Антропологический материализм Л. Фейербаха

Буддизм

Буддизм возник в Индии. Он отрицал существование богов. Будда жил в VI-V вв. до н. э. Самая важная для него тема – тема человеческих страданий. Полное избавление от страданий возможно в состоянии нирваны.

Философия Средневековья.Средневековье — это господство религиозного миросозерцания. Её основная функция — истолкование Священного Писания и доказательство бытия Бога.Вся средневековая философия делится на 2 периода: период патристики и период схоластики. Августина Блаженного,который первым заговорил о человеческом выборе и внутреннем измерении души. Его идеи подчинены идее личности и ее индивидуального восхождения к Богу. Глубины души такого человека доступны только богу.

СофистыНаиболее известные представители софистической философской школы — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. Термин "Софистика" происходит от греческого слова "софист" (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учитилей ораторского искусства. . Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Они не доказывали истину, а чаще всего строили свою речь такую, которая делала неверное утверждение — верным.

Объективный идеализмПлатона — душа независит от тела

Платон – создатель философского идеализма. Согласно Платону, истинно сущее бытие – не материя, не тела, но бестелесные и не воспринимаемые чувствами “идеи”, – вечные и неизменные.

Душа человека приходит в тело из мира идей, она “падает” на Землю и временно заключена в теле как в могиле; душа “больна”, если стала человеком. Цель души – вырваться из оков тела. Разум в человеке – частица Бога.

Аристотель - тело не может быть без души, а душа не может без телаАристотель полагал, что каждый предмет состоит из материи и формы. Каждая вещь имеет причинное происхождение и цель своего существования. Аристотель отталкивается от платоновского учения. Однако он не соглашается с тем, что сущность вещи существует сама по себе вне самой вещи (тело не может быть без души, а душа не может без тела).

Фома Аквинский -учение о гармонии веры и разума.

Он основывался на философии Аристотеля.

Его учение: производное от Бога бытие есть благо, а опосредованное волей человека может быть злом. Значит, нравственная цель заключается в стремлении к Богу, а блаженство достигается при его созерцании. Благодать Божья – необходимое условие добродетели.

Эпоха Возрождения — эпоха гуманизмаПрезрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека и разума, стремления к земному счастью. Гуманизмисходит из того, что человек находится в центре мира. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Валла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень -отстаивали идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.

Ф. Бэкон — эмпиризм .Для Бэкона основная задача философии состоит в познании природы из самой природы и критическом исследовании природы человеческого ума (критика “идолов”, “призраков”).

Его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Эмпирическое направление в философии продолжили такие философы, как Локк, Гоббс, Гельвеций, Гольбах. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главным источником наших знаний.

Р. Декарта - Основоположником классического рационализмаВ центре философии Декарта стоит человек - “Я” . Философ был убежден в разумности мира и человека. Таким методом Декарт считал рациональную дедукцию как движение от общего к частному.

Единственный критерий истины – разум; истинно лишь то, что мыслится разумом совершенно ясно и отчётливо; то, что мыслится ясно и отчётливо, и есть истинное бытие.

Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.Т. Гоббс утверждает, что реальное, в мире самом по себе, не существует ничего, кроме бесконечной совокупности тел, обладающих лишь механическими свойствами, взаимодействующих и движущихся по законам механики.

Согласно Гоббсу, люди рождаются абсолютно равными и свободными, и в естественном состоянии каждый имеет право на всё.

Локк считает, что основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом.

философии Просвещения.Эпоха Просвещения породила атеизм и материализм, который утверждает противоположность и несовместимость веры и разума, религии и науки, и считает причиной существования религии невежество, недостаток знания, непонимание истинных причин вещей. Просвещение – это время подъема буржуазии, связанной с новыми идеями экономического рационализма – частной собственности и свободного предпринимательства.

Именно философы Просвещения сформулировали те основополагающие принципы, которые до сих пор лежат в основе современных “цивилизованных” обществ:

1. суверенитета народа: государственная власть принадлежит исключительно народу;

2. общественного договора: власть рассматривается как продукт свободного и разумного договора между народом и избираемым им правительством;

3. разделения властей

4. демократического участия всех граждан в осуществлении власти.

И. Кант — этика, вещи непозноваемы.Центральный интерес в философии Канта представляет этика, исходной предпосылкой которой является убеждение в том, что всякая личность - самоцель человеческого развития. Кант приходит к выводу, что ни ощущения чувственности, ни понятия и суждения рассудка не могут дать достоверное знание о “вещах в себе”. Вещи эти, в сущности, непознаваемы.

Гегель.Гегель называл свою философскую систему “абсолютным идеализмом”. Исходным понятием такой целостной системы является абсолютная идея. Это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей и процессов.

Возможности человеческого разума безграничны, но у нашего познания есть предел, обусловленный задачей самопознания абсолютного духа. То есть философия Гегеля содержала внутреннее противоречие.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – центральной проблемой которого стал человек. В центре его философских взглядов - человек как “единственный, универсальный и высший предмет философии”. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человеческий, а не сверхъестественный.

К. Маркс

Согласно Марксу, общество есть целостная, внутренне структурированная и развивающаяся система многообразных типов взаимодействия людей. Она детерминируется в своем развитии, в конечном счете, действием производственных факторов.

Новая Философия -Человеку предлагается вступить в мир индивидуальных самостоятельных решений

Жизнь - первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление “живого”. Жизнь можно улавливать, постигать с помощью интуиции, а отнюдь не разума.

Ницшепредставлял жизнь как вечное движение, становление, постоянное течение. Такое представление о бытии определило у него понимание всех жизненных процессов как проявление действия воли к власти, то есть как присущую всему живому тягу к самоутверждению, подчинению чужой воли своей.

Человеку предлагается вступить в мир индивидуальных самостоятельных решений, отыскать собственный выбор в конкретной ситуации. Представители: Ницше, Клагес, Кьеркегор, Лессинг, Дильтей, Шпенглер, Шопенгауэр, Георг Зиммель, Ортега-и-Гассет, Бергсон.

Наши рекомендации