Природа, наслаждающийся, сознание

В главах с 7 по 12 Господь Кришна описывает бхакти-йогу, а в главах с 13 по 18 - гьяна-йогу. Может возникнуть вопрос: "Если бхакти - высшая ступень лестницы йоги, то почему после раздела, описывающего бхакти, идет гьяна?" Понимание взаимосвязи между разделами бхакти и гьяны поможет понять причину этого.

В тексте (12.7) Господь обещает спасти своего преданного из круговорота рождений и смертей. Главы 13-18 исполняют это обещание, предоставляя философское знание, необходимое для того, чтобы выпутаться из сетей материального мира.

Мы называем этот раздел разделом гьяны, но в действительности вся Бхагавад-гита - это бхакти. В первых шести главах обсуждается, как достичь бхакти посредством совершения деятельности (карма-йоги). В последних шести главах обсуждается, как достичь бхакти с помощью знания. Шесть средних глав обсуждают саму бхакти.

Использование гьяны помогает отрешиться от майи и впоследствии обрести привязанность к Кришне. Если мы используем знание как средство для достижения преданности, оно становится частью бхакти. Без примеси бхакти и карма, и гьяна бессмысленны. Это - еще одна причина того, почему тема бхакти обсуждается в средней части «Бхагавад-гиты», где она связана и с кармой, и с гьяной, и таким образом придает им ценность.

Шесть вопросов Арджуны: поле деятельности и знающий поле (13.1-7)

Арджуна начинает 13-ю главу (13.1) с просьбы описать:

1. материальную природу - пракрити,

2. наслаждающегося материей - пурушу,

3. поле, в пределах которого можно действовать в материальном мире - кшетру,

4. того, кто воспринимает это поле деятельности - кшетра-гью,

5. знание и процесс обретения знания - гьянам

6. объект, достойный познания - гьеям

Основная тема:

Познание действительности означает обретение знания о материи, душе, Верховном Господе и их взаимосвязи.

Подпункты:

А. Поле деятельности (кшетра) - это материальное тело (13.2-7).

Тело есть конгломерат материальных элементов (перечисленных в стихе 6), посредством которого обусловленная душа воздействует на материальный мир и воспринимает материальные явления.

Б. Тело состоит из чувств (13.2, 5-6)

· Чувства, посредством которых человек получает знание: глаза, уши, нос, язык и кожа.

· Чувства, посредством которых человек действует: голос, ноги, руки, анус и гениталии.

· Живое существо получает определенный набор чувств, подходящий для того, чтобы оно могло исполнить свои желания и одновременно испытать последствия своей деятельности, которую оно совершало в прошлых жизнях.

В. Тело не является сознающим "я", это всего лишь предмет, которым манипулирует душа согласно своим желаниям. Оно - не главная часть личности, а инструмент, используемый личностью, которая владеет этим телом.

Г. Два вида кшетра-гьи - Господь и живые существа (13.2-3,4,5). Душа обладает знанием о своем собственном поле деятельности. Сверхдуша обладает знанием обо всех полях. 1

Д. Пять стадий осознания Абсолюта:

1. Анна-майя. Для живых существ, находящихся на этом уровне, еда является высшим объектом осознания. Это сознание амебы или маленького ребенка.

2. Прана-майя. На этом уровне Абсолютная истина видится как признаки жизни. Живое существо заботится о сохранении своей жизни.

3. Гьяна-майя. Человек ощущает тонкие взаимодействия ума, разума, эмоций и эстетических чувств как высший объект осознания.

4. Вигьяна-майя. Человек осознает, что сам он отличен от поля деятельности, в том числе и от тонкого тела. Это похоже на осознание безличного Брахмана, т.к. душа сама по себе становится высшим объектом осознания.

5. Ананда-майя. Человек осознает различие между своим собственным «я» и Верховным «Я» и вступает в исполненные блаженства отношения любви со Всевышним.

· С точки зрения кшетры и кшетра-гьи: 2

1. Кшетра ----------- грубое тело ----------- анна-майя

прана-майя

3. Кшетра-гья ---- тонкое тело ----------- гьяна-майя

индивидуальная душа --- вигьяна-майя

Высшая Душа ----------- ананда-майя

Процесс познания и освобождения (13.8-12)

В этих текстах Господь Кришна объясняет, что кшетра-гья (душа) может освободиться от тела (кшетры) при помощи развития знания (гьяны).

Основная тема:

Господь открывает истинное знание тем, кто его заслуживает, поэтому способ получения этого знания - развитие божественных качеств, первое из которых - смирение.

Подпункты:

А. Шрила Прабхупада пишет: «Этот процесс познания неразумные люди иногда неправильно понимают как взаимодействие элементов поля деятельности. Но на самом деле это - истинный процесс познания».

· Процесс познания включает в себя правильное поведение как на уровне тела, так и на уровне ума. Поэтому человек может ошибочно считать это частью поля деятельности (кшетры).

· Однако поскольку эти действия освобождают дживу из тела, мы не считаем их частью деятельности тела.

