Тема 1. Философская мысль гуманизма
Факультет философии
Программа дисциплины
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
(ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО КАНТА)
для направления 031400.62 «Культурология»
Подготовки бакалавра
Автор: к. филос. наук, доцент кафедры наук о культуре факультета философии ГУ-ВШЭ
Т. А. Дмитриев ([email protected])
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
_____________________________ ________________________________
Председатель Зав. кафедрой
_____________________________ ________________________________
«_____» __________________ 2010 г. «____»__________________ 2010 г.
Утверждена УС факультета
_________________________________
Ученый секретарь
_________________________________
«27» апреля 2010 г.
Москва
ИСТОРИЯ
ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
(ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДО КАНТА)
Программа курса
Пояснительная записка
Программа курса «История философии (от Возрождения до Канта)» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра подготовлена к. филос. наук, доцентом кафедры наук о культуре факультета философии ГУ—ВШЭ Т. А. Дмитриевым.
Цель и задачи курса — ознакомление студентов с ключевыми моментами в развитии европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени и их культурным и идейным подтекстом, изучение главных направлений и учений западноевропейской философии этого периода, рассмотрение основных проблемных полей и методологических подходов, характерных для философских учений Возрождения и Нового времени. Основное внимание в рамках курса уделяется, с одной стороны, метафизической и теоретико-познавательной, а с другой — этической и политической проблематике.
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» — Курс рассчитан на базовую историко-философскую подготовку студентов-культурологов, а также призван исполнять важную пропедевтическую и общекультурную роль, ориентированную на подготовку слушателей к изучению дисциплин, относящихся к области культурологии и современного социально-научного знания.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины — в результате изучения дисциплины студенты должны знать основные эпохи, направления и концепции в истории европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени; уметь свободно ориентироваться в основной проблематике и методологии великих философов XVII—XVIII вв., обладать навыками и компетенциями историко-философского и историко-культурного анализа философских текстов.
Организационно-методические указания — в рамках курса используются традиционные образовательные формы лекции и семинара. При этом основное внимание в рамках семинарских занятий уделяется анализу классических текстов великих западных философов эпохи Возрождения и Нового времени, а также базисной проблематики и основных направлений новой философии.
Продолжительность и структура курса — курс рассчитан на 72 аудиторных часа, из них 48 часов лекций (24 лекции) и 24 часа семинаров (24 семинара).
Тематический план учебной дисциплины
№ | Темы лекций и практических занятий | Всего часов | Аудит. часы лекций | Аудит. часы сем. | Самост. работа |
Основные итоги поздней схоластики. Философская мысль гуманизма и эпохи Возрождения. | |||||
Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: К. Салютати и его школа. | |||||
Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти. | |||||
Неоэпикуреизм Л. Валла. | |||||
Неоплатонизм эпохи Возрождения. | |||||
Аристотелизм эпохи Возрождения. | |||||
Политическая мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли и Т. Мор. | |||||
Скептическая философия эпохи Возрождения. | |||||
Политическая теология протестантской Реформации: М. Лютер и Ж. Кальвин. | |||||
Европейская философия Нового времени: основные направления и тенденции развития. | |||||
Философия Фрэнсиса Бэкона. | |||||
Философия Рене Декарта. | |||||
Окказионализм в философии Нового времени. Философия Н. Мальбранша. | |||||
Философия Томаса Гоббса. | |||||
Философия Бенедикта Спинозы. | |||||
Философия Джона Локка. | |||||
Философия Г. В. фон Лейбница. | |||||
Философия Джорджа Беркли. | |||||
Философия Дэвида Юма. | |||||
Философия Шотландской школы. | |||||
Основные характеристики философии Просвещения. | |||||
Философия И. Канта. | |||||
Итого |
В качестве базового учебника по курсу используется работа: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: От Леонардо до Канта. СПб.: Петрополис, 1996. Полочный индекс базового учебника в библиотеке ГУ-ВШЭ: 1 Р311. Кол-во: 6 экз. Главы и разделы базисного учебника указываются в тематическом списке литературы отдельно для тем лекций и семинарских занятий.
