Категории единичного, особенного и всеобщего.

Категории единичного, особенного и всеобщего, как и все остальные, появились в результате практического освоения внешнего мира и познания его. В своей жизнедеятельности люди взаимодействуют с конкретными единичными вещами и явлениями. Каждый предмет воспринимается сначала как единственный в своем роде, обладающий специфическими свойствами и признаками. Люди замечают не только признаки, отличающие один предмет от другого, но и сходные общие для предметов и явлений. Единичное – это отдельный предмет, явление, событие, факт, рассматриваемые как сами по себе, так и в своих отношениях со всеми другими предметами, явлениями. Общее – это то, что свойственно многим единичным предметам, целому классу явлений, это выражение тождества между ними.

Единичное не существует само по себе, изолированно от других явлений и предметов, оно связано с ним общими признаками и поэтому есть проявление общего. Вопросу о происхождении общих понятий в истории философии уделялось много внимания. В период средневековья философы разделялись на реалистов и номиналистов. Реалисты утверждали, что общее существует самостоятельно и появилось раньше единичных предметов, что оно вечно и неизменно. Единичное, согласно реалистам, или вовсе не существует, если оно всё же существует, то порождается общим. Поясним это на примере. С точки зрения реалистов сначала существует, скажем понятие «плод», потом это понятие порождает конкретные единичные плоды (яблоко, грушу и т.д.). К реалистам относятся все объективные идеалисты (Платон, Гегель и другие). Общие понятия бывают разного рода: менее общие и более общие. Они сопоставимы, как сопоставимы признаки и свойства реальных предметов. Хотя указанные понятия являются противоположностями, они находятся в диалектическом единстве.

Начать с самого простого, обычного, массовидного и т.д., с предложения ЛЮБОГО: листья дерева зелёные; Иван есть человек; Жучка есть собака и т.п. Уже здесь … есть диалектика: отдельное есть общее… значит, противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны: отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведёт к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое сдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона, или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.п. и т.д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, процессами, явлениями) и т.д. Диалектика единичного и общего проявляется и через особенное. Особенное является как бы средним звеном между единичным и общим.

Диалектическая взаимосвязь единичного и общего проявляется в том, что каждое отдельное, единичное есть сторона, момент, проявление общего. Оно не может существовать иначе, как в той связи, которая приводит его к общему. В то же время общее не может существовать иначе, как только в отдельном и через отдельное. После этого преподаватель должен перейти к рассмотрению вопроса о значении категории единичного и общего для познания и практической деятельности.

Человеческое познание начинается с изучения какого-либо единичного предмета или явления. Познакомившись с его свойствами, человек сравнивает его с другими явлениями или предметами, отыскивая в них общее. При таком исследовании широко пользуются методом анализа, обобщения. В результате этого формируются общие понятия, которые объединяют множество предметов по их одинаковым свойствам. Очень хорошо можно проследить диалектику единичного, особенного и всеобщего на примере мелиораций водных объектов: « В процессе истории освоения этих ресурсов изначально реки преимущественно использовались для питьевых и бытовых целей, судоходства и как природные элементы обороны поселений («единичное»; автор). В последующем расширенное использование долин рек для расселения и хозяйственного освоения природных ресурсов (преимущественно лесных, земельных) привело к изменению внутригодового стока (уменьшение его в меженный период), активизации эрозионных процессов, увеличению мутности и стока растворённых веществ при росте бактериального загрязнения («особенное»)».

В последующем пресс антропогенных нагрузок на бассейны реквозрастал. Росли объёмы грузоперевозок, на реках строились плотины, водяные мельницы, мосты, шлюзы и другие сооружения, увеличивалась плотность населения, застроенность и распаханность долин, вырос сброс сточных вод («всеобщее»). Приведём другие примеры. Например, ещё в глубокой древности знали, что огонь излучает тепло. Потом установили, что тепло излучают любые нагретые тела. Ещё позже, с развитием научных знаний, было установлено положение, имеющее ещё более общий характер: любое тело излучает определённое количество тепла. Так было установлено всеобщее свойство тел – их способность излучать тепло. Процесс познания в этом случае шёл от единичного к общему. Но познание идёт не только от единичного к общему, но и от общего к единичному. В этом случае человек проникает в сущность, во внутреннюю природу объекта. Например, Д.И. Менделеев, сравнивая химические элементы, нашёл сначала их общее свойство – атомныйвес и расположил их в порядке возрастания их атомного веса. Затем он установил зависимость от него всех других свойств химических элементов. Таким образом, процесс исследования шёл от общего к единичному. « Знание общего противоречиво: оно мертво, оно не чисто, неполно…, но оно только и есть ступень к познанию конкретного ». Познание, таким образом, движется от единичного к общему, от менее общего к более общему, к всеобщему. На этой ступени формируются общие понятия. На следующей ступени это общее применяется к исследованию отдельного, что позволяет проникнуть в глубь явлений, вскрыть их конкретную природу. Очень велико значение категорий единичного и общего в практической деятельности. От правильного соотношения общего и единичного зависят не только теоретические вопросы, но и сама практика.

Наши рекомендации