Б. Практика чистого преданного служения - первейший элемент знания. Если человек начинает практиковать преданное служение, то проявляются и все остальные важнейшие элементы знания. Принятие духовного учителя - также один из наиболее важных элементов.

Объект познания (13.13-19)

Описав в стихах 8-12 процесс познания, Господь Кришна объясняет теперь цель познания (гьеям) - Сверхдушу. 3

Основная тема:

Сверхдуша - высший объект познания.

Подпункты:

А. Только преданный может глубоко понять истину о взаимоотношениях между материальной природой, Сверхдушой и душой (природой, наслаждающимся и сознанием).

Б. Цель духовного знания - понять природу души и Сверхдуши, а также их взаимоотношения.

В. Большое количество стихов в этом разделе описывают Господа противоречивым образом. «Он - изначальный источник всех чувств, но Сам Он не имеет чувств». Эти описания показывают, что качества Кришны не похожи на известные нам качества материального мира. Качества Господа трансцендентны.

Г. Индивидуальная душа - кшетра-гья (знающий поле), но она подчинена Сверхдуше(13.13-15,18). В любом случае, духовная частица есть слуга, а Сверхдуша - Господин.

· Власть индивидуальной души распространяется только на ее собственное тело, в то время как Сверхдуша всепроникающа.

· Три гуны природы держат в своей власти живое существо, но Сверхдуша повелевает этими тремя гунами.

Д. Обычное живое существо может увидеть Сверхдушу только тогда, когда его материальные чувства очищены благодаря практике бхакти-йоги (13.15-16)

Е. Сверхдуша - единая сущность, хотя и кажется, что Она разделена между всеми живыми существами. (13.17) 4

Пракрити, пуруша и их союз (13.20-26)

В предыдущем разделе Господь Кришна определил, что гьеям (объект познания) - это душа и Сверхдуша. Теперь Он описывает душу и Сверхдушу (пурушу) с точки зрения их связи с материальной природой (пракрити). 5

Основная тема:

Желание обусловленного живого существа властвовать над материей и наслаждаться ею привязывает это живое существо к материальной природе. Сверхдуша - истинный наслаждающийся и властелин.

Понимание этого приведет обусловленное живое существо к освобождению.

Подпункты:

А. И джива, и Сверхдуша ведут себя как пуруша (наслаждающийся), хотя истинным наслаждающимся и повелителем является Сверхдуша.

Б. И материальная природа, и живое существо вечны (13.20)

· Хотя конкретные проявления материи временны, общая масса материальной энергии существует вечно. 6

· Живые существа - вечные неотъемлемые частицы Верховного Господа.

· Хотя и материальная природа, и живое существо (пракрити и пуруша) являются вечными, они отличаются друг от друга. Природа пракрити - постоянно претерпевать изменения, в то время как природа пуруши - быть всегда неизменным.

В. Все, что происходит в материальном мире, есть результат желаний живых существ. И, как следствие этого, живое существо испытывает страдания и наслаждения, так как, находясь в иллюзии, считает себя единым с материей. (13.21-22)

· Поскольку желания и поступки живого существа являются причиной его страданий и наслаждений, можно сказать, что живое существо само является причиной собственных страданий и наслаждений.

Г. Свободы от пракрити может достичь лишь тот, кто признает истинного пурушу, Сверхдушу (13.23-26)

· Поскольку причиной рабства живого существа является его желание занять положение Господа, то обусловленная душа может освободиться от этого рабства, признав, что Господь - единственный истинный наслаждающийся.

· К такому пониманию можно прийти через гьяна-йогу, аштанга-йогу, карма-йогу и бхакти-йогу, которая начинается со слушания.

Гьяна-чакшуша - видение глазами знания (13.27-35)

В этой главе Господь описал, как понять положение пракрити, пуруши, кшетры, кшетра-гьи, гьянам и гьеям. Сейчас Он опишет, каково понимание того, кто видит все это в правильном соотношении. 7

Основная тема:

Тот, кто видит Сверхдушу, живое существо и материальную природу в их истинной взаимосвязи, смотрит глазами знания.

Подпункты:

А. Материальное проявление - это просто сочетание поля деятельности и знающего это поле (13.27-29)

Б. Сверхдуша всегда находится рядом с душой, сопровождая ее на протяжении всего пути материального существования (13.28-29). Тот, кто понимает это, "не деградирует из-за разрушительного образа мышления" (13.29, комм).

· Когда человек во всем, в связи с любым явлением видит Сверхдушу, он не будет чувствовать себя жертвой, если возникнет неблагоприятная ситуация, также как не будет он оскорблен или обижен поведением другого человека по отношению к нему. Он будет видеть, как Сверхдуша использует эти ситуации и этих людей в качестве инструментов для его очищения.

В. Чистая душа никогда не смешивается с телом и не подчиняется обозначениям, которые даются телу.

Г. Душу можно узнать по присутствию в теле сознания. (13.31-34)

Д.Трансцендентная душа никогда не принимает участия в деятельности тела. Материальная природа производит тело под руководством Сверхдуши. (13.30,32)

Глава 14

Наши рекомендации