | ||||||
7. Жан Жак Руссо | ||||||
8. Бенедикт (Барух) Спиноза | ||||||
9. Марсилио Фичино | ||||||
10. Эразм Роттердамский | ||||||
11. Давид Юм |
ТЕСТ № 44
Укажите, кому из представителей немецкой философии второй половины XVIII – первой
половины XIX века принадлежат подходы, охарактеризованные ниже
Мыслители Подходы | а Гердер | б Кант | в Фихте | г Шеллинг | д Гегель | е Фейербах |
1. Учение о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - "вещах в себе", что ни ощущения, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о "вещах в себе" | ||||||
2. Учение трансцендентального идеализма, которое ставит задачу раскрытия всех этапов развития природы в направлении к высшей цели – порождению сознания. | ||||||
3. Просветительское учение, исходящее из идеи органического развития мира, которая прослеживается как в неживой, так и в живой природе, в жизни общества и человеческой истории. | ||||||
4. Непримиримое к религии учение, отвергающее также идеалистическое отождествление бытия и мышления и исходящее из того, что человек есть "…единственный универсальный и высший предмет философии". | ||||||
5. Учение об универсальной творческой деятельности "мирового духа", как научно-теоретическом самосознании абсолютной идеи, импульсом которых является внутренняя противоречивость "мирового духа" | ||||||
6. Учение, претендующее на роль "учения о науке" и исходившее из понимания сознания не как данного, а заданного, порождающего себя, основывающегося на действии, на проявлении воли. |
ТЕСТ № 45 (начало)
Укажите, какие определения (характеристики) соответствуют понятиям Русской философии
Понятия Определения (характеристики) | а Воскре-шение | б Всеедин-ство | в Всечело-вечество | г Евразий-ство | д Западни-чество | е Почвенни-чество |
1. Идеал такого единения всех людей и всех человеческих дел, которое предполагает свободное согласие всех на единство. | ||||||
2. Направление, главной идеей которого является утверждение об особой национальной основе, как начале общественно-политического и духовного развития России. | ||||||
3. Одна из тем Символа христианской веры, связанная с тем, что мёртвые оживают. Использована Н.Ф.Фёдоровым в учении об общем деле оживления, способном объединить всех людей | ||||||
4. Движение, основанное на "европеизации" России, начатой ещё реформами Петра I. | ||||||
5. Единство Вселенной, всего сущего, означающее взаимопроникновение и, вместе с тем, взаиморазделённость всех вещей и явлений мира. Основоположник учения В.С.Соловьёв. | ||||||
6. Историко-культурная концепция, отводящая России, как особому этнографическому миру, "серединное место" между двумя материками. Разрабатывалась Г.Ф.Флоровским, Л.П.Карсавиным, Н.С.Трубецким. |
ТЕСТ № 45 (окончание)
Укажите, какие определения (характеристики) соответствуют понятиям Русской философии
Понятия Определения (характеристики) | а Русская идея | б Символизм | в Славяно-фильство | г Собор-ность | д Царство божие | е Цельное знание |
1. Направление, выдвинутое и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Опиралось на идеи византийской патристики. Представители: А.С. Хомяков, И.В Киреевский, Н.А. Бердяев и др. | ||||||
2. Представление об особом предназначении России, в основе которого лежит признание всечеловеческой идеи, объединяющей народы мира в единое, нерасчленимое целое. Сторонники: П.Я. Чаадаев, Н.А. Бердяев и др. | ||||||
3. Выражение сущности и природы человека как сверхличных, сверхиндивидуальных качеств, возникающих и развивающихся на базе духовного единения людей. Сам термин предложен А.С. Хомяковым. | ||||||
4. Синтез опытной науки, умозрительной философии и веры, результат которого должен отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим стремлениям человека в воле, разуме и чувстве. | ||||||
5. Направление, в основу которого положено учение платонизма о чувственном мире как "тени" мира подлинного, сверхчувственного. Теоретик направления – А.Белый. | ||||||
6. Совершенный нравственный миропорядок, в котором реализуется безусловное значение всякого существа, и который устанавливается в процессе всемирного совершенствования как высшая, последняя ступень мирового прогресса. |
ТЕСТ № 46 (начало)
Укажите, какому определению Западной философии второй половины XIX-XX веков
соответствует определение (характеристика).
