Критерий истины- практика
Объект
Субъект и объект могут совпадать.
Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.
Виды познания :
1. 1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания :
1. Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)
2. Восприятие- целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)
3. Представление- чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)
Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
1. 2. рациональное
Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
1. Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул- мебель; классификация)
2. Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое)
3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).
- индукция - от частного к общему
- дедукция - от общего к частному
-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум -рационалисты ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью
Цель познания - истина.
Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение
Истина- знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Признаки истины:
1. объективность- независимость от сознания человека
2. конкретность
3. это процесс
Виды истины:
1. Абсолютная- полное, исчерпывающее знание о предмете ( 2*2=4)
2. Относительная- изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:
1. материальное производство ( ВГО)
2. социально-преобразующая деятельность ( накопленный опыт)
3. научный эксперимент.
Функции практики:
1. практика- источник познания
2. практика – основа познания
3. практика – цель познания
4. практика – критерий истины.
Пути познания:
1. 1. Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай)
д) художественно-образный
1. 2. Научный
Паранаука- околонаучное знание
Особенности научного познания:
1. стремится к максимальной объективности
2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
3. Использует особый научный язык
4. использует особые методы
Уровни научного познания:
1.эмпирический- в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)
2.теоретический- в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)
Методы научного познания:
1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
3. воображение. Теоретические методы.
4. выдвижение гипотез
5. построение теоретических моделей
Направления в развитии научных знаний:
1. постепенное накопление- НТП
2. научная революция ( Энштейн)
Социальное познание
Социальное познание- познание общества.
Особенности социального познания:
1. субъект и объект познания совпадают
2. общество - сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
3. Ограничены возможности наблюдения и эксперимента
4. субъективность изучающего
5. многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.
Принципы социального познания:
1. конкретно-исторический подход- рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи ( ПП)
2. руководство научными методами.
3. Соблюдение дистанции к объекту - объективность
4. выбор значимого в явлении
Факт- событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных фактов:
1. Действия, поступки людей или социальных групп ( поход Олега)
2. продукты человеческой деятельности
- материальные ( пирамиды)
- духовные
1. словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Иду на Вы)
Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.
Интерпритация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.
Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)------ причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка.
Оценка- одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.
Оценка факта зависит:
- от свойств самого изучаемого объекта
- от соотнесения с другим аналогичным или идеалом
- от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.
Самопознание
Самопознание- процесс познания человеком самого себя.
Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Этапы самосознания:
1. чувственное восприятие мира
2. способность самостоятельно действовать с предметами
3. формирование самооценки
Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе.
Самооценка зависит:
1. от самого человека
- соотношение себя с идеалом; успех: притязания
-отношение к своим успехам и неудачам
1. от оценки других людей.
Виды самооценки:
1. адекватная
2. завышенная
3. заниженная
Я - концепция- итог размышлений человека о самом себе.
Состоит из Я - образов.
Я - образ- представление человека о самом себе
- Я - открытое ( я знаю, все знают)
- Я - закрытое ( я знаю, другие не знают)
- Я - слепое ( другие знают, я не знаю)
- Я - непознанное ( никто не знает)
Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Философские воззрения на мир
Способы познания мира:
1. мифологический
Миф ( греч)- сказание, предание
-о богах
-о героях
- о конце света. Эсхатология- учение о конце света.
-о происхождении человека и мира
Особенности мифологического сознания:
- воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов
- в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)
-восприятие времени через периоды жизни человека
-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил
2. религиозный
3. философский
4. научный
Философия ( греч) — любовь к мудрости
Философия- наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.
Основной вопрос философии:
1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.
Материалисты- первично бытие
Материя- объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Формы материи:
-вещественная
-полевая( электричество)
Идеалисты - первично сознание
а) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)
б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)
1. познаваем ли мир
Когнитивные оптимисты - да
Агностики-нет ( Кант)
Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Античные философы.
Платон.
Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.
Тимократия- форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.
Идеал - аристократическое государство.
Идеальное государство справедливого неравенства:
- философы ( мудрые)
- воины ( храбрые)
- крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)
Аристотель.
« Платон мне друг, но истина дороже»
Ввёл понятия демократия и гражданин.
Называл правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию
Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).
Меринтократия- власть, основанная на заслугах.
Идеальное государство справедливого неравенства:
- богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)
- средние слои
- бедные-граждане второй категории
Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.
Сократ.
« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».
Цицерон.
Ввел понятие индивид. Сторонник республики.
Эпикур.
Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.
Средневековые философы.