Философия познания в Ликее

Основанная Аристотелем в335/334 гг. до н. э. школа вошла в историю философии под названием Ликей. Эта школа называлась также Перипатос (от "перипатос" — прогулка).

После ухода Аристотеля Ликей возглавил схоларх Феофраст.

Феофраст

Имен­но благодаря Феофрасту и его ученикам в Ликее на первое место в научных исследованиях выходит эмпиризм. Рационализм как учение о внеопытном происхождении теоретического знания пошел на убыль и стал усиливаться подход, согласно которому всякое знание имеет своим первоначальным источником опыт и только опыт.

Главное сочинение Феофраста, как и Аристотеля, называлось "Метафизика". Ему также принадлежат первая проблемно-систематическая история философии — "Мнения физиков", полемическое сочинение —"Против академиков", специальные сочинения — "Об истории растений", "О причинах растений", сочинение "О пословицах" и др.

Феофраст считал, что показания органов чувств, опыт — единственный источник знаний, в том числе знания начал: "ведь чувство и различия созерцает, и начала исследует". Он говорил, что теории должны опираться на эмпирическую основу, и что эмпирические факты не должны насильственно подгоняться под теорию. "Феофраст говорил, что началом доказательств является чувство" (Климент Александрийский).

Феофраст ограничивает сферу телеологии, лишает ее абсолютности. Но он не отказывается целиком от телеологических объяснений, он использует ихв своей ботанике. В целом он принимал аристотелевское учение о боге как объективном, само себя мыслящем мышлении.

Феофраст отрицательно относился к религии.

В логике Феофраст ввел учение о гипотетических и разделительных силлогизмах. Он установил, что если посылки имеют разную модальность, то вывод должен следовать по слабейшей посылке.

Перипатетиком был Дикеарх.

Дикеарх

Выдающийся ученый 2-й пол. IV в. до н.э., он определил окружность Земли (ок. 52 тыс. км). Он автор исторического сочинения "Жизнь Эллады", в котором различил золотой, пастушеский и земледельческий века в истории человечества. Дикеарх был противником платоновского учения о душе как особой сущности и о бессмертии души. У него душа — гармония четырех элементов, составляющих живое тело.

Аристоксен

Сильные пифагорейские традиции внес в перипатетизм Аристоксен (акме — ок. 336—333 до н. э.). Он был музыкантом и теоретиком музыки. Понимал звук как физическое движение. Говорил о воспитательном значении настоящей, мужественной музыки.

Аристоксен учил о смертности души. Душа у него — плод телесной гармонии. Сила чувства, утверждал Аристоксен, существует в силу строения тела и в силу связи его внутренних органов.

Евдем

(2-я пол. IV в. до н. э.). Перипатетик, автор трудов по истории науки: «История арифметики», "История геометрии", "История астрономии". К сожалению, от них остались лишь фрагменты. Аристотель посвятил ему свою "Евдемову этику".

Деметрий Фалерский

Перипатетик Деметрий Фалерский (ок. 360 — ок. 280 гг. до н. э.) являл собой редкий случай соче­тания способностей к политике и к философии. Был выдающимся оратором, благодаря чему и достиг высот власти.

Деметрий Фалерский стал инициатором создания в Египте Мусейона и Александрийской библиотеки. Он составил древнейшее из известных собрание изречений "семи мудрецов".

Стратон

Схоларх Ликея в 287 — 268 гг. до н. э. Был также органи­затором Мусейона в Александрии. Его главное занятие — физика, за что он был прозван "Физиком".

Стратон отверг аристотелевскую телеологию, стремился ограни­чиваться при объяснениях лишь естественными и действующими причи­нами, не прибегая к целевым. Природа, согласно Стратону, самодос­таточная и самопроизвольная сила, лишенная божественной жизни, сознания и личности и не подчиненная никаким внешним формам и целям. Он признавал существование пустоты, что пытался доказать не умозрительно, а исходя из наблюдаемых фактов реальности. Но Стра­тон не принимал учения об атомах. Он называл атомы Левкиппа и Демокрита, а также Эпикура "демокритовыми грезами".

Простейшими опытами Стратон доказывал возрастание скорости па­дающего тела вместе с пройденным расстоянием. О скорости он судил по силе удара о преграду падающего тела.

Стратон не признавал аристотелевский мировой разум и активный интеллект. Учил о смертности души. Знание он понимая как движение души, берущее начало в органах ощущений.

В логике Стратон различал предмет и обозначающее этот предмет слово-понятие, в отличие от стоиков, которые различали предмет, понятие и слово.

Ликон

(Годы схолархата: 268 — 225 до н. э.) Был практическим этиком, по преимуществу. Был красноречив, уважал государство и религию. Знаменит тем, что давал хорошие советы афинянам. Обладал способно­стями к воспитанию детей.

Аристон Косский

Шестой схоларх Ликея, известный тем, что обратил внимание на то, что риторика весьма вредна при отсутствия у ритора должных знаний.

Наши рекомендации