Шлока 25. Когда искореняется одно, искореняется и другое
(21) Через ограничение праны ограничивается мысль/противомысль, а через ограничение мысли/противомысли ограничивается прана (воздух).
(22) Читта имеет два источника, васану и прану. Когда один из них разрушается или делается неактивным, другой также становится неподвижным.
(23) Когда ум успокаивается, движение праны приостанавливается, а когда движение праны приостанавливается, ум спокоен.
(24) Ум и прана смешиваются, как молоко и вода. Они равны в своей активности. Когда есть движение или активность праны, есть ум (сознание). Где есть сознание, там есть прана.
(25) Поэтому, когда один уничтожается, другой тоже искореняется; если один активен, то и другой становится активным, и пока они существуют, все органы чувств являются активными. Если они взяты под контроль, достигается состояние мокши, или освобождения.
Для обозначения ума предназначено слово манас. Оно, однако, используется также для указания на конкретный аспект ума. Тотальный индивидуальный ум известен как антах карана. Манас является частью антах караны. Это мысль и противомысль. Используется также слово читта для указания ума, индивидуального сознания и аспекта антах караны, представляющего собой память. Некоторые ученые считают также понятия «читта» и «буддхи» идентичными. Давайте не будем здесь смешивать термины и детали.
Мы рассматриваем целый конечный ум, или конечное сознание. Для того чтобы уничтожить целый конечный ум, должен быть отделен каждый из составляющих его элементов, или таттв. Так, когда вы изымаете водород и кислород из воды, вода перестает существовать как единое целое; аналогичным образом, при отделении отдельных составляющих ума не остается больше цельного его восприятия.
То, что мы называем духовной эволюцией, представляет собой процесс «обратного» развития ума, потому что мы стараемся уничтожить индивидуальный процесс восприятия. Этот процесс должен быть сознательным переживанием, в противном случае вы будете просто входить в глубокий сон. При работе на тонкой, более глубоко лежащей структуре ума и тела постепенно отделяются элементы, составляющие ум. Посредством шаткармы, асаны, пранаямы, мудры и бандхи контролируются физиологические и тонкие элементы.
Ида нади канализирует силу воли и желания, или иччха шакти; пингала нади распределяет силу действия, или крийя шакти. Если эти две «линии» действуют, то поддерживается мирское переживание индивидуального тела и ума. Если они отсоединены, нет ни сознания, ни активности, как это имеет место во время глубокого сна. Если они «подключены» к сушумне, сознание и активность также имеют место, но они больше не ограничены рамками индивидуального тела и ума. Это переживание мокши.
Чувственные переживания имеют место тогда, когда сознание, или читта, переносится при помощи шакти к органам чувств. Если шакти не переносит сознание, то нет никакого чувственного переживания, пока оно не переживается физически, непосредственно через высшие центры мозга. Если не будет никакого стимула направить читта шакти, то соответствующий орган чувств действовать не будет. Мотивирующей силой, движущей читта шакти, являются желание и воля. Это порочный круг. Впечатления, или самскары, и глубоко укорененные желания, или васаны, мотивируют работу органов чувств, а органы чувств создают новые впечатления и самскары за счет своего контакта с памятью. Когда эти глубоко укоренившиеся впечатления будут уничтожены, тогда вы, вероятно, сможете контролировать свой ум непосредственно при помощи ума. Пока это не будет достигнуто, необходимо будет контролировать поток праны через органы чувств. Фактически эти васаны не исчезнут полностью до тех пор, пока не будет достигнута высшая стадия самадхи.