Контроль знаний студентов складывается из форм текущего, промежуточного итогового контроля. Текущий контроль ориентирован прежде всего на вопросы и задания в ходе семинарских занятий, а также на конспектирование избранных фрагментов из философского наследия мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени. Промежуточный контроль осуществляется в письменной форме эссе по одной из тем, перечисленных в тексте программы. Итоговый контроль осуществляется в форме письменной контрольной работы.
Итоговая оценка по учебной дисциплинескладывается из следующих элементов (в %):
• Работы на практических занятиях (обсуждения, доклады, сообщения) (20%);
• Конспектов первоисточников (20%);
• Домашнего эссе (10-12 тыс. знаков) (20%);
• Итогового экзамена (40%).
Результирующая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
● Накопленной оценки за работы на семинарах (3—4 модули): обсуждения, доклады, сообщения(20%);
● Накопленной оценки за самостоятельную, внеаудиторную работу студентов (3—4 модули)(20%): конспекты;
● Накопленной оценки за текущий контроль (3—4 модули)(20%): эссе (5-6 тыс. знаков);
● Итоговой оценки: экзамен(40%);
и рассчитывается по следующей формуле: O результирующая оценка по дисциплине = 0 Оценка, полученная на экзамене + 0 Накопленная итоговая оценка за 3—4 модули (0 работа на семинарах + 0 самостоятельная, внеаудиторная работа студентов + 0 контрольная работа + 0 эссе).
Содержание программы
№ | Темы лекций и практических занятий |
Основные итоги поздней схоластики. Философская мысль гуманизма и эпохи Возрождения. Историографическое значение термина «гуманизм». Историографическое значение термина «Возрождение». Хронологические рамки и основные характеристики эпохи Возрождения. Итоги развития схоластической философии. Новые тенденции в европейской философии позднего средневековья (номинализм, немецкий мистицизм, дискуссии о соотношении духовной и светской властей). Упадок университетов в качестве центров производства и трансляции знания и зарождение гуманистического движения в Италии. От университетского преподавателя к гуманисту: появление нового типа европейского интеллектуала. Процесс национализации европейских университетов («великий раскол» западной Церкви, возвышение светской власти, трения на национальной почве) и создание предпосылок для формирования национальных философий народов Европы. «Мумификация» классической латыни и проблема формирования национальных литературных и философских языков. Протогуманизм Ф. Петрарки (1304—1374). Поворот от природы к духу как предпосылка переоценки значения гуманитарных наук. Критика естественных наук. Возрождение studia humanitatis как средства воспитания человеческого духа с опорой на классическое наследие древних. Единство философии и риторики в протогуманизме Петрарки. Философия как самопознание человеческого духа. Проблема связи свободных искусств (artes liberales) и гражданской жизни. Формирование предпосылок для зарождения политического гуманизма во Флоренции. | |
Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: К. Салютати и его школа. Рождение новой гуманистической концепции культуры и образования во Флоренции на рубеже XIV—XV вв. Гражданский гуманизм и прославление идеала деятельной жизни. Критика школьного идеала философии и поворот к морально-практической философии. Колюччо Салютати (1331—1406) как основатель движения гражданского («политического») гуманизма во Флоренции. Тезис Салютати о примате воли над разумом. Флоренция как наследница Римской республики и хранительница духа республиканской свободы. Критика естественных наук и медицины в трактате Салютати «О значении юриспруденции и медицины». | |
Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти. Два типа гуманизма XV в.: 1) «классицистская» форма гуманизма, ориентированная на реформу грамматики и стиля в опоре на античные образцы (Э. Барбаро и др.) и 2) этико-политический гуманизм К. Салютати и его школы. Этико-политическая ориентация гуманистов Кватроченто: от созерцательного — к практическому образу жизни. Культура и гражданская жизнь свободного республиканского общества как определяющие области интереса гуманистов Кватроченто. Триумф этико-политической ориентации в гражданском гуманизме. Леонардо Бруни (1374—1444) и расширение программы studia humanitatis в качестве программы гуманитарного образования, рассчитанной на изучение древней мудрости с целью возрождения и обновления гражданской культуры. Новая гуманистическая