Vii. певцы-святые средневековой бенгалии
Бенгалия была страной духовного, умственного и художественного творчества со времени Будды. В средние века Бенгалия стала несравненным плавильным котлом как для тантризма — особенно в форме мистицизма сахаджии, так и для движения богопочитания (бха кти-марга). Одним из его великих сынов был Джаядэва, автор двенадцатого века упомянутой выше поэмы Гита-говинд а. Двумя столетиями позже она дала миру экстатического поэта Чондидаша, которого считают отцом бенгальской поэзии. Его любовные песни, рисующие образ Господа Кришны и его возлюбленной Радхи, распевают в бенгальских деревнях и поныне.
Чондидаш также памятен скандалом, который он устроил, когда, будучи брахманом по рождению, по уши влюбился в девушку низкого происхождения, прачку Рами. Именно это человеческое чувство питало духовную поэзию Чондидаша, делая его стихи шедеврами бхакти-йоги. Он воспевал беззаветную любовь Радхи к Кришне, который заставлял ее трепетать от страсти и из чьей божественной свирели лились столь завораживающие звуки, что она не в силах была заткнуть себе уши или оградить свое сердце от летящей к ней мелодии. Радха, естественно, — олицетворение собственной пылкой страсти поэта к Божественному.
В пятнадцатом веке Шри Чайтанья, которого причисляют к пяти великим вероучителям вишнуизма, проповедовал экстатическую любовь по всей Бенгалии. Его проповеднические усилия завели самого наставника даже на крайний юг Индийского полуострова. Несмотря на свою известность как ученого мужа веданты, сам Чайтанья оставил после себя всего лишь восемь религиозных стихов и наставление для своих последователей — сочинение, известное как Шикша-аш така. Учение Чайтаньи лежит в основе современного движения Сознание Кришны, которое было создано в Америке в 1965 г. семидесятилетним Шрилой Прабхупадой, известным также как А. Ч. Бхактиведанта Свами (1896–1977).
Шрила Прабхупада принадлежал к бенгальской линии преемственности Гаудия, которая возводит свое начало к Мадхве и даже к ранневедийским временам. После Мадхвы и Чайтаньи, который влил в нее кровь духовного познания, величайшим светочем этой родословной стал его главный ученик
Джива Госвамин. Он написал Шад-сандарбху , которая пытается толковать Бхагавата-пурану с эзотерической точки зрения, и Таттва-сандарбху, представляющую собой философское введение к предыдущему сочинению, а также еще двадцать три книги. Родословная Гаудии дала миру много других произведений, все они проповедуют идеал бхакти.
Много других религиозных поэтов последовало по стопам Чайта-ньи и его предшественников. Среди них мы встречаем баулов современной Бенгалии, которые считали себя безумцами (кшепа). Утверждают, что само название «баул» происходит от санскритского слова ва-тула, означающего «безумие». Безумие баулов экстатического свойства, и их единственное стремление состоит в том, чтобы внутренне наслаждаться лицезрением Божественного, а внешне выказывать свидетельство своей л1обовной преданности посредством песни и танца. Среди баулов есть и женщины, в частности, в двадцатом веке это «матери» Анандамаи Ма, Арчанапури Ма, Лакшми Ма и Йогешвари Ма. Современный западный наставник Ли Лозовик также строит свой образ жизни и учение по образцу необычайного поведения баулов с их любовным безумием [402].
В самой Индии есть еще мусульманские баулы, которые известны как аулы (от арабского слова аулийа, означающего «близость» к Богу). Граница между индуистскими и мусульманскими аулами (представляющими собой суфиев) весьма зыбка и даже вообще отрицается некоторыми из них — яркое свиде тельство исповедывасмой бхактами истины, что Господь один и существует для всех людей.