УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
Проблема интерпретации сущности человека. Диалектика объективного и субъективного, биологического и социального в человеке. Социализация личности.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:
антропогенез – теория происхождения и развития человека, основу которой составляет интерпретация генезиса сознания человека;
антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во
всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа, считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира;
индивид –это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением;
индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, характеризующее неповторимость личности и психики индивида;
интериоризация – переход внешних по форме процессов, воздействующих на индивида, во внутренние процессы сознания;
личность –это всегда общественно развитый индивид, субъект и объект общественных отношений;
направленность личности - устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д;
родовая сущность человека –включенность человека в различные формы социальной деятельности (общественно-историческую практику), содержанием которой является познание мира и егопреобразование;
самосознание - система представлений индивида о самом себе, конструируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний;
свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости;
смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни;
социализация –процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности;
способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;
темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний;
характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении;
человек –понятие, обозначающее биологический вид Homo sapiens; существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности;
экстериоризация – процесс объективации внутреннего мира человека в его практической деятельности и в общении с людьми;
Я-концепция -целостный, хотя и не лишенный противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:
1. Человек как предмет философского анализа.
1.1. Обратите внимание на проблему определения сущности человека в истории философии.
Вся история философии глубоко антропоцентрична, поскольку она, по сути, есть непрекращающаяся попытка определения сущности человека, его места в мире, отношения к миру, к самому себе и к другим людям. Проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему. Человек всегда был и остается загадкой для самого себя. Каждая эпоха открывает новые противоречия бытия человека, соответственно, каждое поколение, сталкиваясь с ними, стремится найти свое собственное решение, пытаясь их преодолеть. Потому Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным.
Можно по эпохам проследить эволюцию взглядов на сущность человека. Так, в античности человек мыслился как часть космоса, как малый мир, микрокосм, состоящий из тех же элементов что и все мироздание. Имеет место стремление к познанию, как макрокосмоса, так и микрокосмоса с целью сохранения гармонии между ними. Согласно средневековой традиции, человек, с одной стороны, есть высшее творение, образ и подобие Бога, наделенный искрой божественного разума. С другой стороны, человек есть вследствие грехопадения внутренне раздвоенное (между душой и телом) существо. Антропоцентризм Возрождения ставит человека на один пьедестал с Богом, утверждает веру в его безграничные творческие возможности. В Новое время сущность человека усматривается в его разуме, мышлении. «Я мыслю, следовательно, я существую» - вот девиз эпохи. В неклассической традиции сущность человека определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом. Сущность человека также усматривается в иррациональном переживании, страдании и отчаянии. В неклассической традиции можно встретить и антигуманистические концепции, утверждающие за человеком в качестве определяющего его сущность инстинкт агрессивности. В 20-ом веке также развивается самостоятельная школа, обозначенная как философская антропология. Главной своей задачей философская антропология считает восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.
В рамках философской антропологии можно выделить несколько разноплановых концепций, различным образом трактующих человека.Например, в биологической концепции человек представлен как существо недостаточное, поскольку у него не хватает инстинктов, он не закреплен в биологической организации, а, значит, лишен возможности вести исключительно естественное существование. Природа как бы предопределила его открытость миру и творческую способность к созиданию культуры. Педагогическая концепцияделает акцент на понятии меры жизни как критерии человеческого существования, а также определяет ряд угрожающих человеческому существованию факторов. Среди них безудержное стремление к успеху, растворение отдельного в массовом, деградация человека и превращение его в пустой объект. Воспитание же способности личности к самостоятельному суждению полагается в качестве спасательного средства.
1.2. Сравните два варианта классификации направленности идей о сущности человека.