культура как основа жизни свободного республиканского общества. Образование в гуманистическом духе как лучшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Триумф этико-политической ориентации флорентийского гуманизма: учение о человеке как об общественном животном, значение семьи, приоритет воли над рассудком и практического образа жизни — над «созерцательным» или «теоретическим». Этическая доктрина Бруни как синтез учения Аристотеля и христианства. Полемика против естественных наук. Этика и политика как центральные дисциплины гуманистического образования. Этика как учение о человеческом благе и добродетелях как способах его достижения. Переход от этики к политике. Человек как недостаточное существо, восполняющее свое несовершенство за счет гражданской жизни в обществе. Наука об общем благе и его хранителе — государстве — как наука, наиболее подходящая для человека. Центральная роль общего блага в этике Бруни и проблема участия в политической жизни как гарантии сохранения республиканской свободы. Проблема согласования языческих и христианских добродетелей в гуманизме Бруни. Поджо Браччолини (1380—1459) и вопрос о ценности земных благ. Приумножение традиции этико-политического гуманизма в сочинениях Браччолини: приоритет жизни деятельной над жизнью созерцательной, роль классической литературы в воспитании человека и гражданина, слава и благородство как плоды индивидуальной добродетели. Вопрос о соотношении доблести и фортуны (судьбы) в жизни человека. Диалог «О жадности» и апология богатства как основы процветания государства. Богатство как следствие естественной страсти корыстолюбия и как знак божественного расположения. Диалог «О благородстве» и проблема оправдания сословного строения общества. Нравственное совершенство и личные заслуги как определяющие принципы социальной дифференциации. Л. Б. Альберти (1404—1472). Морально-практическая ориентация философии и критика школьной метафизики и теологии. Апология деятельной жизни и образ человека как homo faber. Взгляды Альберти на исскуство: концепции «порядка» и «пропорции». Проблема соотношения «судьбы» и «добродетели» в морально-практической философии Альберти. | |
Процессы «рефеодализации» (А. Грамши) в Италии второй половины XV в. и закат гражданского гуманизма. Процесс «рефеодализации» — упадок системы свободного ремесла, кризис республиканских учреждений, аристократическое перерождение гуманистической культуры. Переход во второй половине XV в. интеллектуальной гегемонии в итальянском гуманизме от политического к филологически ориентированному, «классицистскому» гуманизму. Возвращение к идеалу созерцательной жизни, торжество созерцательной метафизики и филологической «эрудиции» как общий итог развития итальянского гуманизма. | |
Неоэпикуреизм Л. Валла (1407—1457). Обращение Валла к риторике в целях исследования языка в структурном и историческом аспектах. Значение риторики для юридической, педагогической и политической практики. Филология на службе у политики: критика подложности так называемой Дарственной грамоты императора Константина («Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина», 1440). Текстологическая критика Нового Завета («Сопоставление Нового завета»). Критика усилий средневековой схоластики по синтезу теологии и философии, знания и веры, Откровения и разума и переоценка раннехристианских авторов — Иеронима, Августина и Лактанция, избегавших «смешанных» форм мышления. Критика традиционной логики (диалектики) в работе «Пересмотр всей диалектики» (1439). Переоценка основоположений морально-практической философии средневековья в сочинениях «Об истинном и ложном благе» (1431) и «О свободе воли» (1439). Спор о добродетели в сочинении «Об истинном и ложном благе» и вопрос о «неоэпикуреизме» Валла. Проблема примирения божественного провидения и человеческой свободы в диалоге «О свободе воли». Фидеизм Валла как ответ на вопрос о взаимоотношении божественного провидения и свободы человека. Принцип неисповедимости путей Господних. | |
