Тема семинара 2. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

1. Понятие диалектики.

2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

3. Категории диалектики.

4. Диалектика мысли. Альтернативы диалектики.

Для современного человека, вступающего в эру информационной цивилизации, представление о быстро меняющемся мире – неотъемлемая составная часть его мироощущения. Но создать образ развивающегося мира – задача очень сложная. Философский путь её насчитывает два с половиной тысячелетия, в течение которых формировалась и разрабатывалась диалектика как учение о развитии мира.

Первоначально термин «диалектика» получил распространение в древнегреческих полисах, демократический строй которых породил «искусство вести беседу, рассуждать». У Сократа диалектика – это метод поиска истины, у Платона – метод анализа и синтеза понятий. Теоретическое противопоставление Гераклита и элеатов стало отправной точкой решения проблемы развития мира. Мыслители более поздних эпох открывали и разрабатывали различные грани этой проблемы.

В трудах Гегеля диалектика была разработана как учение о развитие на идеалистической основе. К. Маркс впервые обосновал и показал действие закона диалектики в развитии общественных процессов, а Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» показал действие законов диалектики в природных процессах научном познании.

Далее при изложение вопроса нужно показать, что сфера диалектики – вся объективная и субъективная реальность. Наиболее адекватной содержанию современной эпохи становление информационной цивилизации является материалистическая диалектика в аспектах структуры, процесса и развития. Современная стадия развития человека характеризуется возрастающей ролью субъективной диалектики.

Содержанием диалектики как теоретической системы являются её элементы: категории, законы, принципы, концепции.

Принципы – это основополагающие идеи, придающие философскому знанию системность и целостность. Среди основных принципов материалистической диалектики нужно рассмотреть принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития. Здесь же рассмотреть определение закона.

Фундаментальными концепциями материалистической диалектики являются концепции детерминизма и развития.

К числу главнейших фрагментов в целостной концепции детерминизма принадлежит философское учение о причине и следствии. Эти понятия рассмотрим подробнее в третьем вопросе темы.

В начале изложения второго вопроса темы нужно дать общее понятие о законе, назвать особенности законов диалектики: универсальность, вероятная природа, качественный характер.

Учение о единстве противоположностей составляет суть, ядро диалектики. Содержание закона единства закона и борьбы противоположностей категорий тождества, различия, противоположности, противоречия. Нужно дать определение этим понятиям. Также надо характеризовать виды противоречий (внутренние, внешние, основные, неосновные, антагонистические, неантагонистические), рассмотреть особенности социальных противоречий, подчеркнуть их субъективно-объективный характер.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определённого предела.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития. Нужно охарактеризовать: 1)категорию отрицания, 2)отрицания отрицания, 3)категорию снятия, 4)преемственность, повторяемость.

Виды отрицания – деструкция, снятие, трансформация – нужно, объяснить. Закон отрицания отрицания фиксирует повторение на высшей степени развития известных сторон низших, своеобразный возврат якобы к старому, но на более высоком уровне. Также нужно отметить специфику социального отрицания.

Излагать третий вопрос темы надо с общего понятия о категориях. Категории – это особый класс понятий (единичное, причины и следствия, сущность и явления, форма) . В категориях выражается миросозерцание людей, они отражают предельно общие связи и свойства явлений действительности, в них находят выражение созданные человечеством формы рационального, теоретического освоения мира. Нужно пояснить эти категории.

При изложении последующего вопроса темы надо чётко различить гносеологические и логические противоречия. Среди гносеологических противоречий можно выделить, например, противоречия между накопленными наукой знаниями их практической реализации в технике и технологии. Логические противоречия существуют в виде паралогизмов (непреднамеренная ошибка в умозаключение) и софизмов(ошибка, сделанная с намерением ввести кого-либо в заблуждение). Но кроме формальной логики есть и диалектическая. Она рассматривает противоречия в мышлении как отражение реальных противоречий. Взаимоисключающие суждения совместимы в одной теории, поскольку фиксируемые в них свойства, противоположности совместимы в самом объекте. Например, таких диалектико-логических противоречий: «Электрон есть и волна, и корпускула».

Альтернативу диалектической логике составляет софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Надо дать определения этим понятиям и привести примеры.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие существуют исторические формы диалектики?

2. Что такое объективная и субъективная диалектика?

3. Что представляет собой принцип развития в материалистической диалектике?

4. Охарактеризуйте категории тождества, различия, противоположности и противоречия.

5. Чем отличается диалектическая логика от формальной?

6. Дайте характеристику альтернативам диалектической логики.

Наши рекомендации