А)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ | НАЗВАНИЕ | СУЩНОСТЬ |
Натуралистический | Человек как элемент природы, ничем не отличающийся от других элементов природы. | |
Объективно- идеалистический | Человек как форма проявления идеальной первоосновы, например, Абсолютной Идеи, или как персонификация божества. | |
Субъективно- идеалистический | Делает акцент на бытии эмпирически данного индивида, человека, изолированного от связей с внешним миром. | |
Диалектико-материалистический | Человек как базисный элемент многоуровнего общества, как существо социальное, историческое, предметно-деятельное. |
В)
КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ ЧЕЛОВЕКА ПО МАКСУ ШЕЛЛЕРУ | Первая идея человека | Идея религиозной веры как сущности человека, божественного происхождения человека, его грехопадения, будущего спасения. |
Вторая идея человека | Идея homo sapiens, человека как носителя разума. Логос, сознание, дух возвышают человека над всем сущим. Человек несет в себе божественное начало, которого нет в природе. Это начало родственно Божественному Логосу. При этом учение может быть теистическим и пантеистическим. | |
Третья идея человека | Человек как homo faber, человек работающий. Способность к мышлению не специфична. Между человеком и животными только количественные различия. Дух – это пассивное следствие, сопровождающее желания, потребности влечения человека. Истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие – это всего лишь знаки пользы или вреда вещи. Три системы влечений определяют различную сущность человека: продолжение рода, влечение к власти, влечение питаться. | |
Четвертая идея человека | Идея о прогрессирующем homo sapiensе, homo faber, о падшем, но чающем обрести спасение. Неизбежность деградации человека от естественной жизни как сущность человека. | |
Пятая идея человека | Человек как свободное нравственное существо – личность, как существо, не запланированное заранее, без помощи Бога. Молчание Бога – предпосылка свободы человека. |
1.3. Акцентируйте внимание на основных положениях диалектико-материалистической концепции человека.
Человек – это продукт и субъект исторического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Генезис человека (антропогенез) напрямую связан с генезисом сознания человека (см. УЭ-2, пункт 2). Он есть единство природы и истории, продукт социальной среды, продукт определенной совокупности общественных отношений и одновременно их творец.
Труд есть естественное условие человеческой жизни. Он может осуществляться только в определенных общественных отношениях. Родовой сущностью человека является его включенность в различные формы социальной деятельности (общественно-историческую практику), содержанием которой является познание мира и егопреобразование. В процессе преобразования природы преобразуются общественные связи и отношения, соответственно, преобразуются условия существования человека, преобразуется и сам человек. Сущность человека в процессе общественно-исторической практики наполняется конкретно-историческим содержанием. В конечном итоге, человек воплощает в себе в сокращенном и обобщенном виде бесконечное разнообразие материального мира.
2. Обратите внимания на сущность философской проблемы соотношения биологического и социального в человеке.
2.1. Определите основные направления в решении проблемы соотношения биологического и социального в человеке.
Все философские попытки решения проблемы биологического и социального в человеке можно разбить на три направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное. В рамках биологизаторского направления имеет место абсолютизация биологической стороны в природе человека, что выражается в объяснении практически всех проявлений человеческой активности сквозь призму исключительно биологии человека. Здесь прямо или косвенно проводится идея, что между человеком и животными только количественные различия, что у человека не может быть целей, возникших вне его биологической природы. Человеческое сознание является устройством для выживания и воспроизводства, а разум есть всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства. Социологизаторское направление, напротив, настаивает не только на первостепенной важности социальной стороны в человеке, но и на ее уникальности в живой природе. Соответственно, за человеком отрицается проявление каких бы то ни было инстинктов, генетической детерминации, поскольку за всеми проявлениями жизнедеятельности человека утверждается исключительно социальный характер. Другими словами, поведение человека целиком и полностью определяется внешней средой. И, наконец, биосоциальное направление, получившее широкое распространение в современной научной литературе, фиксирует наличие телесного и духовного существования человека и принадлежность его одновременно к двум мирам — природно-биологическому и социальному, а также тот факт, что человек обладает двойной качественной определенностью, и его жизнь определяется двойной детерминацией (биологической и социальной). Этому направлению удалось избежать как панбиологизма, так и пансоциологизма в трактовке природы человека, поскольку оно последовательно развивает идею диалектического единства биологического и социального человеке.