Неоплатонизм в философии Возрождения. Платоновская традиция в XV в. Прибытие греческих интеллектуалов в Италию и распространение моды на изучение греческого языка как одна из центральных причин возрождения интереса к платонизму и неоплатонизму. Философия «ученого незнания» Н. Кузанского (1438—1440) и проблема бесконечности. Учение о совпадении противоположностей в Боге. Критика «схоластической учености» и учение о трех степенях познания. Идея достоверности как познания конструктов человеческого разума. Проблема отношения Бога и мира. Значение принципа «все есть во всем». Концепция человека как «микрокосма». Значение идей Николая Кузанского для формирования философии и науки Нового времени. Марсилио Фичино (1433—1499) и платоновская академия во Флоренции. Новая концепция философии как «откровения». Учение Фичино о мировой душе. Переосмысление в христианском духе понятия «платонической любви». Философский синтез Пико делла Мирандола (1453—1494). Учение Мирандола о достоинстве человека. Итоги неоплатонизма эпохи Возрождения. | |
Аристотелизм в философии Возрождения. Проблема аристотелевской традиции в итальянской философии XV—XVI в.в. Основные подходы к интерпретации аристотелевского наследия в средние века: 1) александрийская школа; 2) аверроизм; 3) томизм. Роль Падуанской школы в развитии аристотелизма в философии Возрождения и в формировании идеи «научного метода». Аристотелизм Пьетро Помпонации (1462—1525) и споры о бессмертии души. Место души в системе мироздания и идея человека как «микрокосма». Проблема влияния сверхъестественных причин на естественные явления («Книга о причинах естественных действий, или о волшебстве»). | |
Политическая мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли и Т. Мор. Трансформация классического учения о политике в политической философии эпохи Возрождения. Макиавелли как «Колумб» нового учения о политике. Политический реализм Макиавелли и «игра на понижение ставок». Проблема политического господства как центральная проблема политического учения Макиавелли. Политика как техника захвата, укрепления и расширения власти. Вопрос об учреждении «новых политических порядков и обычаев» и проблема тирании. Макиавелли о соотношении политической целесообразности и частной морали. Учение Макиавелли о гражданской добродетели как общем благе. Возрождение классического республиканского идеала в политическом учении Макиавелли. «Утопия» Томаса Мора как ответ на вопрос о рациональном социальном порядке, способном избавить человека от голода и нужды. Концепция государства как инструмента принуждения на службе у богатых. Идея упразднения частной собственности на средства производства и предметы потребления. Благосостояние свободных граждан как цель существования справедливого социального порядка. Кризис идеи «естественного права» и поиск новых путей осмысления политической жизни. | |
Политическая теология протестантской Реформации: М. Лютер и Ж. Кальвин.Мартин Лютер (1483—1546) как идеолог протестантской Реформации. Основные положения реформаторского учения М. Лютера. Доктрина оправдания верой (sola fide). Возвращение к Священному Писанию (sola scriptura). Учение Лютера о Церкви и идея «всеобщего священства». Отношение Лютера к поздней схоластике. Спор Лютера с Эразмом Роттердамским о свободе воли. Жан Кальвин (1509—1564) и радикализация протестантской Реформации в кальвинизме. Учение Кальвина о предопределении. Учение Кальвина о Церкви. Вопрос об отношении Церкви к светской власти в сочинениях идеологов умеренной и радикальной Реформации. | |
Скептическая философия эпохи Возрождения. Интеллектуальный и моральный кризис, спровоцированный Реформацией, как причина распространения скептических настроений в интеллектуальных кругах Западной Европы. Использование скептических аргументов для обоснования защищаемых теологических положений как отличительная черта полемики между протестантами и католиками. Появление в XVI в. новых переводов античных авторов — приверженцев скептицизма и перенос споров с использованием скептической проблематики и форм аргументации из области теологии на почву философии. Мишель Монтень (1533—1592) и Франческо Санчез (1552—1623) как ведущие представители скептической философии Возрождения. «Пирронистский кризис» XVI в. как интеллектуальный кризис, связанный с невозможностью удовлетворительно решить проблему достижения достоверного знания и определить критерии его истинности. «Апология Раймунда Сабундского» Монтеня и его защита скептицизма в философии. Тесный альянс между скептицизмом в философии и фидеизмом в религии как отличительная черта скептической философии XVI в. | |
