Глава XVI. О четырех остальных условиях
Четыре последних условия изучения наук последовательно
относятся одни — к добронравию, другие — к усердию.
Глава XIX. Об умеренности
Учащимся также советуется быть умеренными, то есть не стре-
миться к излишнему, и это качество сопряжено с добронравием.
Как говорится, слишком упитанное чрево притупляет чувства.
Но что по этому поводу могли бы сказать учащиеся нашего вре-
мени, если они не только не соблюдают меры в своих учениях,
но и трудятся даже сверх излишнего. Похваляться, однако, нужно
не тем, что выучил, а тем, что постиг. Они же стремятся подражать
своим учителям, о которых не знаю, что похвального можно сказать.
Глава XVII. О спокойствии
Спокойствие жизни бывает внутреннее, когда душа не смуща-
ется недозволенными желаниями, и внешнее, когда досуг и доста-
ток позволяют предаться честным и полезным занятиям; и то,
и другое относится к добронравию.
Глава XVIII. Об изысканиях
Изыскания суть размышление, и они относятся к усердию. Мо-
жет показаться, что изыскания составляют часть усердия в учении,
и тогда излишне было бы повторять то, о чем говорилось выше. Од-
нако следует видеть различие между одним и другим: усердие в уче-
нии означает настойчивость в трудах, а изыскания — это старание
в размышлении. Дело свершается трудом и любовью, совет порожда-
ется заботой и бдительностью. В труде проявляется то, как ты дейст-
вуешь, в любви — как совершенствуешь дело, в заботе — как предви-
дишь, а в бдительности — насколько остерегаешься. Это четверо
слуг, несущих паланкин Филологии, ибо они ум развивают и при-
уготовляют его к постижению мудрости. Ведь кресло Филологии
есть седалище мудрости, которая продвигается благодаря упомяну-
тым выше [слугам], ибо она обретается в их проявлении. Поэтому
и говорят, что прекрасно, когда сильные юноши держат паланкин на
уровне лица. И они — это любовь и труд, которые внешне дело свер-
шают, затем — забота и бдительность, которые внутри, незаметно со-
вет порождают.
Некоторые считают, что кресло Филологии подобно человече-
скому телу, где восседает разумная душа, а несут ее четверо слуг,
каковыми являются четыре элемента: два высших — огонь и воз-
дух, и два низших — земля и вода.
Глава XX. Об изгнании
И, наконец, последний вопрос, который и сам по себе не должен
давать человеку покоя. Этот мир для философствующих является
местом изгнания. Некто сказал: «Не знаю, какими чарами притяги-
вает всех родная земля, не позволяя им забыть о своих». Однако
главным основанием добродетели является стремление ищущего
духа сначала постепенно отдалиться от видимых и преходящих ве-
щей этого мира, а затем полностью презреть их. Отчизна сладостна
слабому человеку, сильному — всякая земля отчизна, а для совер-
шенного — весь этот мир является местом изгнания. Одного любовь
привязывает к определенному месту, другого бросает по свету, тре-
тий же гасит в себе эту любовь. Я с детства жил в изгнании и знаю,
сколь тяжко бывает покидать свою даже убогую хижину и с какой
свободой впоследствии душа оглядывается на покинутых мрамор-
ных ларов' и свой прекрасный дом.
' Лары — римские домашние божества, охранители семьи и очага.
О созерцании и его видах'