Направление Определение (характеристика) | а Вульгар-ный материа-лизм | б Позити-визм (первый) | в Эмпирио-критицизм (второй позитивизм) | г Неокан-тианство | д Неогеге-льянство | е Прагма-тизм |
1. Направление, считавшее, что "следует вернуться назад к Канту", но исправлявшее его "ошибку", состоявшую в признании объективной "вещи в себе". | ||||||
2. Направление, основанное на принципе, что всё подлинное "положительное" знание может быть получено лишь как результат специальных наук и что традиционная философия не имеет права на существование. Основатель – О.Конт. | ||||||
3. Течение, для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновлённой интерпретации философии Гегеля. | ||||||
4. "Критика опыта", или махизм, субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, основанное Махом и Авенариусом. | ||||||
5. Учение, согласно которому философия должна быть общим методом решения проблем, которые встают в процессе практической деятельности в непрерывно меняющемся мире. | ||||||
6. Течение, пренебрегавшее диалектикой, отрицавшее специфику сознания и сводившее его к веществу (Л. Бюхнер); содержание сознания выводили, например, из химического состава продуктов питания. |
ТЕСТ № 46 (продолжение 1)
Укажите, какому определению Западной философии второй половины XIX-XX веков
соответствует определение (характеристика).
Направление Определение (характеристика) | а Фило-софия жизни | б Фено-мено-логия | в Нео-реа-лизм | г Концепция эмерд-жентной эволюции | д Крити-ческий реализм | е Неопози-тивизм (третий позитивизм) |
1. Течение, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность; представители: Дильтей, Шпенглер, Ницше. | ||||||
2. Направление, ведущее происхождение от "критицизма" Канта, пытающееся осуществить "синтез" материалистических установок физики и индивидуализма на основе волюнтаризма. | ||||||
3. Направление, критикующее тезис о тождестве действительности и "опыта" и признающее существование "объекта", отличного от опыта. Представитель: Э. Мур. | ||||||
4. Направление, претендующее на решение философско-метологических проблем современной науки путём анализа языковых форм знания средствами логики. | ||||||
5. Концепция развития, основанная на абсолютизации качественных изменений в отрыве от количественных, представляющая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых высших качеств. Представители: С. Александер, К.Л. Морган | ||||||
6. Направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании и через это выявить основы познания и культуры. |
ТЕСТ № 46 (продолжение 2)
Укажите, какому определению Западной философии второй половины XIX-XX веков
соответствует определение (характеристика).
Направление Определение (характеристика) | а Лингвисти-ческая фило-софия | б Анали-тическая фило-софия | в Постпо-зитивизм («четвёртый» позитивизм) | г Пер-сона-лизм | д Экзис-тенциа-лизм | е Нео-томизм |
1. Философия существования, направление, стремящееся постигнуть бытие как некую непосредственную целостность субъекта и объекта, объявляющее подлинным бытием само переживание субъектом "бытия в мире" | ||||||
2. Преодолевающее ограниченность позитивизма направление, которое отказывается от жёсткого разграничения эмпирии и теории, науки и философии и т.п. Представители: К. Поппер, Т.Кун, И. Лакатош. | ||||||
3. Философия обыденного языка, течение, которое видит задачу в детальном анализе фактического употребления естественного разговорного языка. | ||||||
4. Теистическое направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – бога. | ||||||
5. Направление, сводящее философию к анализу употребления языковых единиц и выражений, как источника философских проблем. Включает лингвистическую философию. | ||||||
6. Философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом его развития. Претендует на истинное объединение в целостном синтезе веры и разума, сохраняя догматизм. |
ТЕСТ № 46 (окончание)
Укажите, какому определению Западной философии второй половины XIX-XX веков
соответствует определение (характеристика).
Направление Определение (характеристика) | а Философ-ская анро-пология | б Философ-ская гер-меневтика | в Струк-тура-лизм | г Франк-фурт-ская школа | д Фрей-дизм | е Нео-фрей-дизм |
1. Направление, основу которого составляет использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Первоначально было связано с лингвистикой. | ||||||
2. Течение, требующее познания человека во всей полноте его бытия на основе соединения конкретно-научного и философского подходов (Шелер). Цель пока не достигнута. | ||||||
3. Направление в немецкой философии во главе с Хоркхаймером, пытающееся сочетать элементы критического подхода К.Маркса с гегельянскими и фрейдистскими идеями. | ||||||