Европейская философия Нового времени: основные направления и тенденции развития. Европейская философия Нового времени как явление историко-философского ряда. Критика традиционной логики, философии и науки. Распад религиозно-метафизической картины мира и значение научной революции XVII века для формировании философии Нового времени. Основные черты новой философии: системно-методический идеал построения философии нового типа, ориентированный на математику и новую физику, выдвижение на первый план теоретико-познавательной проблематики, проблема метода, субъектоцентризм, рефлексивная аналитика содержания сознания как отправная точка теоретических построений, практическая ориентация новой философии. Рационализм и эмпиризм как основные философские направления Нового времени. | |
Философия Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Замысел «Великого восстановления наук». Критика традиционной логики, философии и науки. Наука как высший род человеческой деятельности, приносящий пользу всему человечеству. Принцип «знание — сила» (scientia) и требование практической ориентации новой философии и науки. Защита Бэконом философии и науки от критики со стороны теологов, политиков и толпы в сочинении «О достоинстве и приумножении наук» (1623). Необходимость новой классификации существующих и «желательных» наук. Субъективный принцип классификации и предметное деление всей области человеческого знания на философию, поэзию и историю. Значение бэконовской классификации наук в развитии европейской философии Нового времени. Учение Бэкона об «очищении ума» как критическом аспекте человеческого познания. Концепция «идолов (призраков) разума» как наиболее распространенных заблуждений человеческого ума. Типология «идолов» и принципы ее построения. Индукция как средства охранения разума от воздействия со стороны идолов. Учение Бэкона о познании и его методах в трактате «Новый Органон» (1620). Бэкон о выборе правильного пути познания. Учение Бэкона об индукции. Элиминативная (исключающая) индукция как главный метод познания природы. «В исключении заложены законы подлинной индукции» (Бэкон). Механизм индукции. Таблицы представления частных случаев разуму. Вспомогательные методы индукции. Трудности бэконовского понимания индукции. Бэкон как «философ индустриальной науки» (Б. Фаррингтон). | |
Философия Рене Декарта (1596—1650). Рене Декарт — отец-основатель «новой» европейской философии. Критика Декартом схоластической учености и выдвижение идеи новой, методически ориентированной философии. Учение Декарта о методе и главные основоположения его рационалистической теории познания. Декартова концепция философии как «поиска мудрости» и метафорическое обозначение структуры философии как «древа мудрости». Принципы «временной морали». Проблема методического сомнения. Доказательство Декартом достоверности своего собственного существования в качестве мыслящего существа и формула «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). Декарт о природе своего человеческого Я как вещи мыслящей (res cogitans). Картезианская концепция мышления. Учение Декарта об идеях. Проблема существования Бога в философии Декарта. Доказательство существования материального мира. Дух и материя в философской системе Декарта. Душа и тело и проблема их взаимодействия в философской системе Декарта. Учение об аффектах и этика Декарта. Значение философии Декарта для развития европейской философии и науки XVII в. | |
Окказионализм в философии Нового времени. Философия Н. Мальбранша. Проблемы взаимодействия души и тела и субстанциального единства человеческого существа — центральные проблемы окказионализма как философского течения Нового времени. Бог как подлинная сверхъестественная причина взаимодействия души и тела. Распространение окказионалистского подхода к решению проблемы взаимодействия души и тела на проблему причинности в целом. Обращение окказионалистов к теологии в поисках принципов решение психофизической проблемы и проблемы причинности. Тенденция к сближению окказионализма с пантеизмом в философии Мальбранша. Теория знания Мальбранша и его учение о «созерцании всех вещей в Боге». | |
