Двав имау пурушау локе, кшараш чакшара ева ча кшарах сарвани бхутани, кутастхо ’кшара учйате
локе — В четырнадцати мирах; имау двау ева — только лишь эти два; пурушау — сознающих принципа; (стхах) — существуют; кшарах ча — погрешимый; акшарах ча — и непогрешимый. (тайох) — Из этих двух; сарвани бхутани — все существа, от Господа Брахмы вплоть до ничтожных неподвижных существ; учйате — описываются; кшарах — как погрешимые, так как они отклонились от своей внутренней природы; кута-стхах — а те, кто находится в категории личных спутников Господа, пребывающие в своей вечной, непогрешимой, внутренней природе; (учйате) — описываются; (видвадбхих) — мудрецами; акшарах — как непогрешимые.
В этом мире есть два вида душ: погрешимые и непогрешимые. Все существа от Господа Брахмы до низших неподвижных форм жизни являются погрешимыми (так как они отклонились от своей внутренней природы). Тогда как личности, утвердившиеся в своей божественной природе, известны как непогрешимые (личные спутники Господа).
Текст 15.17
Уттамах пурушас тв анйах, параматметй удахритах йо лока-трайам авишйа, бибхартй авйайа ишварах
анйах ту — Но отличная от акшара-пуруша, непогрешимых спутников Господа; уттамах — Верховная; пурушах — Личность; удахритах — описыватся; ити — как; параматма — акшара-пуруша Сверхдуша, или Верховная Непогрешимая Индивидуальность. йах ишварах — Этот Господь каждого, который; авишйа — входит; лока-трайам — в три мира; авйайах (сан) — в Своем вечном облике; бибхарти — поддерживает всех существ.
Но выше всего существует Высшая Личность, известная как Параматма, Высшая Душа, полностью отличная от этих двух видов душ. Это Всевышний Господь. Входя в этот мир в Своем собственном вечном облике, Он поддерживает всех существ во вселенной.
Текст 15.18
Йасмат кшарам атито ’хам, акшарад апи чоттамах ато ’сми локе веде ча, пратхитах пурушаттамах
йасмат — Так как; ахам атитах — Я трансцендентен к; кшарам — погрешимым душам; ча — и; (ахам) уттамах — Я есть верховный принцип; акшарат апи — превосходящий также и освобожденных душш; атах — поэтому; пратхитах асми — Я прославлен; локе — в этом мире; веде ча — и в Ведах; пурушоттамах — под именем Пурушоттама, Верховная Личность.
Так как Я трансцендентен к погрешимым душам и также выше Моих непогрешимых вечных спутников, Меня прославляют в этом мире и в Писаниях как Пурушоттаму, Высшую Личность.
Текст 15.19
йо мам евам аса=мудхо, джанати пурушоттамам
са сарва-вид бхаджати ма=, сарва-бхавена бхарата
(хе) бхарата — потомок Бхараты; йах — тот, кто; аса=мудхах (сан) — свободет от заблуждений; джанати — способен познать; мам евам — Меня; пурушоттамам — как Верховную Личность; сах сарва-вит — этот знаток совершенной и основопологающей истины; бхаджати — поклоняется; мам — Мне; сарва-бхавена — всевозможными способами (то есть во всех расах).
О Бхарата, тот, кто истинно знает Меня в Моем вечном всесознающем чарующем облике Высшей Личности, является совершенным знатоком совершенного теизма, и поклоняется Мне во всех отношенях (в особом настроении преданности, таком как верность, служение, дружба, родительская забота и супружеская любовь).
Текст 15.20
ити гухйатама= шастрам, идам укта= майанагха
етад буддхва буддхиман сйат, крита-критйаш ча бхарата
(хе) анагха — О безгрешный; ити — таким образом; идам — это; гухйатамам — самое сокровенное; шастрам — заключение всех Писаний; уктам — было описано; майа — Мной. (хе) бхарата — О Бхарата; етат буддхва — приняв его в свое сердце; буддхиман — самые разумные личности, обладающие теистическим пониманием; крита-критйах ча сйат — достигают высочайшей цели.
О чистосердечный Арджуна! Итак, Я объяснил тебе это самое сокровенное таинство всех Писаний. О Бхарата, поместив этот нектар в сокровеннейшую область своего сердца, благочестивые души наслаждаются совершенством высочайшего успеха.
ити шри-махабхарате шата-сахасрйа= са=хитайа=
ваийасикйа= бхишма-парвани шримад-бхагавад-
гитасупанишатсу брахма-видйайа= йога-
шастре шри-кришнарджуна-са=ваде
пурушоттама-його нама
панчадашо ’дхйайах
Конец пятнадцатой главы
Высшая Личность
святой беседы между
Шри Кришной и Арджуной
Святого Писания Веданта Йоги
Шримад Бхагавад-гита Упанишад из Бхишма
Парвы Шри Махабхараты – Священных Законов –
записанных Шрилой Вйасадевой в ста тысячах стихов.
Глава 16