2.2. Определите, в чем заключается диалектическая взаимосвязь биологического и социального в человеке.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ | СОЦИАЛЬНОЕ | ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО |
Биологическое (телесность) в человеке первична. Человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов природы. | Человек обретает свою человеческую сущность по законам общественного развития, только в пределах общества. Вне социальных условий ни одна природа не делает человека человеком. | Существуют биологические основы социальности человека, например, большой период детства, позволяющий человеку научиться стать человеком. Человек изначально склонен к подражанию, любопытству, проявлению эмоций. |
Морфофизиологические признаки организма человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством генетического механизма. | С развитием социальности (науки, медицины, образования) появляется возможность улучшения биологической природы человека, например, возможность корректировки внешности, пола. Целенаправленное выявление природных задатков, их развитие до уровня способностей возможно только в обществе. | Природа делает вызов, человек как существо социальное отвечает на этот вызов. Ущербность биологии человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности. Чем выше уровень социальности, тем выше биологический уровень. |
Идет естественный отбор (эпидемии, генетические заболевания, стихийные бедствия и т.п.) | Культ здорового образа жизни, вмешательство в наследственный аппарат на генетическом уровне, вакцинация населения способствуют увеличению продолжительности жизни, позволяют нейтрализовать естественный отбор. Развитые технологии делают возможным предвидение тех или иных стихийных бедствий и т.п., что способствует значительному снижению жертв среди людей. |
3. Определите понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Выявите между ними различия.
3.1. Понятие индивида и индивидуальности.
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Индивид – это, во-первых,человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Во-вторых, индивид - это отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением.
Индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир, посредством этого преобразует и себя, становясь личностью.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, характеризующее неповторимость личности и психики индивида. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, потребностей, способностей и т.п. индивида. Индивидуальность проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности, в том, как человек обогащает общество в целом, или тот коллектив, в котором он живет и действует. Другими словами, индивидуальность – это личность в ее своеобразии.
3.2.1. Понятие личности.
Личность – это всегда общественно развитый индивид, субъект и объект общественных отношений.Этоинтегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.
Личность - это человек, осуществивший выбор в пользу образа человеческого, это степень воплощенности сущности человека.
Личность - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Это проявление внутреннего во внешнем.
Личность определяется степенью осознанности своего отношения к действительности, а также активностью, т.е. стремлением индивида выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации.
Личность – это субъект «поступания».
3.2.2. Обратите внимание на структуру личности.
Существует несколько вариантов структурирования личности. Например, Зигмунд Фрейд в структуре личности (психики) различал три элемента:
Я – сознание, направленное на внешний мир.
Сверх-Я - психическая инстанция, возникающая в результате разрушения или вытеснения Эдипова комплекса (бессознательного сексуального влечения к родителю противоположного пола и стремления физически устранить родителя одного с ним пола); бессознательное чувство вины; совесть.
Оно - средоточие бессознательных инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных.
Социология в структуре личности выделяет два компонента: совокупность отношений с внешним миром (статусный и ролевой наборы) и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с социальной реальностью.
Психология в качестве структурных элементов личности рассматривает следующие:
- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);
- характер(совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);
- способности(индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);
- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);
- самосознание(система представлений индивида о самом себе, конструируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).
Самосознание нередко определяют как Я-концепция и полагают в качестве ядра личности. Я-концепция – целостный, хотя и не лишенный противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты:
- когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.);
- эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.п.);
- оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п.).
Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы это было возможным, каким намерен стать и т.д. Самосознание или Я-концепция формируется в условиях обмена деятельностью между людьми, в ходе которого человек «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.
3.2.3. Определите сущность и основные направления процесса социализации личности.