Философия Томаса Гоббса (1588—1679). Материализм, номинализм и методологический индивидуализм как базисные принципы философии природы и общества Томаса Гоббса. Структура, цели и предмет философии. Философия как познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющая следствия из познанных причин и причины из познанных следствий. «Знание есть только путь к силе» (Гоббс). Два предметных измерения философии: философия природы и философия государства и общества (этика и политика). Учение Гоббса о человеческом познании. Семиотическая концепция познания как вычисления, т. е. сложения и вычитания знаков. Полемика с Рене Декартом по вопросу о природе человеческой души и сущности человеческого мышления. Учение Гоббса о природе человека. Психологическая теория стремлений как основа этической концепции Гоббса. Стремление к телесному самосохранению как главный импульс человеческого поведения. Противоположность учения Гоббса об эгоистической и индивидуалистической природе человека классическому учению о человеке как о «политическом существе» (zōon politikon). Концепция естественного состояния человеческого рода. Общественный договор между людьми как концепция происхождения государственной власти. Естественные и гражданские законы. Учение Гоббса о государстве и гражданском обществе. Причины возникновения и цели государства. Политическая власть как гарант социального порядка. Гоббс об обязанностях и свободе подданных. Гоббс о формах политического правления. | |
Философия Бенедикта Спинозы. Философский синтез Бенедикта Спинозы (1632—1677). Учение Спинозы о Боге, или субстанции. Бог, или субстанция как «причина самой себя» (causa sui). Формальные и содержательные характеристики субстанции. Единственность, несотворенность, вечность и бесконечность как формальные свойства Бога, или субстанции. Проблема пантеизма Спинозы. Субстанция и ее познаваемые атрибуты — мышление и протяжение. Приравнивание Спинозой онтологического ранга материи к онтологическому рангу духа. Субстанция как «природа порождающая» (natura naturans) и модусы как «природа порожденная» (natura naturata) в метафизике Спинозы. Формула «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и психофизический параллелизм в философии Спинозы. Учение Спинозы о человеке. Человеческая душа как один из модусов атрибута мышления. Отношение души и тела. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы. Отрицание свободы воли и универсальный детерминизм Спинозы. Учение об аффектах. Стремление к самосохранению, удовлетворению природных потребностей, способность мыслить, активность и способность к общению с другими людьми как главные отличительные черты человеческой природы. «Богословско-политический трактат» Спинозы: переход от естественной теологии (theologia naturalis) как учения о Боге к философии религии как учению об отношении человека к Богу. Основные идеи «Политического трактата» Спинозы. Спиноза как теоретик «абсолютной демократии». Общая оценка философии Спинозы. | |
Философия Джона Локка (1632—1704). Джон Локк как основоположник эмпирического направления в философии Нового времени. Концепция философии как «подмастерья науки» и сдвиг к теоретико-познавательной ориентации в философии Локка. Критика учения о врожденных идеях и обоснование Локком эмпиризма как философской программы. Учение Локка о чувственном опыте как источнике человеческого познания. Структура человеческого опыта. «Внутренний» и «внешний» опыт: ощущения и рефлексия. «Идеи» как простейшие составляющие опыта. Простые и сложные идеи. Способы образования сложных идей и учение Локка об абстрагировании. Идеи первичных и вторичных качеств. Основополагающие понятия философии Локка: идеи модусов, субстанций и атрибутов. Учение Локка о субстанции и личности. Учение Локка о значении языка для человеческого познания. Номиналистическое понимание Локком понятия сущности. Учение о достоверности. Интуитивное, демонстративное и чувственное знание. Значение философии Локка для формирования эмпиризма как направления европейской философии Нового времени. | |
Философия Г. В. фон Лейбница. Философский синтез Г. В. фон Лейбница (1646—1716) — вершина в развитии рационалистической ветви европейской философии Нового времени. Учение Лейбница о Боге и идея творения. Проблема воображаемых миров и принцип выбора наилучшего из воображаемых миров для творения. Метафизический характер оценки Лейбницем мироздания как «наилучшего из возможных миров». Учение о Боге как теодицея. Проблема поиска «первоэлемента» метафизической действительности в философии Лейбница. Учение Лейбница о монадах. Представление и стремление как основные свойства монад. Душа, тело и идея предустановленной гармонии. Монада как «микрокосм», отражающая мироздание со своей собственной перспективы. Основополагающие принципы философии Лейбница: закон непрерывности, закон тождества неразличимых, закон достаточного основания, панлогизм, принцип предустановленной гармонии. Учение Лейбница о познании. Критика Лейбницем эмпиризма Локка и реставрация учения о врожденных идеях. Логические идеи Лейбница и принцип «универсального исчисления». | |