4. Направление, которое сформировалось в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическим теориями (в том числе школой культур-антропологии) с акцентом на межличностных отношениях. | ||||||
5. Подход, исходящий их необходимости истолкования элементов всякой культуры, для чего необходимо, например, развивать особое "искусство понимания" (Дильтей), особенно через языковую реальность (Хайдеггер). | ||||||
6. Совокупность течений, стремящихся применить приёмы классического психоанализа ко всей совокупности культурно-исторических феноменов, начало чему положил сам их основатель. |
ТЕСТ № 47 (начало)
Укажите, кто является автором перечисленных ниже работ
Авторы Работы | а Ф.Бэкон | б Т.Гоббс | в И.Кант | г Лейбниц | д Ленин | е Сартр | ж Хайдег-гер | з Шопер-гауэр | и Шпенг-лер | к Энгельс |
1. "Бытие и время" | ||||||||||
2. "Бытие и ничто" | ||||||||||
3. "Диалектика природы" | ||||||||||
4. "Закат Европы" | ||||||||||
5. "Критика чистого разума" | ||||||||||
6. "Левиафан" | ||||||||||
7. "Материализм и эмпириокритицизм" | ||||||||||
8. "Мир как воля и представление" | ||||||||||
9. "Новые опыты о человеческом разуме" | ||||||||||
10. "Новый Органон" |
ТЕСТ № 47 (окончание)
Укажите, кто является автором перечисленных ниже работ
Авторы Работы | а Аристо-тель | б Бергсон | в Гегель | г Декарт | д Джеймс | д Локк | е Ницше | ж Платон | з Фома Ак-винский | и Шеллинг |
1. "Опыт о человеческом разуме" | ||||||||||
2. "Органон" | ||||||||||
3. "Пир" | ||||||||||
4. "Поту сторону добра и зла" | ||||||||||
5. "Прагматизм" | ||||||||||
6. "Рассуждение о методе" | ||||||||||
7. "Система трансцен-дентального идеализма" | ||||||||||
8. "Сумма теологии" | ||||||||||
9. "Творческая эволюция" | ||||||||||
10. "Феноменология духа" |
ТЕСТ № 48 (начало)
Определите, кому из мыслителей принадлежат слова (высказывания)
Мыслители Слова (высказывания) | а Беркли | б Гегель | в Гера-клит | г Декарт | д Ньютон | е Парме-нид | ж Сократ | з Тертул-лиан | и Эмпе-докл | к Энгельс | л Эпи-кур |
1. "Бытие есть в то время как ничего другого нет". | |||||||||||
2. "Быть значит быть в восприятии". | |||||||||||
3. "Верую, потому что нелепо". | |||||||||||
4. "В одну и ту же реку дважды не войдёшь". | |||||||||||
5. "Всё действительное разумно, а всё разумное действительно". | |||||||||||
6. "Гипотез не измышляю" | |||||||||||
7. "Движение есть способ существования материи". | |||||||||||
8. "Знаю, что ничего не знаю". | |||||||||||
9. Любовь "из многого делает одно", а вражда из "одного делает многое". | |||||||||||
10. "Мысль…наслаждений не чуждается". | |||||||||||
11. "Мыслю, следовательно существую". |
ТЕСТ № 48 (окончание)
Определите, кому из мыслителей принадлежат слова (высказывания)
Мыслители Слова (высказывания) | а Бэкон | б Витген-штейн | в Кант | г Лейб-ниц | д Ленин | е Локк | ж Маркс | з Прота-гор | И Сартр |
1. "Не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано". | |||||||||
2. "Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства". | |||||||||
3. "Никто не имеет права ограничивать другого". | |||||||||
4. "…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству…как к цели и никогда…только как к средству". | |||||||||
5. "Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". | |||||||||
6. "Человек — мера всех вещей". | |||||||||
7. "Человек обречён быть свободным". | |||||||||
8. "Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…" | |||||||||
9. "Этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров". |
ТЕСТ № 49 (начало)
Определите, кто впервые ввёл в обращение термин (понятие)
Мыслитель Понятие (термин) | а Андроник Родос-ский | б Р.Арон | в Г.Берг-ман и Т.Кун | г Виндель-банд | д Кант | е Маркс | ж Сократ | з Толанд | и Й.Фай | к Тейяр де Шарден и Э.Леруа |
1. "Аналитические и синте-тические суждения" | ||||||||||
2. "Диалектика" | ||||||||||
3. "Индустриальное общество" | ||||||||||
4. "Категорический императив" | ||||||||||
5. "Метафизика" | ||||||||||
6. "Немотетический и идео-графический методы" | ||||||||||
7. "Ноосфера" | ||||||||||
8. "Общественно-экономи-ческая формация" | ||||||||||
9. "Пантеизм" | ||||||||||
10. "Пантеист" | ||||||||||
11. "Парадигма" |
ТЕСТ № 49 (окончание)
Определите, кто впервые ввёл в обращение термин (понятие)
ыслитель Понятие(термин) | а Аристо-тель | б Баум-гартен | в В.Босман | г Вольтер, Гердер | д Х.Вольф | е О.Конт | ж Платон | з Потамон из Александрии | д З.Фрейд |
1. "Плюрализм" | |||||||||
2. "Просвещение" | |||||||||
3. "Социология" | |||||||||
4. "Сублимация" | |||||||||
5. "Фетиш" | |||||||||
6. "Философия" | |||||||||
7. "Эклектика" | |||||||||
8. "Эстетика" | |||||||||
9. "Этика" |