Моральное измерение личности
Особенности национальной деловой культуры
Существуют три уровня культуры в бизнесе: национальная культура; организационная культура; управленческая культура (стиль руководителя).
В России существует 2 основные проблемы: проблема власти (поскольку руководитель в системе без власти – не руководитель), проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых организаций власть построена во-первых, сверху вниз, во-вторых, кластерами (замкнутыми группами). Кластерная форма характерна для западных бизнес-структур, но там такая группа – сплоченная команда. В отличие от Запада в России работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и функции каждого работника. На Западе работа в группе структурирована, задания и оценки каждого работника формализованы.
Принято выделять 4 основных вида мотиваций, которые соответствуют той или иной группе стран или культур: достижение цели, где деньги играют большую роль; защитная мотивация, то есть стремление к тому, чтобы никто не вмешивался в дела, желание создать свой мир; группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный подход; в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая повысить качество жизни, согласны идти на риск.
По результатам исследований “новые русские” по своей мотивации примыкают ко второй группе, которая больше всего ценит стабильность, но в основном россияне предпочитают мотивацию на достижение и отказались от мысли ничего не менять.
Предмет этики
Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.
В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.
Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.
Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.
Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.
Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали.
Этика относится к древнейшим наукам, возникла на рубеже веков 4-3 века до н.э. Родоначальник Аристотель. ЭТИКА – наука о поведении людей нравов и обычаев в поведении.
Явление которое изучает этика( позднее с 1 века до н.э) получила название мораль. В большинстве языков мира понятие этика и мораль вошли в первоначальном варианте. Этика –наука о морали. Слово нравственность появилось в 1798 году.
Историческое изменение предмета этики. Развитие структуры науки этики:
1. Предмет этика
2. Этика как наука стала накапливать фактический материал и теоретически осмысливать возникновение, развитие этических систем
3. Осмысление пройденного наукой пути
4. Моральная прогностика
Этимология понятий "этика","мораль", "нравственность".
1. Этимология понятий, этика, мораль, нравственность
Отцом античной этики является Сократ, который считал мораль – основой достойной жизни и культуры.
Попытку систематизировать этические идеи осуществил Платон.
Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые было осуществлено Аристотелем.
Слово «этос», от которого происходит слово «этика» означало первично – место проживания, дом, жилище, гнездо. В последующем стало обозначать обычай, нрав, характер.
Отталкиваясь от слова «этос» Аристотель образовал прилагательное «этический», для того чтобы обозначить человеческие качества названные им «этическими добродетелями». К ним он относил свойства характера, смелость, решительность, темперамент.
Область знания, изучающая этическую добродетель, Аристотель назвал «ЭТИКОЙ».
Марк Туллий Цецерон сконструировал термин «мораль», который означал также характер, темперамент, обычай. Область знания, изучающую мораль, он назвал «моральной философией».
Слово «нравственность» славянского происхождения.
Этичность, нравственность и моральность в своем значении тождественны.
В понимании Аристотеля, этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой научить человека как стать добродетельным.
Этика – это совокупность норм и принципов поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде.
Моральное измерение личности
Мораль (от греч.) - мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Мораль связана с характером, темпераментом. Если в человеке выделить тело, душу и разум, то она является качественной характеристикой его души.
Когда про человека говорят, что он душевный, то имеют в виду, что он добрый, отзывчивый. Когда называют бездушным, то подразумевают, что он является жестоким и злым. Взгляд на мораль как качественную определённость души обосновал Аристотель.
При этом под душой понимал такое активное, деятельно-волевое начало в человеке, который содержит разумную и неразумную части и представляет собой их взаимодействие, взаимопроникновение, синтез. Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Мораль во все времена у всех народов ассоциировалась со сдержанностью в отношении эффектов, себялюбивых страстей. Среди моральных качеств одно из 1ых мест занимали качества, как умеренность и мужество-свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху. Господство человека над самим собой - господство разума над страстями.