Философия Джорджа Беркли. Критика локковской теории абстракции как исходный пункт философии Беркли (1685—1753). Номинализм Беркли. Противопоставление репрезентативных общих идей и абстрактных общих идей. Отрицание существования абстрактных общих идей. Общие понятия как обобщенные наглядные образы единичных предметов. Имматериализм Беркли. Идеи как непосредственные объекты знания. Эпистемологический дуализм Беркли: чувственное и интеллектуальное познание; идеи и понятия. Проблема существования материального мира в философии Беркли. Принцип esse est percipi как основа имматериализма Беркли. Учение Беркли о причинности. Критика Беркли учения о существовании абсолютной телесной субстанции. Понятие духовной субстанции в философии Беркли. Проблема Бога в философии Беркли. Беркли о соотношения теологии и естествознания в интерпретации природы. Природа как божественная речь. Общая оценка философии Беркли. | |
Философия Дэвида Юма. Радикальный эмпиризм и скептицизм как теоретическая основа философии Юма (1711—1776). Центральное положение науки о человеке в структуре человеческого знания. Психологический атомизм Юма. Структура чувственного опыта: впечатления и идеи. Впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Теория идей-копий. Роль принципа ассоциации в философии сознания Юма. Репрезентативная теория абстракции. Проблема существования внешнего мира в философии Юма. Критика понятия причинности. Критика понятия субстанции. Учение Юма об аффектах. Учение Юма о религии и морали. | |
Философия Шотландской школы. Учение о принципах здравого смысла. Концепция языка. Метод «философии человеческого духа». Критика «идеизма» и скептицизма. Теория «непосредственного восприятия». Проблема чувственного познания и анализ чувственных качеств. | |
Основные характеристики философии Просвещения. Философия Просвещения как духовно-исторический и культурный феномен. Основные идеи и образы философии Просвещения: разум и природа, идея эмансипации человеческой природы, ориентация на науку и популяризацию научных знаний. Главные теоретические построения европейского Просвещения: либерализм и деизм. Утверждение идеи всемирно-исторического прогресса как гаранта человеческой эмансипации и победы проекта Просвещения. Европейское Просвещение и Французская революция. Кризис Просвещения и поиски новых путей развития европейской философии. | |
Философия И. Канта. Философское творчество И. Канта (1724—1804) как вершина развития новой философии и начало формирования немецкой классической философии. Новая проблемная постановка философского поиска: «трансцендентальная рефлексия» над условиями возможности человеческого познания. «Критика чистого разума» (1781/1787) как основополагающее произведение критической философии Канта. Постановка проблемы: Как возможна метафизика в качестве науки? Синтетические суждения a priori. Трансцендентальный вопрос. «Коперниканский переворот» Канта. Чувственное созерцание и рассудочное мышление. Категории рассудка. Трансцендентальная дедукция категорий. Трансцендентальный схематизм. Трансцендентальная апперцепция. Идеи чистого разума. Паралогизмы и антиномии чистого разума. Идеал чистого разума. Проблема достоверности человеческого познания. Критика практического разума. Критика способности суждения. |
ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРАМ*
Тема 1. Философская мысль гуманизма
И эпохи Возрождения
Основная:
Стам С. М. (Отв. ред.). Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. II. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988.
Брагина Л. М. (Отв. ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985.
Брагина Л. М. (Отв. ред.). Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М: Наука, 2004.
Дополнительная:
* Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 34—40.
Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. Гл. 1.
*Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. Электронный вариант книги размещен в Интернете по адресу: http://www.koob.ru/le_goff/intellektuali_v_srednie_veka
Тема 2. Гражданский гуманизм эпохи Возрождения:
К. Салютати и его школа
Основная:
Салютати К. Инвектива против Антонио Лоски из Виченцы [1403] // Брагина Л. М. (Отв. ред.). Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М. : Наука, 2004. С. 126—137.
Дополнительная:
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 75—90, 98—114.
*Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 34—58.
Тема 3. Этико-политический гуманизм Кватроченто: