Важнейшие категории философии.
Всё, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Все категории суть понятия, но не все понятия – категории. Даже самая простая мысль, например: «Три жёлтых листа упали на Землю», заключает в себе такие понятия, как «предмет» (листья, Земля), «качество» (жёлтый), «количество» (три), «движение» (падать). Без понятий, категорий невозможны мышление, познание свойств предметов, их связей с другими предметами, их развитие. Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы смотреть на вещи без всякого смысла. Итак, о мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т. е. предельно общими понятиями.
Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и др. Однако, люди пользуются ещё и категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Примером таких общих связей являются причинные связи.
Вообще, связь – это устойчивое отношение между элементами системы, между процессами или событиями. Учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира называется детерминизмом. Философский принцип детерминизма можно выразить следующим образом: всякое явление обусловлено другими явлениями.
Важнейшими категориями, связанными с принципом детерминизма, являются категории «причина» и «следствие», «необходимость и «случайность» и др.
Явление, непосредственно предшествующее другому явлению и обусловливающее его возникновение, называют причиной. Возникшее в этом случае явление, которое следует за исходным, называют следствием.
Отличительными признакам причинно-следственной связи, по которым ее можно выделить из других обусловливающих связей, являются необходимость, однозначность и определенность, последовательность во времени, а также свойство порождать другие явления.
Необходимость связи причины и следствия проявляется в том, что возникновение в тех или иных условиях причинного явления независимо от своего пространственно-временного положения в обязательном порядке вызывает некоторое следствие (если по проводнику пропустить электрический ток, то проводник нагреется).
Однозначность и определенность причинной связи означает, что определенная причина, возникающая в разных местах и в разное время, порождает и вполне определенное следствие (если в обращении растет денежная масса, то растет и инфляция; если Луна в своем движении оказывается между Солнцем и Землей, то возникает явление, называемое Солнечным затмением).
Последовательность во времени (смежность) причины и следствия проявляется в том, что первая всегда предшествует второму. Было бы неправильным, например, утверждать, что причиной изменения скорости автомобиля является изменение положения стрелки на его спидометре, или что причиной восхода Солнца является крик петуха.
Свойство причины порождать другое явление говорит о том, что предшествование во времени недостаточно для утверждения о наличии причинной связи между явлениями, что причинность это не только временная, но в определенном смысле их генетическая связь (высокоорганизованная материя — человеческий мозг — является порождающей причиной сознания).
Причинная связь является всеобщей и фундаментальной, ибо в мире не существует беспричинных явлений, каждое явление или событие имеет причину своего возникновения и существования: из ничего не может возникнуть нечто.
Причинно-следственные связи имеют различный характер. Они могут быть однолинейными (в этом случае одно и то же явление, выступая причиной другого явления, само есть следствие некоторого третьего явления) или разветвляющимися, веерными (при этом одно явление может быть причиной нескольких различных следствий или, наоборот, одно и то же явление может быть следствием различных причин). Эти связи могут представлять собой целую систему, которую называют сетью причинности (в этом случае каждое явление выступает причиной и следствием по отношению к другим явлениям).
Необходимость – это такая философская категория, которая - обозначает связь, посредством которой реализуется единственная реально существующая возможность.
Случайность — это философская категория, обозначающая такую связь, при которой реализуется лишь одна из нескольких реально существующих возможностей.
Для необходимых связей характерна тесная связь с сущностью материальных объектов. Она выражает устойчивость, неизменность некоторой системы, «жесткую», строгую однозначность ее связей и поведения. Биологический организм, например, с необходимостью проходит все стадии своего развития, если никакая внешняя причина не прервет этого процесса. Точно так же и общество с неизбежностью поднимается с одной ступени развития на другую.
Для случайности, как характеристики некоторой связи между объектами, присущи неоднозначность, наличие не одной, а нескольких возможных причин, из которых реализуется всегда лишь одна. Случайность выражает внешние, неустойчивые связи. Причины, ее вызывающие, нерегулярны: В одних и тех же условиях в разное время они могут привести к различным следствиям.
Случайным оказывается выпадение того или иного числа очков при бросании игральной кости, рождение ребенка определенного пола, дорожно-транспортное происшествие, «набег» цунами на приморский город и т.п.
С категориями «необходимость» и «случайность» непосредственным образом связано понимание динамических и статистических законов. Термином «закон» обозначают необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определённый порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.
Статистические (вероятностные) законы — это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов.
Они позволяют с высокой точностью делать прогностические выводы о поведении больших совокупностей объектов, но не достигают такой точности при прогнозе поведения отдельных ее элементов.
Статистические законы широко используются в изучении поведения квантово-механических объектов, биологических популяций, различных социальных групп и социальных явлений. К ним относят, например, законы демографии, законы экономической статистики и др.
Динамические законы характеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.
К динамическим законам относятся законы, выражающие причинно-следственные связи, функциональные отношения и т.п. Таковы, например, законы классической механики и открытый в химии закон сохранения вещества. Динамические законы проявляют себя во всех областях действительности, на всех уровнях организации материи. Противопоставление динамических и статистических законов друг другу неправомерно.
Кроме вышеперечисленных причинно-следственной, закономерной, необходимой и случайной, выделяют и другие формы связи: пространственные, временные, генетические (от слова «генезис»), существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные и др.
Другие философские категории – единичное и общее – выражают взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим свойствам от иных, в т. ч. ему подобных предметов, явлений, процессов. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (А. С. Пушкин, Москва, Солнце, Земля и т. д.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.
Конечно, с одной стороны, нет двух одинаковых вещей, но с другой стороны, нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Например, звёзды обладают общими чертами, отличающими их от всего другого. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина» и т. д. общее не существует до и вне единичного, точно также как единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Особенное есть всегда качественно определённое, конкретное бытие соответствующего класса объектов. Например, все студенты лечебного факультета изучают философию, но первая группа приходит на семинар в понедельник, а пятая – в пятницу.
Мы уже знакомы с понятиями «система», «элемент». Существуют также категории целое и часть. Они выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей. Какую бы сколь угодно малую частицу сущего мы не взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого (например, молекулы). Молекула может быть частью организма животного, а животное, в свою очередь частью биосферы и т. д.
Следующие философские категории – форма, содержание, структура. Содержание – это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т. е. структура. Структура – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, способ расположения элементов объекта в пространстве, строение определённого процесса во времени, это определённая последовательность и ритм изменения процесса. Структура представляет собой единство содержания и формы. Форма – это способ выражения и существования содержания. Важность этих трёх категорий легко доказать, сравнив графит с алмазом. Форма и содержание друг без друга не существуют.
Ещё одна пара категорий – сущность и явление. Сущность – это внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма её проявления. В медицине принято пользоваться терминами «симптом» (для обозначения явлений) и «патологический процесс» (для обозначения сущности).
И, наконец, возможность, действительность и вероятность. Действительность – это конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях. Действительность – это творческий итог действия всех реальных сил мира; это то, что уже возникло, осуществилось, что живёт и действует. Возможность – это предпосылки возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность всегда предшествует действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Говорят, что каждый солдат может стать генералом, но какова вероятность такого развития событий? Скорее всего, здесь мы будем иметь дело со случайностью. Вероятность – это свойство множества событий. Например, если подбросить монету 24 тысячи раз, то в 50% случаев выпадет «орёл», а оставшаяся половина «достанется» «решке».