По каким основаниям прогнозируют общественное развитие современные футурологи?
В современной философии истории и социологии предлагается иная периодизация стадий экономического роста, индустриального развития, отличная от концепций ранее рассмотренных авторов. Так, в середине 70-х гг. американский социолог и политический деятель З. Бжезинский предлагает «свою» теорию «технотронного общества». В развитии общества он выделяет три стадии: «аграрную», «промышленную» и «технотронную».
Основным противоречием в мире на современном этапе
З. Бжезинский считает противоречие между развитыми и неразвитыми странами. Решающей силой развития современного общества является элита технотронного общества – ученые и техники, играющие ведущую роль в управлении обществом.
З. Бжезинский в своей книге «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру» отмечает, что «технотронное общество» призвано занять место «индустриального общества».
Характерные признаки этого общества суммируются им
в 10 пунктах:
1. Промышленность уступает свое место экономике услуг, автоматика и кибернетика освобождают человека от обслуживания машин, основным источником нововведений становится теоретическое знание.
2. Жизнь широких слоев населения становится скучной и бесцельной.
3. Учеба и самообразование требуются от человека на протяжении всей жизни.
4. Компетентность, знания становятся инструментом власти, специалисты занимают привилегированное положение.
5. Университеты превращаются в мыслящие танки и вторгаются в самую сердцевину жизни общества.
6. Возрастает повышенный интерес к сохранению человеческих ценностей, повышается значение прагматического подхода, падает роль идеологий, сплачивающих людей.
7. Обостряется проблема участия широких слоев населения
в принятии решений, женщины стремятся к полному равноправию.
8. Телевидение вовлекает в политическую жизнь миллионы людей, остававшихся ранее пассивными.
9. Экономическая власть деперсонифицируется, налаживается тесное сотрудничество насильственных органов, в том числе армии, с научными институтами и промышленными кругами.
10. Возрастает интерес к качеству жизни в целом, а не только
к материальному благополучию.
В результате подобного развития главенствующее место
в технотронном обществе займет технологическая элита, которая будет одновременно осуществлять и контроль над государством.
Важное место в социальных теориях современной философии истории занимают проблемы обоснования будущего общества. Важнейшей теоретической предпосылкой современной футурологии (науки о будущем) являются концепции индустриалистского направления, абсолютизирующие некоторые тенденции развития науки
и техники. Типичными для западной футурологии являются идеи, развиваемые американским социологом А. Тоффлером в книге «Футурошок» («Столкновение с будущим»), которая на Западе признана одной из самых значительных книг XX столетия по проблемам футурологии. Тоффлер утверждает, что возрастание темпов научно-технической революции, ведущее к ускорению социальных перемен, порождает шок от будущего, боязнь грядущего, которая охватывает людей.
Единственной, по мнению Тоффлера, решающей движущей силой социальных перемен является развитие науки, техники, технологии, не зависящее от характера общественного строя, от классовой борьбы. Ее он называет «новаторской супериндустриальной силой», знаменосцем прогресса, указывающим другим народам путь в будущее.
Для преодоления «кризиса индустриального общества» надо не сопротивляться дальнейшему научно-техническому прогрессу,
а наоборот, найти соответствующие способы для того, чтобы приспособить человека к этим переменам, к постоянно убыстряющимся темпам жизни. Сделать это может только западная демократия, которая способна включить в процесс разрешения важнейших дел, касающихся всего общества, наибольшее число людей.
Таким образом, беглый анализ современных теорий «технологического детерминизма» свидетельствует о том, что решающим
и непосредственно определяющим, детерминирующим фактором
в общественном прогрессе, является индустриальное развитие. Они считают научно-технический прогресс непосредственным фактором, который определяет развитие всех сторон жизни общества и изменяет все общественные отношения автоматически, без социальной деятельности людей.
В основе «технологического детерминизма» лежит принцип индустриализации, с позиции которого дается периодизация исторического процесса, характеризуется прогресс общества, определяются его тенденции. Само содержание общественного прогресса сводится преимущественно к темпам материально-технического развития.
Общим для всех направлений технологических концепций, основанных на «технологическом детерминизме», является отрицание роли общественных производственных отношений в социальном прогрессе и того, что производственные отношения «как особый социальный организм» определяют собой качественные особенности исторических ступеней развития общества.
Что касается «новых» моментов рассматриваемых концепций перехода к постиндустриальному обществу, то здесь следует отметить следующее:
а) перенесение центра тяжести из сферы производства в сферу обслуживания;
б) тезис о приспособлении государства, монополий к новациям научно-технической революции;
в) подчеркивание исключительной роли науки в обществе наряду с некоторой критикой в адрес технократов;
г) признание за элитой ученых и менеджеров руководящей роли в обществе.